Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 22 декабря 2024
22:04

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Ректор-рекордсмен Геннадий Пивняк: «Секрет нашего вуза – работать над развитием, сохраняя традиции»

Ректор-рекордсмен Геннадий Пивняк: «Секрет нашего вуза – работать над развитием, сохраняя традиции»

Почти 39 лет на посту ректора старейшего вуза Днепра. Академик НАН Украины, глава ученого совета НТУ «Днепровская политехника» Геннадий Григорьевич Пивняк в 41 год стал самым молодым ректором и сегодня он ректор-рекордсмен, который возглавлял вуз на протяжении четырех десятилетий.

- Геннадий Григорьевич – сегодня вы ректор-рекордсмен, который руководил вузом почти 39 лет, почему же решили передать пост?
- Я стал ректором в сентябре 1982 года и возглавлял университет по 30 мая 2021 года. Почти 39 лет я был ректором и мог избираться еще на один срок, но решил передать управление вузом молодой команде ученых, которую формировал последние годы. Эти люди продолжают наши традицию и создают условия для дальнейшего развития университета. Для меня очень важно, чтобы мои последователи в новых условиях стремительно меняющегося мира могли продолжить развивать университет.

И прошедшие этой весной выборы ректора подтвердили единство университета, что у нас молодой, творческий коллектив и одновременно он базируется на опыте старшего поколения. С 1 июня университет возглавляет кандидат технических наук, профессор Александр Азюковский. Кафедры и деканаты тоже возглавляют молоды ученые и преподаватели.

- За годы вашего руководства Политехникой изменилось все, вуз пережил ряд трансформаций, как удавалось адаптироваться?
- Для меня назначение на должность ректора было вызовом, ведь я не стремился стать ректором, отдавая себя науке и преподаванию. Пришлось совмещать руководство вузом, научную деятельность и я до сих пор читаю лекции студентам по дисциплине «Переходные процессы в системах электроснабжения». Мне удалось сохранить эти традиции – я никогда не прерывался в чтении лекций. И я буду еще несколько лет преподавать студентам.

И это и есть секрет нашего вуза – работать над развитием университета, сохраняя традиции. Первоочередное – совершенствование и укрепление материальной базы университета. Мы строили новые учебные корпуса, продолжали развивать общежития, развивали социальную базу. Нам и здесь удается сохранить традиции – у нас до сих пор работает спортивно-оздоровительный комплекс «Горняк» в Орловщине. Это очень важно, поколения студентов помнят и ценят свой летний отдых и практику в «Горняке».

Мы планируем возродить общежитие №2, которое в начале октября 2020 года начало разрушаться. Разрушение довольно сильное. В результате судебной экспертизы, установили, что оно произошло из-за строительства метро. Компания-подрядчик возместила нам убытки. Мы уже разработали проект, провели тендеры и сегодня победитель тендера начал восстановительные работы по приведению общежития в нормальное состояние. Закончат в следующем году, ведь работы там много. Общежитие будет запущено в эксплуатацию и туда обязательно вернутся студенты.

Кроме материальной базы, очень важны международные отношения, которые позволяют нам иметь контакты с иностранными партнерами. Это сильные университеты Германии, Польши, Великобритании, Франции, США, Канады, Китая и других стран. Наши студенты и молодые ученые ездят на стажировки, а это одно из важных условий современной аккредитации образовательных программ.

Конечно, пандемия создала новые вызовы и перед человечеством, и перед университетами. Если университеты не будут развивать научную сферу, не будут развивать отношения с бизнесом, то им будет непросто. Ведь новая реальность тесно связывает науку и технологии. Благодаря этому сотрудничеству, рождаются новые производства. И в условиях всемирного кризиса, надо включать именно новые технологии. Это не первый кризис за всю историю университета и я всегда понимал, что будущее за развитием и наукой. Все это время университет менял не столько названия (а их при мне сменили много), сколько изменял формат и сферу деятельности. Для нашего университета всегда была приоритетной работа с предприятиями и производствами, а сегодня мы работаем с высокотехнологичным бизнесом.

- Как изменилась наука за эти годы?
- Я соавтор учебника «Переходные процессы в системах электроснабжения», который вышел в 1989 году и это был единственный такой учебник в Советском Союзе. Этот учебник издавался на русском, украинском, английском языках, издавался даже в Швейцарии. Три года назад вышло уже пятое издание. Каждое новое издание дополняем новыми интересными задачами, интересными материалами, разделами, ведь наука не стоит на месте. В пятое издание мы включили раздел, который поясняет, насколько влияет электромагнитная совместимость на режимы переходных процессов. Именно это последнее издание получило государственную премию Украины в области науки и техники.

Также 40 лет я был заведующий кафедрой электроснабжения, сейчас ее возглавляет мой ученик, Юрий Папаика. Я ему передал эту эстафету и новый раздел в книге – это именно его докторская диссертация. Также мы вместе работаем с разными направлениями электроэнергетики, в том числе электромобили, использование новейших технологий систем управления энергетическими системами.

Мы и в науке поддерживаем наши традиции и сегодня мы единственный университет в Украине, который занимается технологиями твердотопливной энергетики. Это энергетика, которая построена на использовании угля. Она еще будет сохранена 10-20 лет и я и мои ученики занимаемся внедрением новых технологий в эту традиционную отрасль.

- Как изменился подход к обучению?
- Нашему университету 122 года и он закладывался, как политехнический. И такой была и его структура: тут был сильный механико-машиностроительный факультет, электромеханический факультет, химический факультет, медицинский факультет. Это позволило нашему университету дать жизнь 20 вузам Днепра, области, страны и даже один университет в Израиле и один в Осетии.

Всегда университет развивался, как политехнический, но в период индустриализации довоенного и послевоенного периода в системе высшего образования отдавали предпочтение отраслевым университетам. Но все эти годы мы берегли и развивали как можно больше направлений и были техническим университетом. И это позволило нам сейчас, во времена с колоссальным развитием науки и техники трансформироваться в «Днепровскую политехнику».

Это позволяет нам расширить образовательные и научные возможности. Сейчас наши студенты могут учиться и в университете, и на предприятиях, и в зарубежных университетах, практиковаться в современнейших лабораториях. Многие компании заинтересованы в помощи в организации обучения новых специалистов. Сейчас мы развиваем новые специальности, связанные с управлением, с экономикой, с менеджментом, с юриспруденцией, со строительством и архитектурой. Развиваем и гуманитарное направление – филологию, историю, философию, политологию, которые также нужны техническому университету.

- До ухода с поста вы были старейшим ректором Украины, вы до сих пор преподаете и на пенсию не собираетесь, в чем секрет?
- Когда входишь в аудиторию, которая полна студентов – это чрезвычайное энергетическое поле, которое усиливает понимание насколько важно развитие. Студенты – это бесконечное количество идей, вопросов, предложений. И даже выходя из университета и приходя домой, я продолжаю дискутировать с супругой Галиной Андреевной, вместе с ней читаем, общаемся. Это все настолько вдохновляет и хочется дальше работать и развиваться.

У меня есть творческие планы. Это подготовка учебной литературы, подготовка научных кадров, научно-исследовательские работы, которые ведутся в рамках Национальной академии наук и Национальной академии педагогических наук.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Елена  (18.07.21 18:59): Училась там. Никогда не была на базе "Горняк" в Орловщине. Путевки только для своих. Дети сотрудников университета чуть ли не все лето там проводили. А зимой избранные успевали в Карпаты съездить за счет профсоюза. О международных стажировках я вообще молчу. Кому они доступны были? Самое интересное началось после окончания вуза. Знания оказались никудышними. Школа больше дала, чем вуз. Трудоустройством, естественно, все занимались сами. Были наивные студенты, которые остались в аспирантуре. Несколько лет потратили впустую. Зато чьи-то детки без ума в голове возглавляют высокие посты в вузе. Ответить | С цитатой
Андрей  (16.07.21 18:20): Только ногами вперед. Так просто не избавишься от него. Ответить | С цитатой
stals_18071983  (06.07.21 11:49): А еще стал активным внедрителем болонской системы из-за чего ряд фундаментальных дисцеплин для инженеров таких как инженерная графика были отданы на самопроработку. И был покровителем професоров беспредельщиков, таких как Тесленко. Которые позволяли себе прийти на ленту в нетрезвом состоянии и говорить что они такие заслуженые, что могут себе позволить "думать" так как хотят. И багаж знаний полученный выпускником такого вуза равен знаниям студента ПТУ. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
.  (24.06.21 10:54): у каждого своя правда Ответить | С цитатой
Пусть  (22.06.21 18:04): расскажет на какие деньги открыл сеть заправок Нефтек, автосалоны, торговый центры , сеть аптек и много чего еще Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
19
млрд. гривен бюджет Днепра на 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте