Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 25 ноября 2024
02:34

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Чеканные символы времени

Чеканные символы времени
Автор фото: Алина, gorod.dp.ua/photo
В основе жизни – любовь. Всем своим творчеством это доказал заслуженный художник Украины Константин Иванович Чеканев, оставив после себя большое количество произведений – символов уходящих времен.

Силой любви к творчеству, своим каждодневным трудом он окрылял собратьев по искусству.

К нему тянулись, платили ему взаимностью. Десять лет назад, на стыке столетий, К. И. Чеканев ушел в мир иной. Остались его ученики. Они успешно продолжают его дело.

Костя Чеканев родился в Андреевке, в сорока километрах от Бердянска. Познакомились мы на Азовском море в шестидесятом году. Он тогда заканчивал Харьковский художественный институт, но совсем не походил на художника. Короткая стрижка, мускулистый торс, сильные шершавые ладони. О его профессии свидетельствовал разве что карандаш чешской фирмы «KOH-I-NOOR», который вечно торчал из кармана шведки. Этим карандашом он сделал однажды пару своеобразных пляжных набросков в моем альбомчике, заметив при этом, что его давно перестал интересовать линейный рисунок и что теперь он мыслит пластичными объемами. В основном, он занимался рыбалкой, пропадал на причальном мостике, таскал бычков на сипалку-самодур.

Я учился тогда в Днепропетровском художественном училище, которое Костя закончил еще в 1956 году. Затем он перебрался в Харьков, где продолжал осваивать искусство ваяния в мастерской известного педагога Н.Рябинина. От Чеканева я впервые услышал слова, которые он повторял тогда вслед за Микеланджело и Роденом: «Скульптор берет мраморную глыбу и отсекает от нее все лишнее». Поскольку в Бердянске мрамор отсутствовал, свое краткосрочное пребывание на пляже он посвящал любимому занятию – рыбалке.

В 1962 году директором ДГХУ был назначен Иван Щедров, который быстро завоевал уважение преподавателей и студентов. Участник войны, талантливый педагог, он принадлежал к поколению демократической интеллигенции шестидесятых годов, которое определяло дальнейшее развитие отечественного, постсталинского развития изобразительного искусства. Он, как и его жена Валентина, заканчивал наше училище, затем Харьковский институт, поэтому хорошо знали Костю Чеканева. Неудивительно, что вскоре после окончания вуза мой бердянский знакомый появился в коридорах величественного здания на улице Шевченковской, где располагались тогда и художественный музей, и ДГХУ.

Известному художнику Алексею Ивановичу Жирадкову, который возглавлял скульптурное отделение, было уже за шестьдесят, и он охотно передал бразды правления Константину Чеканеву. При поддержке Ивана Ивановича Щедрова тот начал с сооружения новой скульптурной студии для училища. Во дворе нынешнего художественного музея закипела работа. Стены решили делать шлаконабивными, методом скользящей опалубки. Участвовали в этой стройке студенты и преподаватели, скульпторы и живописцы. Запомнился наиболее активный и деятельный Володя Небоженко, за которым укрепилось прозвище «прораб».

Встречаясь сегодня, мы часто вспоминаем ту стройку и Константина Ивановича. Сегодня В. Небоженко, приехавший тогда в наш город осваивать высокое искусство из степной Покровки, - автор многих скульптурных работ, знакомых днепропетровцам. Это и бронзовый молодой Тарас на Театральной аллее, памятники Полю и Чкалову на главном проспекте, мемориал героям войны на набережной, многие другие произведения монументальной скульптуры. Перечисление всего, что создал и продолжает создавать этот талантливый человек, впечатляет. «Знаешь, - сказал он недавно, - я до сих пор советуюсь с Чеканевым. Он ушел из жизни десять лет назад, а я никак не могу в это поверить». Лет пять назад В. Небоженко завершил работу над мемориальной доской, которая укреплена на доме по ул. К. Либкнехта, 1, в котором долгие годы жил заслуженный художник Украины К. И. Чеканев.

Вернемся, однако, в прошлое. Марийка Носач осваивала азы живописи и проживала в общежитии ДГХУ на пр. Пушкина, 36-а. Никто не подозревал, что Константин Чеканев, на которого засматривались многие представительницы прекрасного пола, отдаст ей предпочтение. А случилась, на первый взгляд, банальная история. Как обычно в те годы, студентов и преподавателей отправили в колхоз помогать убирать урожай. Среди бескрайних кукурузных полей, под жарким синим небом зародились их светлые чувства. И многие узнали вдруг, что молодой скульптор влюблен в Марийку, а будущая художница боготворит своего мастера. В 1965 году она получила диплом и в том же году стала Марией Чеканевой.

Плодотворным было сотрудничество Константина с Валентиной Щедровой. В соавторстве с ней были созданы наиболее известные монументальные композиции – памятник студентам, погибшим в годы Великой Отечественной войны у Дворца студентов, более известный по названием «Скорбящая»; памятник генеральному конструктору по ракетостроению М. К. Янгелю; памятник студентам и преподавателям Медакадемии, отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом...

Одновременно К. Чеканев трудился над станковой скульптурой. На республиканской выставке, проходившей в Киеве в 1966 году, где были выставлены его лирические женские портреты, журналисты попытались выяснить, над чем он работает. «Я не знаю, - честно признавался он, - чувствую, что приближаюсь к чему-то главному, но говорить о будущих работах не имеет смысла...».

Мало кто знал, что уже тогда им был задуман памятник Григорию Петровскому, который должен был стать не только запоминающимся символом крупного промышленного центра, но и данью человеку труда, именем которого назван наш город. Десять лет упорного кропотливого труда ушло на создание памятника, известного каждому днепропетровцу. С его установкой накануне 200-летия города привокзальная площадь приобрела свою архитектурную завершенность, а Чеканев выдвинулся в число наиболее успешных и востребованных скульпторов не только Украины, но и Союза.

Он прекрасно осознавал, что способен на большее и старался восполнить время, потраченное на сотни черновых эскизов, своими станковыми работами. Его, естественно, радовали солидные заказы. И он, не раздумывая, приступал к созданию образов своих современников, уходя от стандартов, которые диктовались господствующей идеологией. Это особенно заметно в скульптурных портретах Героя Советского Союза Л. С. Мережко, директора Южмаша А. М. Макарова, ген.конструктора по ракетостроению В. М. Уткина, Героя Советского Союза генерал-майора В. Г. Пушкина и других, созданных в первой половине восьмидесятых годов. Тогда же он закончил работу над «Портретом матери» (1982 г.) с которого начался новый этап его творческой биографии.

В «Литературной газете» в том же 1982 году был опубликован материал известного журналиста Юрия Роста о простой украинской женщине Екатерине Лысенко, которая воспитала десять сыновей – участников Великой Отечественной войны. По предложению Юрия Роста был объявлен всесоюзный конкурс на лучший памятник «Солдатской матери».

Вместе с архитектором В. С. Положием, К. И. Чеканев принял участие в этом конкурсе. Победа досталась днепропетровцам.

Памятник Матери был сооружен в селе Бровахи Черкасской области. Об этом сообщил в мае 1984 г. Ю. Рост в «Литературке». Появился материал об успехе днепропетровцев и в «Днепре вечернем».

В тот период К. И. Чеканев нередко навещал нашу редакцию, охотно общался с журналистами и в своей мастерской. Однажды мы заглянули с Борисом Васильевым, который тогда работал фотокором «ДВ» (ныне известный телеведущий 11 канала – Л. Г.), в гости к Чеканеву. Он заканчивал тогда работу над бюстом В. В. Щербицкого, который должны были установить в Верхнеднепровске – на родине дважды Героя Соцтруда. В мастерской был и Володя Небоженко. Завязался интересный разговор. Выяснилось, что Чеканев специально съездил в Верхнеднепровск и привез оттуда в свою мастерскую маму В. В. Щербицкого. «Татьяна Ивановна сделала весьма ценные замечания, - говорил Чеканев. - Теперь остановка за специалистами Южмаша. Отливать и чеканить бронзу они хорошо наловчились...».

Позднее бывший главный инженер Южмаша, Герой Социалистического Труда Владимир Сергеевич Соколов вспоминал о сотрудничестве со скульптором Константином Чеканевым. «Заказ по изготовлению бюста был выполнен нашими лучшими специалистами, - говорил В. С. Соколов. - Люди уважали Владимира Щербицкого. Он был одним из наиболее интеллигентных членов Политбюро...». Беседа с В. С. Соколовым – членом фонда «Патриот» состоялась в те дни, когда многие в Украине праздновали 90-летие со дня рождения Щербицкого, а фонд «Патриот» выпустил несколько памятных медалей, посвященных этой дате. Не возникало никакого сомнения – гравер уменьшил и перенес на лицевую сторону медали работу Константина Чеканева.

Уже после открытия бюста в Верхнеднепровске В. В. Щербицкий встретился с автором. О том, как это происходило, рассказал сам Чеканев: «Меня встретил Константин Продан, помощник В.В. Зашли в небольшой зал. За столом В. В. и Качаловский беседуют. Продан тихо говорит, - мол, присядем с краю, не будем им мешать. Выпиваем по рюмке коньяка. В. В. рассказывает о том, как некий профессор-кардиолог по фамилии Михнев рекомендовал ему в качестве лекарства ту самую жидкость, которую Костя Продан наливает в наши рюмки. Затем В. В. произносит тост, предлагает выпить за здоровье скульптора... и дарит мне японские часы». Чеканев считал, что скульптура, как и архитектура – это наиболее долговечный вид искусства. Нельзя разрушать памятники, ведь каждый из них – это символ уходящих времен. «Даже штамповку следует сохранять, - говорил он, – нельзя терять окончательно артефакты, которые нас окружают».

Часы, которые ему подарил В. В.Щербицкий, Чеканев потерял на рыбалке. Слава Богу, остались символы, рожденные его трудом, талантом, любовью.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:


01  (21.12.10 09:00): многа текста не асилил :( Ответить | С цитатой
Олден  (21.12.10 07:02): Хотелось бы здесь увидеть фото самого Героя статьи. Автор поленился. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
16,9
млрд грн - бюджет Днепра на 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте