Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 24 ноября 2024
01:08

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Архитекторы Днепра: Андреян Захаров

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает раскрывать биографии выдающихся архитекторов нашего города.

Мы уже рассказывали о Дмитрии Скоробогатове, Александре Красносельском, Георгии Панафутине и других людях, оставивших след в архитектурном облике города на Днепре.

Сегодня речь пойдет о знаменитом архитекторе Андреяне Захарове. В августе исполняется 260 лет со дня рождения зодчего, а в сентябре – 210 лет со дня его смерти.

Кто такой Андреян Захаров? В каком архитектурном стиле он работал? Каковы самые известные здания, спроектированные этим архитектором? Какое единственное здание он спроектировал в Екатеринославе? Почему это здание было построено только через 20 лет после смерти архитектора?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Сын чиновника стал академиком

«Знаменитый архитектор стиля ампир Андреян Захаров несколько десятилетий жил и работал в Санкт-Петербурге, - рассказывает Максим Кавун. - В Екатеринославе он никогда не был. Откуда же в нашем городе появилось здание, спроектированное Захаровым? И это совсем не рядовое сооружение, а Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) прожил довольно короткую – всего пятьдесят лет, но достаточно насыщенную жизнь. Существуют разные варианты написания имени архитектора – Андреян, Адреян, Адриан и другие.

Он родился в Санкт-Петербурге 8 (19) августа 1761 года в семье чиновника Адмиралтейской коллегии. В раннем возрасте, когда ему не было шести лет, был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии художеств. В Академии он учился в целом с 1767 по 1782 годы. Его учителями были знаменитые зодчие А. Ф. Кокоринов и И. Е. Старов.

За успехи в учебе Захаров был направлен на стажировку во Францию. В 1782-1786 годах он занимался в парижской Академии искусств у знаменитого архитектора Ж.-Ф. Шальгрена. То есть, Захаров прошел лучшую для своего времени архитектурную школу классицизма.

В 1794 году, всего в 33 года, Андреян Захаров получил звание академика Петербургской Академии художеств. Время творчества Захарова пришлось на расцвет ампира – стиля, распространенного во Франции эпохи Наполеона, который символизировал мощность активно развивавшегося имперского государства. В Российской империи признанным классиком стиля ампир стал именно Захаров.

Первой «творческой площадкой» для талантливого мастера стала Гатчина – один из пригородов Санкт-Петербурга, небольшой городок, но одна из самых любимых резиденций императорской семьи. В 1799 году указом императора Павла I Захарова назначили архитектором Гатчины.

Зодчий оставил здесь богатое наследство - павильоны «Ферма» и «Птичник», Горбатый и Львиный мосты в пейзажном парке считаются образцовыми парковыми сооружениями этого периода.

Главный шедевр – Адмиралтейство в Петербурге

В мае 1805 года Захаров был назначен «главных Адмиралтейств архитектором», то есть руководителем строительной деятельности Морского ведомства всей Российской империи.

Главным архитектурным шедевром Захарова считается Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – символ и центральная градостроительная доминанта города. Это грандиозное здание, воплотившее в себе идею прочности и славы имперского флота. Оно поднялось в центре Петербурга в 1806-1823 годах, на месте первоначальной постройки, возведенной в 1727-1738 годах по проекту архитектора И. К. Коробова. Здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов. Главный фасад составляют два крыла, украшенные 12-колонными портиками и 6-колонными лоджиями. Длина гигантского главного фасада здания составляет 407 метров.

Центральным элементом захаровского Адмиралтейства является ярусная башня, увенчанная позолоченным шпилем, общая высота которого – 72,5 метра. Величественный шпиль, увенчанный знаменитым корабликом, существовал и в предыдущих сооружениях Адмиралтейства.

Однако Захаров создал совершенно оригинальный памятник архитектуры, ставший признанным шедевром европейского стиля позднего классицизма, который называют еще стилем ампир. На шпиль Адмиралтейства направлены основные три луча планировочной структуры города – Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

Собор в Кронштадте и дворцы губернатора в Полтаве и Чернигове

Талантливому архитектору не пришлось всю жизнь разрабатывать только проекты судоверфей. После проектирования Адмиралтейства Захарова еще при жизни прославился как «живой классик». Он принимал участие в масштабных градостроительных работах в Санкт-Петербурге: планирование стрелки Васильевского острова (1804), Гребной (Галерный) порт (1806-1809 гг.). Зодчий создал также план комплекса сооружений Нижегородской ярмарки (1803-1804 гг.).

Самым выдающимся культовым сооружением в творчестве Захарова считают собор Святого Апостола Андрея Первозванного в городе Кронштадт – главной базе военно-морских сил посредине Финского залива, недалеко от Санкт-Петербурга. Этот величественный храм, архитектурная доминанта панорамы залива, был построен в 1806-1817 годах и впоследствии варварски разрушен в 1932 году.

Учитывая талант Андреяна Захарова, ему поручили разрабатывать типовые проекты гражданских и культовых сооружений для всей тогдашней империи. На территории Украины по проектам Захарова построены масштабные ансамбли административных зданий в Чернигове и Полтаве. Это дома губернатора, вице-губернатора и других чиновников. Особенно известен ансамбль Круглой площади в Полтаве – площадь окружают трехэтажные величественные здания с массивными портиками.

Андреян Захаров также активно занимался преподавательской деятельностью. С 1787 года и до конца жизни он преподавал в своей «альма-матер», петербургской Академии художеств. Среди его учеников наиболее выдающимся является архитектор Авраам Иванович Мельников. Он, кстати, активно работал на Юге Украины. В частности, отличился возведением таких достопримечательностей, как ансамбль полукруглой площади перед Потемкинской лестницей в Одессе, кафедральные соборы в городе Кишинев (ныне столицы Молдовы) и городе Болград Одесской области.

Собор в Екатеринославе – основали, но не построили

Каким же образом придворный зодчий императорской России Андреян Захаров оказался тесно связан с историей архитектуры Екатеринослава?

В 1787 году императрица Екатерина II и князь Г. А. Потемкин торжественно заложили фундамент грандиозного Преображенского собора на вершине горы (ныне Соборная площадь). Этот «первый» собор тогда построить не удалось из-за финансовых и иных причин. Городской сайт подробно рассказывал о загадках этого периода истории города.

Дальнейшая история появления Преображенского кафедрального собора в Екатеринославе напоминает исторический детектив, и вот здесь проявляет себя имя архитектора Захарова.

В 1796 году императрица Екатерина II умерла, ее сын Павел I переименовал Екатеринослав и запретил каменное строительство. К вопросу о возведении кафедрального храма вернулись только с вступлением на престол внука Екатерины II императора Александра I в 1801 г.

Однако время не стояло на месте, и новые намерения не были копией градостроительных замыслов двадцатилетней давности. В 1804-1805 годах екатеринославский губернатор фон Берг предложил построить кафедральный собор. Однако было решено сменить название храма, под названием не Преображенского, а собора Святой Великомученицы Екатерины. Даже место храма приняли решение изменить – не на вершине горы, а на «площади съестных припасов» у Днепра (в дальнейшем Успенская площадь). Проект собора и смету выполнил екатеринославский городской архитектор Николай Насеткин – провинциальный мастер, хороший архитектор, но не выдающийся.

Проект Насеткина рассмотрел в Петербурге лично император Александр I. Этот проект, который, судя по всему, не отличался архитектурными изысками, императору не понравился и был отклонен. Однако император Александр I повелел, чтобы «план и фасад… были исправлены или переделаны здесь [в Петербурге – Максим Кавун], и чтобы построение здания сего произведено было в несколько лет».

Андреян Захаров создал проект Собора Святой Екатерины

Александр I сам выбрал нового архитектора Екатеринославского храма. Им стал Андреян Захаров:

«Академик Захаров, коему поручено было рассмотреть означенный план, представил вместо оного другой, им вновь прожектированный».

29 марта 1806 года Александр I одобрил этот проект:

«Господин Император высочайше повелеть изволил план для сего здания составить здесь в Академии Художеств и вследствие того, сделанные академиком Захаровым план, фасад и профиль были Представлены мной Его Величеству, и удостоены высочайшего одобрения».

Таким образом, строительство кафедрального храма Екатеринослава должно было состояться еще в 1800-х годах и по проекту столичного архитектора. Но прошло почти тридцать лет от идеи до реализации этого проекта в Екатеринославе.

Что же было дальше? Началась русско-турецкая война 1806-1812 годов, затем Отечественная война 1812 года с Наполеоном. Из-за этого каменное строительство застопорилось по всей стране.

Преображенский собор своим шпилем напоминает Адмиралтейство

О строительстве собора в Екатеринославе надолго забыли. Вспомнили об этом только в 1820-х годах.

Отставной витебский архитектор Федор Санковский выполнил восстановительные чертежи по проектам Захарова. Кафедральный храм построили по этим чертежам лишь в 1830-1835 годах.

Вместо собора Святой Екатерины кафедральный собор построили под названием Преображенского, и не в нижней части города, а на изначально заложенном в 1787 году месте на вершине Соборной горы.

Преображенский собор в Екатеринославе – выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма, ампира первой трети XIX века. Однокупольное здание собора составляет единый объем с колокольней, увенчанной шпилем. С северо-запада и юго-востока к основному объему пристроены шестиколонные портики ионического ордера, а с юго-запада – двухъярусная колокольня с аналогичным портиком. Высота колокольни Екатеринославского собора с крестом составляет 54 метра.

Силуэт Преображенского собора и особенно его шпиль повторяют в общих чертах две самые знаменитые работы Андреяна Захарова – петербургское Адмиралтейство и Андреевский собор в городе Кронштадте.

Шпиль – любимый архитектурный мотив, своеобразный «бренд» Захарова. Сначала он воплотил его в Адмиралтействе, затем в Андреевском соборе, затем тиражировал, например, в проекте Екатеринославского храма.

Отметим один малоизвестный факт – у Преображенского собора есть ряд архитектурных «двойников», также построенных по проектам Захарова. Андреян Захаров за свою карьеру спроектировал несколько однотипных храмов. Напомним, что Захаров разрабатывал типовые фасады сооружений в Российской империи, и захаровский чертежи с большим или меньшим успехом применяли во многих регионах.

Эти два обстоятельства привели к тому, что у Екатеринославского Преображенского собора существует несколько «братьев-близнецов», от Санкт-Петербурга до Ижевска. Например, собор Александра Невского в городе Ижевске (Удмуртия, РФ) является практически полной копией Екатеринославского собора.

Загадки проектов храма: три комплекса чертежей

Оригинальные чертежи Екатеринославского храма, выполненные Захаровым, долгое время считались утерянными. Их удалось найти только через сто лет, в 1950-х годах, в одном из ленинградских архивов. На чертежах сохранились автографы архитектора, полустершиеся от времени.

Интересно, что к середине ХХ века имя архитектора Преображенского собора вообще оставалось неизвестным. И только в 1950-е годы удалось установить, что Преображенский собор – творение А. Д. Захарова. В начале 1950-х годов историк архитектуры И.А. Бурлаков, исследуя архитектуру Екатеринослава конца XVIII – начала XIX веков, первым разыскал в петербургских архивах и опубликовал два упоминания о проектах собора, сделанные «академиком Захаровым» в 1805-1806 гг., о которых мы рассказали выше.

Однако с 1805 года до 1830 года, то есть с момента составления Захаровым проекта и строительства храма, прошло достаточно много времени. И.А. Бурлаков задался вопросом: «Не был ли проект Захарова заменен при постройке чертежами второго зодчего». Тогда ученый провел тщательное обследование сооружения в натуре, обмеры и фотофиксацию.

Исследователю также пришло в голову осуществить сравнительный анализ архитектуры Преображенского собора в Днепропетровске и Андреевского собора в Кронштадте – главного культового сооружения в творчестве А. Д. Захарова. Андреевский собор в Кронштадте был построен в 1806-1810 годах, освящен в 1817 году, и разобран в 1932 году.

