|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать малоизвестные факты биографий выдающихся людей, связанных с нашим городом.
17 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных украинских художников XX века.
Николай Петрович Глущенко. Наш земляк. Его называют украинским импрессионистом. Человек удивительной судьбы – художник, авантюрист, разведчик...
Откуда родом Николай Глущенко? Как он оказался за границей? Где получил образование и чьим последователем в искусстве он был? Каким образом талантливый художник стал еще и разведчиком? Какие задания он выполнял? Как оказался снова в Украине? Какой была дальнейшая судьба художника?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Николай Петрович Глущенко родился 4 (17 по новому стилю) сентября 1901 года в Новомосковске, тогдашнем уездном городе Екатеринославской губернии, - рассказывает Максим Кавун. - Юность нашего героя прошла вполне обычно, без творческих исканий и метаний.
В 1918 году Николай окончил коммерческое училище в Юзовке (ныне Донецк). Однако революция и гражданское противостояние ожидаемо вторглись в его жизнь. Получив экономическую специальность, юноша неожиданно был мобилизован в белые войска – Добровольческую армию генерала Антона Деникина.
Пройдя с белыми сотни километров, Николай оказался интернированным на территории Польши. Начались годы вынужденной эмиграции. В Польше Николай оказался в Щелковском лагере для интернированных лиц. Оттуда перебрался в Германию.
В Германии, также бурлившей после «своей» революции и краха монархии, Николай Глущенко вдруг решил попробовать свои силы в творчестве. Решил учиться на художника.
Сперва занимался в Берлине в школе-студии Ганса Балушека. Затем, в 1920-1924 годах, Глущенко учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств (ныне университет) в Шарлоттенбурге.
Интересно, что получая образование в Берлине, Глущенко как представитель украинской творческой молодежи пользовался поддержкой украинской диаспоры. Существуют сведения, что его обучение оплачивал бывший Гетман Павел Скоропадский, а средства на проживание предоставлял бывший представитель Украинской Народной Республики в Германии Роман Смаль-Стоцкий. Первую персональную выставку в Берлине помог организовать Владимир Винниченко – писатель, бывший глава правительства Украины в 1917 году.
Выучившись в Берлине, Глущенко некоторое время, до 1925 года, оставался в Германии. С 1925 года он переместился во Францию, бывшую Меккой художников того времени. Оказавшись в Париже, именно здесь в течение нескольких лет Глущенко заявил о себе как молодой перспективный художник. Он открыл собственное ателье и довольно быстро обзавелся клиентурой ценителей его работ. Работал преимущественно в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета.
С 1924 года Глущенко стал участвовать в художественных выставках. А его первая персональная выставка в Париже прошла в 1926 году. За всю жизнь – около 50-ти персональных выставок. До Второй Мировой войны персональные выставки Глущенко прошли в Париже (1926, 1928 гг.), Бухаресте (1930 г.), Праге (1931 г.), Львове (1935 г.).
Как можно догадаться, находясь в Париже, Глущенко не мог не испытать влияния французских импрессионистов – Клода Моне, Эдгара Дега, Анри Матисса, Винсента ван Гога и других художников. Эта линия четко прослеживается в его работах. В Париже Глущенко создал портреты популярных писателей: Ромена Роллана, Анри Барбюса и других.
В 1923 году, находясь за границей, Николай Глущенко получил гражданство СССР. Произошло это при содействии великого режиссера Александра Довженко. Глущенко написал его портрет. Получился своеобразный «творческий бартер».
После этого Глущенко получил интересное назначение – на должность главного художника торгово-промышленных выставок Советского Союза за границей. На этой должности он оформил Советский павильон на Лионской ярмарке (Лион – крупный промышленный центр на севере Франции).
В начале 1930-х годов Глущенко – вполне сформировавшийся талантливый живописец, со своим оригинальным творческим почерком. Как отмечают искусствоведы, живописи Глущенко, многое унаследовавшей от импрессионистов, присущи свобода выражения и ощущение декоративной выразительности цвета.
В 1930-1931 годах Глущенко создал серию иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». В 1933 году – серию иллюстраций к повести Михаила Коцюбинского «Fata morgana».
Тридцатые годы XX века стали временем творческого становления мастера. В 1934 году он совершил творческую поездку в Испанию, посетил Балеарские острова и Мальорку.
Перемещения и хитросплетения творческой судьбы Глущенко, оказывается, имеют другое рациональное объяснение. Талантливый художник десятилетия вел двойную жизнь и был… советским разведчиком.
В двадцатые годы XX века НКВД вел активную работу среди белой эмиграции. С 1926 года Глущенко начал сотрудничать с советской разведкой. Ему присвоили псевдоним «Ярема». Глубоко законспирированный агент, он мог вполне свободно перемещаться по Европе, совершая творческие поездки.
Во время проживания во Франции и Германии, агент «Ярема» выполнил ряд сложных операций по добыче ценной научно-технической информации оборонного характера. Существуют сведения, что Глущенко добыл чертежи на 205 видов военной техники, в том числе авиационных моторов. Художник, автор лирических пейзажей, прекрасно справлялся с задачами шпиона…
Интересно, что Глущенко несколько лет просил советское правительство вернуть его на Родину. Жаловался на психологическое напряжение. Но его способности шпиона высоко ценили – и разрешения на возвращение не давали.
