Рассказать обо всех областях нашей жизни, где берут взятки, ни на двух, ни на двадцати двух страницах нереально — взяточничество в Украине тотально. Наша газета не раз писала о даче «на лапу» гаишникам, врачам, работникам детских учреждений и ЖЭКов... Таких случаев миллионы, зато взятки там относительно небольшие, в пределах нескольких сотен гривен или долларов. Гораздо «круче» взятки в правоохранительной области, среди прокуроров, милиционеров, судей (достаточно вспомнить «дело» львовского судьи Зварича). Берут деньги за возбуждение и развал уголовных дел, за уменьшение срока «отсидки», за придание законности рейдерским захватам...
Говорят, кстати, что в связи с кризисом и тем, что ныне общий уровень взяток упал, некоторые нечистоплотные правоохранители специально фабрикуют дела, чтобы потом за их закрытие брать деньги… Однако есть и совсем «крутой» уровень взяточничества, где суммы «хабарей» исчисляются миллионами, а то и десятками миллионов. Это, как правило, мзда за решение земельных вопросов, проблем с недвижимостью. И соблазн столь велик, что отказаться от денег чиновники от власти не могут по сей день, хотя многие уже «сидят».
Более того, несмотря на кризис, говорят свидетели, уровень взяток не падает, хотя спрос на «решение» вопросов заметно снизился. Почему так, а также о самых больших взятках в стране, о необычных способах их получения, читайте ниже. Консультировали «Сегодня» в этих вопросах специалисты из Департамента госслужбы борьбы с экономической преступностью МВД Украины, ГУБОП МВД Украины, эксперты из числа адвокатов.
Госслужащие берут взятки за любой вопрос, входящий в их компетенцию. Лицензионные, разрешительные вопросы – за все. Но примерно 70 процентов сейчас – это взятки, полученные за решение земельных вопросов. Аренда, ее продление, выделение в пользование, изменение предназначения – вопросов множество и за все берут. И суммы самые большие – за землю.
Конкретная минимальная сумма взятки в законе не оговорена. Нельзя сказать, что взятка начинается (или ответственность за нее) с 10 или 100 гривен. Тут порой работает такое понятие, как малозначительность. Решение об этом принимает прокуратура, ибо именно она расследует дела о взятках относительно должностных лиц. Милиция в любом случае документирует взятку и передает дело в прокуратуру. Если там фигурирует, например, 30 гривен взятки, то прокуратура, скорее всего, откажет, в возбуждении дела за малозначительностью. Тогда фигурант отделается просто испугом и общественным порицанием. Но если таких «малых» взяток набирается много у одного человека (например, так бывает в вузах, когда преподаватель берет за зачет понемногу с каждого студента, но их много), тогда здесь просматривается система. В таком случае, с большой вероятностью, можно сказать, что дело будет возбуждено.
Сегодня взяточники стали очень осторожными. Используют подставных лиц, кредитные карточки, благотворительные фонды, депозитные ячейки и пр. Потому что учатся на ошибках предшественников, чему способствуют и СМИ. Кроме того, в коммерческие и госструктуры ушло немало силовиков, знающих тонкости оперативной работы. Причем ныне появились случаи, когда чиновник взятку делит: часть берет себе, а часть просит перевести на служебный счет, чтобы закрыть ряд вопросов, которые ему положено решать по должности. То есть и себе денежки получил, и своей карьере поспособствовал, как способный руководитель. При этом сумма растет, потому что то, что чиновник запланировал взять себе, он все равно берет, а «на службу» просит сверх того.
На ту же землю есть цены официальные, а есть рыночные. Первые проходят по документам, а вторыми реально оперирует чиновник. Скажем, настоящая цена сотки на ЮБК в районе Ялты или Ливадии даже в период кризиса не будет ниже 20000 долларов, а официальная – в десятки раз меньше. Допустим, некая фирма выиграла тендер на аренду такого участка (причем тендер фиктивный, ибо обычно допускают к нему только тех, кто согласен на взятку, остальных в последний момент отшивают, мол, у вас бумаги не так составлены). И заплатила в бюджет по 1 тысяче за сотку. А с чиновником договор: заплатишь мне не 20000 за сотку, а 19000, тебе выгодно, и мне. Чиновничий риск при этом может быть уже заложен в цену, а может оплачиваться отдельно, в разных случаях по разному.
Бывает и так: люди ходят к чиновнику, решают разные вопросы, помаленьку платят. Потом он жалуется на трудности и занимает у них энную сумму. Долго не отдает, а потом заявляет: у меня там есть кусок земли (не самый лучший), так вы его заберите в счет долга. Но чтобы я вам даром землю не отдавал, вы мне еще приплатите. У людей лопается терпение, они обращаются в милицию и она задерживает мэра за взятку.
Другой случай: чиновник назначил сумму взятки за аренду участка, но потом его заела жадность. Он раз поднял цену вопроса, потом второй, третий… Тогда несостоявшиеся арендаторы написали заявление. Иногда цену пытаются искусственно поднять, приглашая, кроме реального покупателя, подставных лиц, которые якобы тоже претендуют на участок, торгуются.
Жирный кусок – распределение бюджетных средств и соответствующие «откаты». Причем эти откаты часто составляют 30-40, а иногда и 50% от суммы средств. О 5-10% даже речь не идет. Для фирмы, которая реально собирается эти средства осваивать, теряется весь смысл получения бюджетных средств –надо сразу наличными отдать до половины! А ведь безнал надо еще конвертировать в «черный нал», это еще от 4 до 7-8 процентов. Зато если фирма фиктивная и работать не собирается, то ей в любом случае выгодно.
Такой вид незаконной деятельности нередко присущ нашим западным регионам, которым выделяют средства, например, для борьбы со стихией, с разливами рек и пр. Там же, кроме взяточничества (ст. 368), встречаются и другие должностные преступления: завышают стоимость сметных работ, выдумывают липовые объекты и пр. (ст. 364, 365 – превышение и злоупотребление служебным положением). Взятки могут быть не только деньгами, но и стройматериалами, готовым домом, поездкой за рубеж и пр.
Чтобы узнать, какие взятки ходят среди силовиков и судей, мы опросили ряд экспертов из числа адвокатов, которым реально приходилось нарушать закон и давать мзду по просьбе клиентов (потому что иначе добиться решения вопроса невозможно). Вот что они нам рассказали на условиях анонимности.
Как известно, дела делятся на хозяйственные, административные, гражданские и уголовные. Соответственно, разные и суды, разные таксы (но всегда самые высокие цены в Киеве). К примеру, в хозяйственных делах есть средняя по стране такса: за положительное решение судьи берут «на лапу» 3% от цены иска. Хотя, конечно, в маленьких городишках, особенно на западе Украины, можно сговориться и за «твердый оклад», например, за тысячу долларов.
В гражданских делах (например, развод и дележ имущества) твердой общегосударственной таксы нет, «цена вопроса» начинается в райсудах от 2 тысяч долларов, в апелляционной инстанции меньше чем за 5 тысяч и говорить не станут. По крупным (относительно) делам – от 10 тысяч.
Административные суды больше всего «поднимаются» в ходе выборных кампаний. Объявить недействительным подсчет голосов за будущих депутатов в районе стоит от 20 тысяч долларов, при выборах мэра – от 100 тысяч (конечно, это не в Киеве). Если дело доходит до Верховного Суда, то могут вести речь о миллионе и выше (смотря каков «объект»). Например, в 2004 году ходили слухи о 5 миллионах за выборы президента…
В общеуголовных судах на первых этапах дела (возбуждение или отказ в таковом) судьи обычно не участвуют. Они вступают в дело, когда надо избрать меру пресечения (арест, подписка и пр.). В Киеве, по слухам, «за санкцию» (скажем, без взятия под стражу) надо уплатить от 10000 долларов до миллиона, смотря о ком речь (говорят, несколько лет назад был случай, когда взяли 2 миллиона).
За уменьшение срока по приговору в Киеве начинают «говорить» с 10 тысяч долларов. Но уже даже в столичной области, говорят, можно поладить и за 500 баксов, на Западной Украине – и за 300-400. Какой-то таксы за каждый год снижения срока нет. Причем нередко судьи берут деньги за вынесение… законного решения! То есть играют на неосведомленности клиентов. Скажем, человеку и так по совокупности его характеристик и прочего положено наказание ниже нижнего предела. Но судья об этом молчит и берет мзду, поступив по закону. Дороже всего стоит оправдательный приговор, даже если человек абсолютно виновен. Тут дело пахнет миллионами, таких случаев единицы, они не афишируются.
Конечно, на уголовных делах наживаются не только судьи. Возбуждать дела или отказывать в этом могут милиция, прокуратура, СБУ, налоговая… Дешевле всего стоит возбуждение дела – от 2 тысяч гривен (потому что это решение далеко не окончательное, вышестоящая инстанция тут же может его прекратить). Цена отказа в возбуждении тоже начинается примерно с 300 долларов – по тем же причинам. Впрочем, в серьезных делах такса выше – например, отказать в возбуждении при тяжких телесных повреждениях (мол, это не бандит ударил потерпевшего, а он сам неудачно упал) стоит от 5000 долларов. При убийствах это исключено, ибо закон требует в любом случае при признаках насильственной смерти возбуждать дело.
Кризис ударил по привычным доходам мздоимцев в погонах (прежние «кормильцы» - торговля, сфера недвижимости и земля сами сейчас сидят без денег) и ныне, говорят эксперты, увеличилось количество дел, возбужденных исключительно с целью «подоить» клиента. Сначала возбуждается дело «по факту», клиенту грозят – не заплатишь, оно станет против личности, то есть тебя. А заплатишь, сам дознаватель или следователь и прекратит дело, не надо никакого суда. Именно с целью «подоить», как говорят знающие люди, сейчас возбуждается вал уголовных дел против мэров мелких городов. Что характерно – до суда редко такие дела доходят.
При этом если милиция, прокуратура либо СБУ возбуждает дело по собственной инициативе (жадности), то это прекращение обходится относительно дешево, от 1000 долларов. Но если это заказ, например, одна фирма хочет уничтожить другую (или политические конкуренты хотят «утопить» мэра), то цены резко растут. Тут и суммой в 300-500 тысяч долларов никого не удивишь. Даже если дело до суда не дойдет (а так обычно и бывает), то заказанную фирму уничтожат выемками документов, бухгалтерскими и иными экспертизами, слухами о банкротстве. Ей просто не дадут работать, потому проще и дешевле заплатить хоть и полмиллиона за прекращение. Но и враги не дремлют, могут заплатить больше за уничтожение… Тут идет своеобразный торг.
Своя такса на все существует и в СИЗО. Там речь о тысячах не идет, зато это каждый день и много раз. Например, за бутылкой обычной водки контролеры сбегают за сто гривен (включая цену водки). Столько же стоит пронести на часок мобилку в камеру. Перейти заключенному из камеры в камеру, чтобы с кем-то там поговорить – 200-300 гривен. И, наконец, от 400 гривен в час стоит привести в камеру девочку (уровня вокзальной шлюхи). Дорогие путаны стоят сотни долларов.
СМОТРИТЕ ДЕТАЛЬНЕЕ
Ловят взяточников в основном двумя путями: по заявлению того, у кого вымогают деньги (таких случаев в практике больше) или по оперативным разработкам (видео, аудио и другой контроль, таких существенно меньше). Меньше, потому что во втором случае сложнее доказывать квалификацию преступления, а в первом случае следствию потом проще закреплять доказательства. Кстати, заявление может быть и анонимным (типа: мы родители студента, у нас вымогают взятку за зачет, но «светиться» не хотим). Закон позволяет проводить оперативно-розыскные мероприятия и по официальному заявлению, и по информации, которой и является анонимное сообщение. Заявитель может появиться и позже, после возбуждения дела. Позже он может написать об этом заявление и будет освобожден от ответственности. Вот в деле судьи Зварича изначально не было заявителя, но, говорят, уже появился, и не один…
Деньги для взяток и сегодня обрабатываются, помечаются. Однако взяточники стали умнее и зачастую проверяют купюры. Потому оперативники смотрят, что за человек взяточник. Если он ушлый и «подкованный», то помечать деньги нельзя, а то, например, в ультрафиолете засветится слово «Хабар». В таких случаях упор делается не на то, что он возьмет помеченные деньги (они будут обычные, хотя номера, конечно, перепишут), а на другие доказательства: его телефонные и иные переговоры, записи бесед и пр. Есть и новые технические средства, с помощью которых контролируют местонахождение «взяточных» денег, в буквальном смысле видно, где они. Подробнее рассказывать нельзя, чтобы будущие взяточники не узнали об этом знали в деталях.
Способы передачи взяток, рассказали нам в Департаменте госслужбы борьбы с экономическими преступлениями МВД Украины, со временем видоизменяются. Конечно, и сегодня есть чиновники, берущие «втупую» деньги прямо от взяткодателя в конверте или пакете. Но таких становится все меньше. Вот примеры более «хитрых» способов. В Запорожской области, например, взятку попросили направить денежными переводами в адрес матери и дочери посредницы, а ей самой сообщить коды переводов для контроля.
В Чернигове чиновник пару суток «мариновал» взятку в шкафу собственной приемной, потом забрал и долго проверялся, катаясь на машине по городу, нет ли слежки. Затем вместе с шефом поехал проверять деньги в банк и только при дележке их взяли. А в Киеве госслужащий часть денег отдал своей бухгалтерше для зачисления на счет госпредприятия, а часть попросил отнести в машину своему помощнику, которому дал команду по телефону ехать в условленное место… Впрочем, все эти уловки не помогли, взяточника взяли.
СМОТРИТЕ ДЕТАЛЬНЕЕ
Рассказывает столичный бизнесмен, бравший в аренду и приватизировавший помещение класса «коммерческая недвижимость» накануне кризиса. Речь шла о помещении площадью 150 кв. метров на 1-м этаже жилого дома.
— Первое, что надо было сделать – обратиться в профильную комиссию райсовета (по вопросам аренды) с заявлением о предоставлении упомянутого помещения в аренду. Если сделать это «с улицы», толку никакого не будет. Я нашел посредников, они вывели меня на комиссию и через них я передал 10000 долларов для «решения вопроса» в мою пользу. Формально эта аренда предоставляется на конкурсной основе, но при такой «оплате» конкурс – это фикция.
В моем случае, как мне рассказали, это помещение придерживал для «своих» начальник местного ЖЭКа, но комиссия райсовета его планы поломала, получив деньги. Разумеется, эта взятка делится не на всех членов, а на избранных (председателю – обязательно), часть идет наверх, руководству РГА. Будучи уверенным в успехе, я даже документы предоставил на комиссию в последний момент (она уже заседала), но аренду получил. Правда (это тоже правила игры) пришлось внести еще официально 10000 гривен в некий районный благотворительный фонд. За все эти мои «взносы» я получил еще одну существенную льготу – мне снизили арендную плату вполовину, да еще и освободили вообще от уплаты «на время ремонта помещения» (хотя я ничего ремонтировать и не собирался).
Затем пришло время приватизировать взятое в аренду помещение. Делать это надо, потому что аренда коммунальной собственности, по решению Кабмина, дается лишь на 11 месяцев. По их истечению надо или опять участвовать в конкурсе на аренду, то есть платить уже упомянутые взятки, либо успеть оформить его на себя. Я решил приватизировать. Соответственно, вновь обратился в комиссию при райсовете, но уже по приватизации. Через посредников заплатил деньги для решения вопроса в мою пользу – на сей раз 40000 долларов. Кроме того, понадобились разные документы, в том числе из БТИ. Выяснилось, что «мое» помещение не соответствует поэтажному плану – кто-то еще до меня его перепланировал. Опять нашел посредника, заплатил (ему и для БТИ) 5000 долларов. Люди привезли домовую книгу, при мне ее переделали так, что реальный вариант помещения стал соответствовать бумажному. И выдали мне поэтажный план, исходя из исправленных бумаг.
Я стал собирать другие бумаги. Понадобился еще один любопытный документ по поводу «права собственности», который можно получить только в мэрии Киева (там его и придумали). Запрашивать его должна райкомиссия по приватизации. Но если его просто запросить, то не дождешься никогда (хотя официальный срок для рассмотрения 1 месяц). Тут мне помог посредник, имеющий знакомых на Банковой. Я ему вручил 31 тысячу долларов и через три дня получил искомый документ. Причем мне самому дали его на руки и я отвез его в райкомиссию по приватизации.
После этого встал вопрос об экспертной оценке «моего» помещения. Делать это должна независимая экспертная фирма, аккредитованная при районе (обычно это «свое» частное предприятие). Эксперт при встрече со мной «зарядил» цену квадратного метра помещения в 5000 гривен. Я торговался недели две и сбил цену до 3000 гривен. Но за это заплатил 17000 долларов (пошли в комиссию по приватизации и экспертам).
Затем были еще мелкие взятки в 300-500 долларов разным чиновникам (например, в ЖЭК) и, наконец, было принято решение: разрешить мне приватизацию. Составили у нотариуса договор купли-продажи помещения и коммунальная собственность стала моей. Надо было еще зарегистрировать этот договор в БТИ и я стал полноправным хозяином. На взятки при этом затратил примерно 110 тысяч долларов (107 – крупные «хабари», остальное по мелочи). Все равно мне это было выгодно на тот момент, потому что недвижимость постоянно росла в цене. А если бы я купил такое помещение у владельца, то оно бы (тогда) обошлось бы мне где-то в 180-200 тысяч. Так что внакладе я не остался, выгодно успел перепродать помещение.
Зато мои коллеги, которые прошли этот путь чуть позже, «попали»: денег заплатили много, а вернуть их помешал кризис. Сейчас пустых помещений (как и жилья) много, их некому брать. Однако, что любопытно, по моим сведениям, чиновники даже на фоне кризиса суммы взяток не уменьшают. Рассчитывают, говорят, на то, что, мол, кризис скоро кончится и недвижимость опять «войдет в цену», так что, желающие, раскошеливайтесь…
Кроме того, по слухам, на чиновников давят депутаты, мол, изыскивайте средства, ведь скоро, будущей весной, выборы в местные советы, нужно формировать партийные фонды. А, например, на минувших выборах место в Киевсовете стоило в среднем 1 млн. долларов (в разных партиях от 0.5 до 1.5 млн., внесешь – тебя включат в партийный список на проходное место). В будущем вряд ли будет меньше…
В вузах взятки как брали, так и берут, но система получения видоизменилась в связи со вводом тестирования. Если взглянуть сегодня на то, кто проходит в основном на престижные, да еще и бюджетные специальности в хорошие вузы, то увидим там массу «инвалидов». Вернее, юношей и девушек со справками об инвалидности. В то же время медалисты, по-настоящему талантливые молодые люди остаются за бортом. То есть, если раньше взяточник-декан или преподаватель, допущенный к приему студентов, говорили: за такую-то мзду подложим нужный билет или иным способом гарантируем высокую оценку, то сейчас ситуация иная. Взяточник говорит родителям абитуриента, какие документы нужно подготовить (например, ту же справку об инвалидности) и обещает впоследствии не слишком пристальное внимание к этой липовой справке.
Есть средняя цифра: за одного человека при поступлении «на бюджет» просят примерно 10000 долларов. В каких-то вузах меньше, в других (крупных столичных, например) больше, до 20000, но в среднем по стране так. Что касается взяток уже при обучении, то тут ничего не менялось, как брали за зачет или экзамен, так и берут. Относительно понемногу (50-100 долларов за раз), зато со многих. Правда, для иностранцев цена другая. Студент из Африки, обучающийся на сложной специальности, за сдачу профильного экзамена платит 1000 и больше долларов.
В мае в парламенте прошел второе чтение законопроект, предложенный бывшим министром обороны, а ныне нардепом от НУНС, главой профильного комитета ВР по нацбезопасности и обороне Анатолием Гриценко. В документ заложено понятие о «чрезвычайно высокой взятке» (эквивалент 10000 долларов и выше).
За такую взятку Гриценко предалагает наказывать 15 годами лишения свободы без права на амнистию, а судей, следователей и прокуроров — пожизненным заключением с полной конфискацией. Однако президент наложил вето на принятый закон и в силу он не вступил.
Автор: Александр Ильченко, Александр Корчинский
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Всем не нравится положение дел, да?
Вопрос: что делать...
НО - кто из вас реально борется со взяточничеством хотя бы тем, что не даёт их??
По опросу (предпринимателей), процентов на 60 взяткодатели предлагают взятку сами. Вот и жалуемся, как все плохо... Сами растим(-те) и искушаем(-те). Ответить | С цитатой