В процессе исследования выявились много сходных черт в архитектуре обоих храмовых сооружений. Оба собора – вытянутой прямоугольной формы, спроектированные в общем объеме с колокольней и, самое главное, – они имеют аналогичную композицию и эстетический образ. Близко совпали и размеры отдельных элементов сооружений – ширина передних и боковых портиков, внутренний диаметр куполов, ширина средней части обоих зданий.

Итак, с начала 1950-х годов было доказано, что автором проекта Преображенского собора в Екатеринославе является А. Д. Захаров.

Для полного убеждения в авторстве А. Д. Захарова мешало отсутствие оригинальных чертежей проектов собора. Ведь И. А. Бурлакову удалось найти только письменные упоминания об авторстве А. Д. Захарова в официальных документах.

Оказывается, оригинальные проекты Захарова удалось найти еще в 1960 годах. Но информация эта стала известной не так давно – в 1996 году, в статье М. Говденко – одного из авторов проекта реставрации собора. Искусствовед А. Аль, в результате длительных поисков, нашла в одном из ленинградских архивов чертежи со следами стертой подписи. Это были западный фасад и поперечный разрез Преображенского собора. Ленинградский профессор Г. Гримм - главный эксперт по жизни и творчеству Захарова, с которым консультировалась А. Аль, подтвердил, что манера оформления чертежей и даже следы подписи могут свидетельствовать в пользу авторства А.Д. Захарова.

По неизвестным нам причинам вся эта информация вошла в проект реставрации собора, но осталась неизвестной широкой общественности. Вот почему ни в одном издании до конца ХХ века не упоминалось о том, что захаровские чертежи Преображенского собора все же уцелели.

Примерно в это же время в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде был найден и идентифицирован другой комплекс чертежей Преображенского собора – западный и южный фасады, план, поперечный разрез. В отличие от оригиналов Захарова, эти чертежи имеют четкие подписи, относящихся к «Соборной церкви в Губернском городе Екатеринославе», и подписаны отставным витебским губернским архитектором Федором Санковским.

Историк архитектуры профессор С. Б. Ревский сделал вывод, что чертежи Ф. Санковского является «вероятно, восстановительными», сделанными в первой половине 1820-х годов с оригиналов А.Д. Захарова, когда вопрос возведения Преображенского собора снова встал на повестку дня.

Позже С.Б. Ревский нашел и третьи чертежи построенного позже Екатеринославского собора. На них есть дата - сентябрь 1825 года, и тоже присутствует четкая отметка, что они относятся к собору в Екатеринославе. Анализируя эти чертежи, историк архитектуры заметил, что это скорректированные чертежи Федора Санковского, а автором их был П.П. Мельников, сотрудник Строительного Комитета Министерства внутренних дел.

Итак, мы имеем целых три комплекса чертежей Преображенского собора, построенного в 1830-1835 годах по проекту А. Д. Захарова 1805 года.

Собор в Екатеринославе построили через двадцать лет после смерти архитектора

Андреян Захаров не увидел «свой» собор в Екатеринославе – он уже двадцать лет находился в могиле. Активная творческая жизнь подорвало здоровье, и архитектор умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года в возрасте пятидесяти лет. По иронии судьбы, главное сооружение мастера – Адмиралтейство, также было завершено строительством в 1823 году, намного позже его смерти.

Смерть Андреяна Захарова стала тяжелой утратой для Академии художеств. В отчете за 1811 год с ​​грустью отмечалось:

«Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря по сведениям и дарованиям его весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строении достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотою».

Петербургский академик архитектуры Андреян Захаров фактически случайно, с легкой руки Александра I, стал архитектором соборного храма в городе на Днепре.

Екатеринослав получил одно из своих лучших зданий, доминанту и духовный городской символ. Сейчас собор – памятник архитектуры национального значения», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Вопрос  (06.08.21 21:31): Так Днепра или Екатеринослава? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
110
лет отелю «Астория»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте