Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
03:28

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Дошедший до Берлина и Потсдама

Дошедший до Берлина и Потсдама
В Самарском районе Днепропетровска на вечной стоянке – паровоз-памятник СО-17-1613. Уникальны судьбы и машины, и машиниста-героя, паровоз которого первым вошел в освобожденный Днепропетровск.

Десятого октября 1974 года на площади по улице Илларионовской, неподалеку от станции Нижнеднепровск-Узел, было очень многолюдно. Накануне 30-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков в Днепропетровске открывался уникальный памятник.

На гранитном пьедестале, как будто устремленный вперед, замер стальной богатырь – паровоз СО-17-1613. Вокруг него – почетный караул, море людей, знамена, транспаранты и цветы, цветы... На торжественном митинге много почетных гостей. Но всем хочется увидеть экипаж фронтового паровоза. Их было шестеро: поездные кочегары грузин Борис Табилишвили, армянин Арам Авакян, помощники машиниста латыш Петр Цирулис, украинец Михаил Плетень, белорус Петр Зенин и машинист Алексей Смирнов – Герой Социалистического Труда, полвека жизни которого связано с Днепропетровском. Удивительны судьбы и этого человека, и паровоза, который он провел по опаленным войной колеям от берегов Днепра до Берлина и Потсдама.

Мы привыкли связывать разгром фашистской Германии с подвигом танкистов, летчиков, пехотинцев, артиллеристов, моряков, разведчиков. Но мало кто знает и задумывается о том, какой огромный вклад в великую Победу внесли экипажи фронтовых паровозов. Ведь именно от проходящих сквозь бесчисленные бомбардировки, подрывы, обстрелы поездов зависел подвоз на передовую техники, топлива, солдат, доставка в прифронтовые госпитали раненых.

Любовь с первого взгляда

Памятью о нем, ушедшем из жизни в 1997 году, дышит каждый уголок типовой квартиры на жилмассиве Победа – на стенах его портреты, дипломы, благодарности. Вдова Алексея Григорьевич Екатерина Иосифовна прошагала с ним по жизни почти полвека. Ее жизнь, как и дочери Елены, тоже была связана с железной дорогой, и лишь сын Олег пошел в шоферы. Вспоминая об Алексее Григорьевиче, его супруга зачастую не может сдержать слез – и тогда на помощь призывает многочисленные книги о машинисте-герое, в первую очередь – уже покойного Ильи Ветрова, бывшего комиссара, а потом начальника 7-й паровозной колонны особого резерва, в составе которой Алексей Смирнов прошел всю войну.

Он родился в 1916 году в бедной крестьянской семье в селе Бобылевка Нижегородской губернии. Одна коровка на восьмерых, сиротский надел земли. Дед с отцом и охотой промышляли, и лошадей подковывали, и печи людям клали, а шестеро детей занимались сбором лесных ягод. Шло время, и когда подростки, сверстники Алеши Смирнова грезили стать моряками, летчиками, комиссарами, он мечтал о паровозах. В окрестностях Бобылевки железной дороги не было Но однажды с отцом он отвозил на пристанционный элеватор мешки с колхозным зерном. И, завороженный проносящимися мимо стальными гигантами, влюбился в них с первого взгляда. С мечтой стать машинистом он отслужил положенные годы в армейской пехоте и пришел поступать на работу в паровозное депо станции Владимир-Волынский. Сначала молодому парню доверили работать слесарем, ремонтировать старые паровозы. Не один раз Алексей ходил к начальнику депо, рассказывая о своей мечте. Вскоре Алексея обучили на кочегара, а затем он стал помощником машиниста.

Но вскоре грянула война. В первые ее дни Алексей пришел в военкомат, попросил отправить на фронт. «Стране нужны не только солдаты. Фронту не обойтись без машинистов. Работай на своем месте!» - твердо ответил военком. Вскоре были сформированы паровозные колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, и Смирнов был включен в состав 7-й колонны.

Похороненный заживо

Машинисты 7-й колонны работали на паровозах серии СО («Серго Орджоникидзе») - самых мощных в ту эпоху, тянувших самые длинные и тяжеловесные составы с бронетехникой, топливом. Именно за этими поездами в первую очередь и охотились фашистские «юнкерсы» и дальнобойная артиллерия. Не было дня и ночи, чтобы составы не подвергались обстрелам, не было паровоза, который не имел бы пулевых и осколочных пробоин. И после одного из таких сражений в далекую Бобылевку ушла похоронка на Алексея Смирнова.

Продолжение следует...

Gorod.dp.ua на Facebook.


Сява  (26.10.10 12:13): для Старый,: Эта новость и событие не имеет никакого отношения к политике. Зачем ты политизируешь этот вопрос? При чем здесь Царев? Я в шоке: у нас люди уже просто не могут без политики. Все сводится к одному. Даже тема освобождения города от фашистов. Давайте хотяб в этот праздник забудем о выборах и наших местных "менеджерах". Ответить | С цитатой
Старый  (25.10.10 21:19): Как ни прискорбно, но найдется новый Царев или ему подобный, отправят бедный паровоз на металлолом Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
54
долгожителя проживает в Днепропетровской области. 47 женщин и 7 мужчин, отметивших свое 100-летие.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте