|«« | «« | »» | »»| |
Мало кто знает о том, что знаменитый писатель Константин Паустовский дважды побывал в нашем городе, и его первый визит оказался длительным и весьма необычным…
Среди современной молодежи найдется не много тех, кто сразу вспомнит это имя и соотнесет его с литературой. А ведь в советскую эпоху Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) безоговорочно считался классиком литературы.
При его жизни Россия и Украина долго спорили о том, чьим же именно писателем его можно считать. Хотя он родился в Москве (где и прожил значительную часть зрелой жизни), огромный отрезок его судьбы связан с Киевом, Одессой, Харьковом и нашим городом в том числе. Сам писатель называл себя «москвичом по рождению, но киевлянином по душе».
Его жизненным девизом было «Все знать!», и кем он только не работал, прежде чем стать признанным писателем: рабочим на заводах (в том числе – и в Екатеринославе, о чем мы расскажем ниже), рыбаком, вагоновожатым трамвая, санитаром, журналистом. Глубокое познание жизни в ее самых разных сферах и проявлениях и помогли Паустовскому сформировать свой уникальный авторский стиль, который современники и исследователи его творчества отмечали как «удивительно жизненный и правдивый».
Константином Паустовским написаны сотни рассказов, повестей и романов, среди которых стоит отметить следующие: «Беспокойная юность» (в которой значительное место уделено его «екатеринославскому периоду»), «Телеграмма», «Дым отечества», «Романтики», «Повесть о жизни», «Алмазный язык», «Золотая роза», «Мещерская сторона», «Снег», «Тёплый хлеб», «Черное море», «Язык и природа».
В 1950-е годы слава о Паустовском распространилась за пределы СССР. Повести и рассказы перевели на все европейские языки. Константин Георгиевич не только писал, но и преподавал. В Литературном институте прозаик прослыл талантливым педагогом. Среди его учеников – классики советской прозы.
В 1965 году его номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но в итоге вручили ее более маститому Михаилу Шолохову.
Подробней о жизни писателя можно прочесть здесь.
Но, вместе с тем, практически во всех биографических исследованиях жизни Паустовского о его пребывании в нашем городе – ничего не сообщается. А ведь классик литературы у нас был дважды, причем первые его визит растянулся почти на месяц. И с ним связаны очень интересные события…
О связи Константина Паустовского с нашим городом Григорий рассказывает следующее:
«Паустовский, как и Гоголь – один из тех писателей, которых, как ни старайся, не получится разделить между Россией и Украиной.
Только в Киеве, где прошли годы его гимназической юности, известно около 50 мест, связанных с жизнью, учёбой и творчеством Паустовского. Музеи, посвящённые автору «Золотой Розы», есть не только в столицах, но даже в посёлках и сёлах. И, конечно, несправедливо, что наш город не вспомнит классика даже скромной мемориальной табличкой, а среди многочисленных фотографий «паустовских» мест на тематическом сайте paustovskiy-lit.ru нет ни одной из Екатеринослава, с того самого предместья Чечелевка, описанного в одноимённой главе «Беспокойной юности».
Есть объективные причины тому, как мало мы знаем о работе Паустовского в Екатеринославе. Во-первых, это её кратковременность. Во-вторых, хотя первые рассказы гимназист Паустовский опубликовал в киевских журналах в 1912-13 гг., но до известности было ещё далеко, и в 1916 г. его приезд остался не очень заметным».
В 1916 году в разгаре была Первая мировая война. Не обошла она стороной и будущего писателя. В 1915 году Паустовский служил санитаром на тыловом и полевом санитарном поездах, вместе с армией отступал от польского Люблина до белорусского Несвижа.
Но в начале 1916 года цензура перехватила одно из его писем к родным, навесила на Константина клеймо «неблагонадежного» и потребовала его демобилизовать. Кстати, на фронтах Первой мировой в один год погибли оба брата Константина.
А молодому Паустовскому ехать в наш город рекомендовал его дядя, работавший инженером.
«Константин в качестве браковщика артиллерийских снарядов отправляется в Екатеринослав, на завод Брянского общества (нынешним горожанам известный как завод им. Петровского – сейчас завод «ЕВРАЗ-Сталь»), - рассказывает Григорий Глоба. - Основных источников о пребывании писателя в нашем городе у нас два: глава «Предместье Чечелевка» из автобиографической книги «Беспокойная юность» и письма, отправленные им из Екатеринослава, Харькова, Таганрога и Юзовки. Причём содержание этих текстов не совпадает: «Повесть о жизни», в том числе её вторая книга «Беспокойная юность», писалась много позже, как художественное, хотя и автобиографическое, произведение. Сравнивая Повесть с более «документальными» письмами, обнаруживаешь, что в литературном тексте автор менял имена знакомых, иногда обходил молчанием свои глубоко личные переживания и мотивы, секреты которых раскрываются в переписке, изначально не предназначенной для публикации.
Эпистолярное наследие писателя опубликовано в последнем, 9 томе его Сочинений в 1986 г., однако не полностью. Оно помогает точно датировать его приезд в Екатеринослав: 25 февраля 1916 года он сообщает с дороги, из Харькова, о своём новом назначении, добавив «завтра напишу из Екатеринослава». 22 марта он пишет уже из Таганрога, перед этим несколько дней пробыв ещё в Севастополе. Таким образом, в нашем городе Константин провёл около двадцати дней - с 26 февраля где-то до 14-15 марта 1916 года».
В письмах указан точный адрес Паустовского в Екатеринославе: ул. Алексеевская, 45, кв. 3.
Что же это за улица? Как уточняет автор исследования, это название улица (прекрасно известная жителям нашего города) носила совсем недолгое время.
Как многие помнят из истории нашего города, при застройке рабочего поселка Чечелевка улицы получали крайне незатейливые названия. Главная, с которой и начиналось развитие поселка, стала Первой Чечелевской – позже это проспект Калинина, а с 2015 года – пр. Нигояна. Выше от нее были Вторая, Третья, Четвертая и Пятая Чечелевские.
Вот упомянутый дом и располагался на Второй Чечелевской, которую накануне, в 1915 году в честь визита в наш город императора Николая Второго переименовали в Алексеевскую – имени наследника престола, царевича Алексея.
Это название улица носила не долго. После революции она стала улицей Бабушкина, поскольку на ней находился дом, в котором проживал известный революционер Иван Бабушкин (о судьбе этого Дома-музея Городской сайт недавно рассказывал). А в 2015 году ее переименовали в улицу Шухевича.
Дом №45 на этой улице прекрасно сохранился. Отсюда и писал свои письма молодой Паустовский.
«При всём своём романтизме Константин был совершенно чужд буржуазного презрения к профессиям физического труда и жизни простого народа, - продолжает Григорий Глоба. - Не зря же он просил дядю-инженера устроить его на завод рабочим.
Паустовский исповедовал правило: «Писатель, который прекратил наблюдать – это конченый писатель».
В биении индустриального сердца Брянки он слышит своеобразную поэзию огня и железа:
«Если бы ты дня два пробыла на заводе — ты бы увидела много занятного, — как тянут раскаленную проволоку, и она быстрыми змеями вьется по мастерской, нужно все время следить за ее движением и вовремя отскакивать, как прокатывают броню, льют чугун из громадных доменных печей, как ловко рабочие бросают раскаленные гранаты от одного станка к другому, через головы стоящих», - писал Паустовский своей любимой 3 марта 1916 года.
Кем же была эта девушка, которой Константин адресует письма из Екатеринослава и всех городов на пути своих странствий, трогательно подписанные «Кот», которая вдохновляет его на стихи и занимает все мысли молодого романтика?
Позже, когда Паустовского переводят из Екатеринослава в Таганрог, тот, не удержавшись, на неделю удирает «в самоволку» - в Севастополь, где живёт Катя Загорская – сестра милосердия, с которой его свели фронтовые дороги. За самоволку Константина отправляют «в ссылку» - на завод в Юзовку, будущий Донецк, но на Пасху отпускает снова увидеться с любимой. В том же 1916 году «Кот» и его «Хати-дже» (так звучит имя Катя по-татарски) обвенчаются.
Впоследствии всего в нескольких страницах «Предместья Чечелевка» Паустовский ярко, драматично отразил все бедствия екатеринославских рабочих: туберкулёз и водка, отупляющий труд в нечеловеческих и опасных условиях, жалкие жилища с почерневшими стенами, с которых по ночам буквально сыпятся тараканы.
И вестник будущих грозных событий – рабочий Бугаенко, обратившийся к «студенту» за помощью в написании антиправительственной листовки. Листовку рабочим Паустовский написал, и её, размноженную гектографом, распространили в цехах. Но попытку «студента» оставить себе экземпляр на память подпольщики пресекли, отчитав его за нарушение конспирации.
С тяжелыми картинами изматывающего заводского шума и депрессивного рабочего предместья контрастирует обстановка квартиры на Большом проспекте, где проживал начальник Паустовского - образованный офицер из Петербурга, фотограф-любитель и краевед, в одном из своих путешествий отыскавший могилу няни Пушкина, Арины Родионовны.
В повести Паустовский выводит его под именем капитана Вельяминова, внешне «похожего на декабриста Якубовича». Местонахождение квартиры Вельяминова нам интересно как одно из часто посещаемых Паустовским мест нашего города. Однако артиллерийский офицер с такой фамилией и званием истории не известен.
Впрочем, письма из Таганрога 22 марта и Юзовки 1 апреля называют другое имя начальника – полковник Панкин. И это уже вполне реальная персона – выдающийся инженер, профессор Михайловской артиллерийской академии, в годы советской власти – профессор ряда технических институтов (1876-1963). С 1915 года по поручению Главного артиллерийского управления именно он контролировал производство снарядов на заводах Южного района, то есть украинских и кавказских губерний.
Биографическая справка на сайте Харьковского политехнического института, где он также работал после революции, сообщает, что в годы Первой мировой профессор Александр Васильевич Панкин, кроме военной службы, преподавал в Екатеринославском Горном институте. Это позволяет нам с большой долей вероятности поместить его квартиру в голубом доме профессоров Горного института, построенном в 1915 году (нынешний адрес – проспект Гагарина, 2, на пересечении с «Большим проспектом», ныне Яворницкого). Этажная застройка спуска к Днепру в те годы отсутствовала, так что именно из этого дома Константин Паустовский вполне мог любоваться садами и рекой, как описывает в «Повести о жизни»:
«Из окон его комнаты был виден Днепр и сады. В садах уже набухали почки. Над деревьями, как всегда ранней весной, стояла едва приметная зеленоватая дымка».
Было ли у Паустовского в Екатеринославе время на литературное творчество, над чем он работал, и можем ли мы считать его днепропетровским писателем?
Готовясь к выезду, Константин собирался много писать. Еще в Москве он «начал повесть о молодом человеке моего времени. Я писал ее долго и медленно. Она странствовала со мной все годы революции и гражданской войны и долго вылеживалась. В конце концов я напечатал ее под названием «Романтики», но это было гораздо позже, в тридцатых годах».
В феврале 1916, перед выездом в Екатеринослав, он писал «стихи о детях и поэтах» - «много стихов», как он подчёркивает в письме от 18 февраля. Эти юношеские стихи Паустовского Бунин раскритиковал: «Вы живёте напетым со стороны», и весьма проницательно заметил начинающему писателю, что его настоящая поэзия будет лежать в прозе. Тем не менее, будущий мастер пейзажных очерков и психологических рассказов в те годы считал себя именно поэтом:
«Глупо заставлять поэтов сверлить гранаты. Из этого ничего не выйдет. Вместо Таганрога они едут в Севастополь, вместо того, чтобы работать в мастерских, они пишут стихи и любят радостных девушек» (письмо из Таганрога 22 марта)».
И совсем уж мало кто знает о том, что уже набиравший популярность и признание писатель второй раз посещал наш город, который к тому времени назывался Днепропетровск. Это было в 1935 году.
Об этом Григорий Глоба рассказывает следующее:
«В библиотеках всегда хранится больше, чем мы думаем. И вот в тот момент, когда в самонадеянности своей я решил, что раскрыл все загадки пребывания Паустовского в нашем городе, выяснилось, что он приезжал к нам ещё один раз - уже известным писателем, в октябре 1935 года. Приезжал в составе целой группы ленинградских писателей, о чем я нашел скупое сообщение в газете.
Публикация, в общем, инсайдерская: "Стальная магистраль" - это орган железной дороги, которая в 1935 году всё ещё именовалась Екатерининской.
И кроме этой скупой новости, информации об этой поездке, её ходе, программе и целях, нет вообще никакой - большая часть библиотечных фондов сгорела в войну».
Есть и еще одна загадка, связанная с Паустовским. О ней Григорий рассказывает следующее:
«Я всех краеведов на уши поставил, пытаясь понять, откуда в научном обороте присутствуют цитаты из неизвестного письма Паустовского, отсутствующего в девятитомнике.
Оказывается, вот откуда. 1977 год. Простой рабочий с Петровки. Узнал, что знаменитый писатель работал на их заводе. Поехал в Москву и в Мещеру, дорвался до сына Паустовского и не опубликованных архивных писем.
Что ни говорите, а та эпоха для нас в чём-то фентези».
Помнит ли город сегодня гения литературы, более века назад оставившего следы на его каменных мостовых?
«В 2004 г. «Предместье Чечелевка» включено в Хрестоматию по истории Днепропетровщины, - рассказывает Григорий Глоба. - С расширением города на жилмассиве «Победа» появилась улица Паустовского. Ряд публикаций его пребыванию в городе посвятил известный краевед Николай Чабан.
Наконец, совсем недавно, в 2018 году, в Днепропетровском университете была защищена диссертация о грамматических конструкциях сочинений Паустовского. Её автор – Чень Шаосюн, аспирант из Китая.
И можно выразить надежду, что рано или поздно если не музей, то мемориальная доска по одному из обнаруженных нами адресов всё же увековечит связь Константина Георгиевича с городом на Днепре».
Было бы логично, если эту доску установили на доме №45 по нынешней улице Шухевича, в котором он почти месяц жил в нашем городе.
Автор: Подготовил Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Может через 40 лет проведут декоррупцию и посносят башни, ТРЦ и другое:))) Ответить | С цитатой