Как известно, сейчас бытовым потребителям, т. е. населению, производится замена старых индукционных электросчетчиков на электронные. На сегодня их уже установлено в Днепропетровской области 662 тыс. (всего потребителей - полтора миллиона). В связи с этим в редакцию поступают вопросы, ответить на которые мы попросили заместителя начальника службы учета электроэнергии ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго» Василия СОБКО.
- Чем отличаются электронные счетчики от старых?
- Как говорится, ничто не вечно под Луной. Стареют вещи и тем более механизмы. В привычных нашим потребителям индукционных (старых) счетчиках используется немало механических частей - подшипники, шестерни и т.д. С годами непрерывной эксплуатации они изнашиваются, точность счетчиков ухудшается, что подтверждено органами Госстандарта. При этом, как правило, счетчик недосчитывает потребленную электроэнергию. Любой электросчетчик - это те же весы, только для электроэнергии. А весы должны быть одинаково точными как для покупателя - потребителя электроэнергии, так и для ее продавца - поставщика. В старых электросчетчиках точность составляет 2,5%, их поверка должна производиться через каждые 8 лет. Точность электронных счетчиков улучшена до 1% , у них отсутствуют изнашивающиеся механические элементы, а обязательный межповерочный интервал увеличен до 16 лет. Новые счетчики более чувствительны, определяют потребление электроустройств мощностью 3-5 Вт. То есть они фиксируют электропотребление устройств, находящихся в дежурном режиме (телевизор, видеомагнитофон, кондиционер, электронные часы и т.п.). Такие режимы „ожидания“ сопровождаются свечением специального индикатора и характеризуются как раз такими величинами потребляемых мощностей. Кстати, согласно изменениям к ГОСТ 6570-96 01.09.2012 года, мы обязаны заменить старые счетчики с классом точности 2,5% по всей области.
- Значит, на ночь необходимо все электроприборы отключать от электросети, чтобы уменьшить электропотребление?
- Да, это может дать некоторую экономию, что для многих людей во времена кризиса лишним не будет, и целесообразно с точки зрения пожарной безопасности.
- А кто производит электронные счетчики?
- Следует подчеркнуть, что наша компания не занимается производством электронных электросчетчиков. Они приобретаются в установленном порядке с помощью тендерных закупок. В этом году мы приобретаем и устанавливаем счетчики марки «НИК- 2102» (изготовитель – предприятие „НИК электроникс“, г. Киев). Они достаточно надежны и качественно изготовлены. Такие „весы“ нас удовлетворяют, надеемся, и потребителя тоже.
- Но на нем тоже есть индикаторы. Некоторые считают, что их работу также оплачивает потребитель…
- Нет. Все, что потребляет счетчик для своей работы, ложится на потери предприятия. Мы даже особо сомневающимся в этом предъявляли схему. Собственное потребление электронного счетчика значительно снижено и составляет не более 2 Вт. А вот старые индукционные могут потреблять до 10 Вт. Некоторые потребители, желая проверить показания нового электронного счетчика, стараются под любым предлогом оставить старый, включенный в сеть после нового якобы для контроля. Но показания этих счетчиков всегда будут различаться на величину собственного потребления оставленного старого счетчика, который тоже является потребителем электроэнергии, но практической пользы абоненту не приносит. Это вроде бы немного, но потребление происходит круглосуточно, и в месяц хозяин квартиры оплачивает порядка 2 грн. только за работу своего старого „проверенного“ счетчика.
Кстати, индикаторы электронных счетчиков дают полезную информацию. Так у счетчика «НИК- 2102» крайний правый является своего рода заменителем вращающегося диска, установленного в старом, и показывает, что счетчик работает, а если загорается индикатор «Земля», это означает, что в квартире не все в порядке с изоляцией, есть утечка. А это грозит коротким замыканием и пожаром. А индикатор «Реверс» может свидетельствовать о том, что показания счетчика пытались отмотать.
- А вы проверяете счетчики перед тем, как установить?
- На корпусе каждого из них имеется отметка предприятия-изготовителя и обязательно – Госстандарта, что свидетельствует о соответствии точности счетчика заявленному классу. Тем не менее, мы производим входной контроль. В этом году получили примерно 100 тыс. счетчиков. Проверить каждый из них мы не можем, поэтому из поступающей партии выбираем 2-4 ящика по 10-15 штук и на стенде проверяем каждый из них. Если находим брак, то возвращаем изготовителю всю партию. Если нет, то принимаем. Но полностью исключить то, что к потребителю не попадет один бракованный, нельзя.
- Как потребитель может проверить точность своего счетчика?
- Можно отключить на некоторое время все электроприборы в квартире, легче это сделать, если на вводе в квартиру есть автомат. И проследить, изменил ли счетчик показания за этот период. Но это простейшая, неполная проверка.
- А если потребитель пожелает, чтобы его счетчик проверили в лабораторных условиях?
- Для этого необходимо подать заявление либо в окно справок, либо в свой РЭС (район электрических сетей). После этого придет монтер, распломбирует счетчик (самостоятельно потребителю это делать запрещено), снимет с него показания . Потом сам потребитель может сдать счетчик в Днепропетровский центр стандартизации, метрологии и сертификации, который расположен по адресу: ул. Баррикадная, 23 (тел. 47-14-85). Если счетчик действительно не в порядке, то мы оплачиваем стоимость поверки, т.к. он принадлежит нам. Если же счетчик в порядке, оплату производит сам потребитель.
- Во сколько такая проверка ему обойдется?
- Порядка 20 гривен.
- Как производится начисление за электроэнергию, пока счетчик находится на проверке?
- Вместо проверяемого на время могут поставить другой счетчик. Если же его не найдется, то по договоренности – по среднемесячным показаниям либо до снятия счетчика, либо после его возвращения.
- Кто после установки нового счетчика отвечает за сохранность пломб, ведь он устанавливается не в квартире, а на лестничной площадке?
- Если счетчик установлен на площадке, то ответственность за сохранность пломб несет собственник электросетей, т.е. ЖЭК. Но если счетчик разбили или украли, жильцы должны сообщить об этом. К сожалению, еще есть случаи воровства, потом ворованные продают на рынках.
- Но зачем их покупать, ведь вы устанавливаете новые бесплатно?
- Не знаю, но кто-то их все-таки покупает, наверное, от незнания.
- Бывают ли случаи воровства электроэнергии уже при электронных счетчиках?
- К сожалению, да, хотя электронные счетчики имеют большую защищенность от известных способов хищения электроэнергии.
Автор: Валерий Захаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Так не надо врать что проверка счётчика стоит 20 грн. Не верьте люди. Кто сомневается в моих словах готов показать скан чека выставленного мне сегодня. А потом почему удивляются почему люди воруют электичество. Как можно жить в такими уродами ОблЭнерго и им подобные. Ответить | С цитатой
Очень интересно какие это были нарушения? У меня эти господа сами создали эти нарушения да на меня их потом и спихнули.На это они мастаки.Пока самих петух не клюнет.Потом сами скулят.
Если не хлопотно-прошу ответить.SIKYRYKA70@yandex/ru Ответить | С цитатой