До 2012 года украинским авиакомпаниям, летающим в Евросоюз, необходимо снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. В противном случае они не смогут претендовать на бесплатную квоту на выбросы, а злостным неплательщикам и вовсе запретят летать в Европу. Для перевозчиков это еще один аргумент для модернизации флота – современные самолеты более экономичны и выбрасывают меньше углекислого газа, отмечают эксперты.
В субботу в "Официальном журнале ЕС" была опубликована директива Еврокомиссии, содержащая перечень авиакомпаний, которым необходимо снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу. Это было сделано в рамках подготовки к введению в ЕС системы квотирования совершаемых самолетами выбросов, которая вступит в силу с 2012 года.
Как и в случае с промышленными выбросами, система основана на торговле квотами, 85% которых предоставляются авиакомпаниям бесплатно, еще 15% выставляются на конкурс. Цена квоты привязана к стоимости нефти, сертификат на 2012 год на одну тонну выбросов обойдется авиакомпании в 14 евро. Штраф за неуплату квоты составит 100 евро за тонну. Авиакомпании должны передать европейским авиавластям информацию о выбросах и план действий по введению системы их мониторинга до 31 августа.
Каждый перевозчик для удобства закреплен за авиавластями страны ЕС, в которую совершает больше всего полетов, например "Международные авиалинии Украины" (МАУ) – за Австрией, "Аэросвит" и "Донбассаэро" – за Грецией, Windrose – за Италией. Большинство стран по просьбам перевозчиков уже продлили срок предоставления документов: например, Германия – на шесть недель, а Англия – до ноября. Сам мониторинг выбросов будет осуществляться с 1 января 2010 года и продлится год. Авиакомпаниям, которые не смогут выполнить условия нового законодательства, будут временно запрещены полеты в ЕС.
Всего в перечень включено около 4 тыс. авиакомпаний (учитывая транспортную и малую авиацию, а также эксплуатантов вертолетов), среди которых оказались почти все крупнейшие мировые авиаперевозчики, в частности Lufthansa, KLM, Qantas.
В нем есть и 46 украинских авиакомпаний, летающих в Европу. "20 августа мы направили наши мониторинговые планы авиационным властям Греции и подали заявку на получение бесплатных квот",– сообщил директор по связям с общественностью "Аэросвита" Владимир Гайдаш. Директор Windrose Владимир Каменчук отметил, что его авиакомпания наняла для разработки плана сокращения количества выбросов специализированную компанию и подаст документы в срок.
Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев уверен, что крупные авиакомпании не столкнутся с отменой полетов – им просто нужно будет оплачивать квоты. "Скорее всего, запретят полеты лишь тем, кто будет злостно уклоняться от оплаты квот и штрафов",– отмечает юрист российского офиса Baker & Mckenzie Сергей Ситников.
От вошедших в перечень предприятий Брюссель требует снизить выбросы CO2: до 2012 года – на 3%, а до 2013 года – на 5%. Чем больше самолет, тем больше он потребляет топлива и, соответственно, выбрасывает углекислого газа, отмечает Владимир Каменчук. Для многих авиакомпаний требования ЕС станут очередным толчком к модернизации устаревшего флота, уверен он.
Так, в МАУ отметили, что первые три недели эксплуатации Boeing 737-800 NG – последней версии Boeing 737 – показали значительное снижение расхода топлива: на 14% в расчете на пассажирское кресло по сравнению с более старым 737-400, на 25% – с 737-300 и на 34% – с 737-500.
Автор: Елена Синицына, Петр Мироненко