Только в 1936 году Николай Глущенко смог возвратиться на Родину.
Перед отъездом он получил гневное письмо от Владимира Винниченко:
«Ваша религия, Николай Петрович, ваше самое дорогое и «святое», - это материальный интерес… Я пишу вам по-русски. Пишу так, потому что в глубине души я не считаю вас настоящим украинцем. Называете вы себя украинцем не так, как должен называть себя член угнетенного коллектива, а только тогда и там, где это вам выгодно…».Вместо Российской империи Глущенко встретил сталинский Советский Союз. Глущенко был не самой крупной творческой величиной, вернувшейся из эмиграции на Родину. Однако его возвращение вполне вписывалось в тенденцию тридцатых годов. Глущенко сперва приехал в столицу Союза, Москву. И лишь затем, в 1944 году, он переехал в столицу Украины – Киев, где ему суждено будет прожить три десятилетия и обрести вечный покой.
После переезда в Москву Глущенко предстояло выполнить еще одно спецзадание, на время вернувшись в Европу. 17 апреля 1940 года он выехал в Германию на выставку «Народное творчество СССР».
После заключения пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году две страны недолгое время официально находились в партнерских отношениях. И выставка, на которую ехал Глущенко, была «актом дружбы». Глущенко воспринимался как официальный представитель СССР из мира искусства. Ему оказали очень теплый прием.
Сенсация, но факт – Глущенко получил в подарок альбом с акварелями фюрера Адольфа Гитлера, и почетную грамоту от министра иностранных дел Иоахима Риббентропа. Интересно, что альбом с акварелями Гитлера у Глущенко забрали и положили на стол Иосифу Сталину. Вождь с интересом рассматривал художественные работы «коллеги». Затем, альбом, правда, вернули адресату, в октябре 1941 года.
Дальнейшая судьба этого альбома, кстати, неизвестна.
Интересный факт – Глущенко был одним из тех, кто, вопреки эйфорическим настроениям после пакта Молотова – Риббентропа 1939 года, проинформировал советское руководство о готовящемся нападении Германии на СССР. Глущенко был организатором выставки народного творчества СССР в Берлине в 1940 году, где и получил эту ценную информацию. На 5 месяцев раньше Рихарда Зорге, 10 июня 1940 года эта информация легла на стол Сталина в Москву. Сообщение от Зорге пришло позже, 18 ноября 1940 года.
Информация о том, что народный художник Украины и Союза Николай Глущенко был агентом разведки, была совершенно неизвестна в советскую эпоху, и была обнародована совсем недавно.
Приехав в Киев, Николай Глущенко вступил в Союз художников, и почти сразу вошел в высшие круги творческой интеллигенции. Почти сразу же, в 1946 году, советская власть наградила Глущенко почетным званием «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР».
Начав новый этап своей жизни в Киеве, в 1944 году Глущенко сразу испытывает влияние времени. Одна из первых его работ в Украине – пейзаж «Киев 1944 года. Улица Карла Маркса». На картине мы видим разрушенный страшной войной город. Серое небо, разрушенные дома, разбитые дороги. Несколько фигурок людей, разбирающих завалы. Эта картина – мгновенный слепок эпохи, сложный синтез цветовых контрастов, передача психологического состояния жизни в только что освобожденном, но разрушенном городе.
В 1944 году Глущенко создал целый цикл пейзажей послевоенного Киева. В это же время он полностью формируется как пейзажист. В 1939 году появляется серия «Берлинские этюды». Далее следуют картины «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974) и другие. Художник создал циклы пейзажей, путешествуя по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и другим странам.
В 1960 году Глущенко наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1963 году – званием «Народный художник Украинской ССР». В 1970-е годы Николай Глущенко создал целый ряд цветочных натюрмортов в технике монотипии.
В 1972 году художник получил Государственную премию Украины имени Т.Г Шевченко – за серию «Пейзажи Украины» (1969-1971) и серию картин «По ленинским местам за границей». Для получения такой престижной премии в 1976 году, на пике брежневской эпохи, Николай Глущенко получил звание «Народный художник СССР».
Умер Николай Глущенко 31 октября 1977 года в Киеве. Похоронили выдающегося мастера на самом почетном кладбище – Байковом. После смерти художника, в 1978 году был открыт его музей-мастерская в Киеве. Согласно завещанию Николая Глущенко, 1250 его работ были переданы Министерству культуры, и пополнили лучшие музеи.
***
Николай Глущенко – зеркало XX века. Две стороны одной медали. Талантливый художник, учившийся на лучших образцах, снискавший славу «украинского импрессиониста». Его картины находятся во многих государственных и частных собраниях в Украине и мире.
Другая сторона медали – разведчик, добывавший государственные секреты под прикрытием творческих поездок. Что было маской, а что реальностью – вопрос неверный. И та, и другая сторона органично уживались в этом человеке, нашем земляке, юбилей которого мы отмечаем сегодня», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |