|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает рассказы о выдающихся архитекторах нашего города.
Мы уже рассказывали о биографиях Дмитрия Скоробогатова, Александра Красносельского, Георгия Панафутина, Дмитрия Щербакова и других выдающихся зодчих.
А сегодняшний рассказ – об архитекторе Олеге Борисовиче Петрове.
18 ноября исполняется 105 лет со дня его рождения. В этом году также исполнилось 25 лет, как зодчий ушел из жизни.
Какие известные здания в нашем городе спроектировал Олег Петров? В каких архитектурных стилях работал мастер? Почему его называют отцом-основателем днепропетровской архитектурной школы? Какое здание архитектора Петрова имеет всемирную архитектурную ценность?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Олега Борисовича Петрова можно смело назвать основателем днепропетровской архитектурной школы второй половины XX века , - рассказывает Максим Кавун. - Во многом благодаря его творчеству и энергии Днепропетровск стал признанным центром архитектурного проектирования. В историю нашего города Петров вошел тем, что более тридцати лет создавал здания, ставшие признанными символами Днепропетровска 1950-х-1970-х годов.
Как это часто случалось в истории нашего города, в нем проявили себя и нашли призвание архитекторы – уроженцы других земель. Олег Борисович Петров родился 18 ноября 1914 года в Харькове, где его отец в то время был студентом Харьковского технологического института. После завершения отцом образования, семья переехала в город Каменское (затем Днепродзержинск). В 1924 году семья переехала в Екатеринослав, где глава семьи затем работал на руководящих технических должностях на металлургических заводах.
В школе юноша учился на отлично, занимался в танцевальном кружке, начал писать натюрморты и этюды. После окончания семилетки и рабфака, Олег Петров поступил, а в 1937 году закончил с отличием Днепропетровский инженерно-строительный институт (ныне Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры). Основными его преподавателями были выдающиеся архитекторы Г.Л. Швецко-Винецкий и Б.С. Кащенко.
Трудовую деятельность Олег Петров начал еще до войны. С 1937 года проектировал жилые и промышленные здания в Днепропетровске и Кривом Роге.
С началом войны, в июне 1941 года, ушел на фронт, где служил офицером саперного батальона стрелкового корпуса – командир взвода, командир роты, заместитель начальника штаба. Военная география Петрова обширна! Архитектор участвовал в обороне Кавказа, в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении территории Украины, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.
Интересно, что Олег Петров участвовал в форсировании Днепра, в боях за Днепродзержинск и Кривой Рог. И много позднее ему же будет поручено создавать памятник в селе Войсковое.
Архитектор получил немало боевых наград – орден Отечественной войны I степени; два ордена Отечественной войны II степени; орден Красной Звезды, орден «Знак Почета», боевые медали. День Победы застал его в Австрии. Демобилизован был только в феврале 1946 года.
Олег Петров раскрылся как талантливый архитектор уже в послевоенное время. В 1946 году вернулся в Днепропетровск и активно включился в процесс восстановления города. Задачи восстановления разрушенного Днепропетровская потребовали участия высококвалифицированных кадров, среди которых востребованным оказался и талант Петрова.
Одной из первых работ О.Б. Петрова стала архитектурная часть проекта восстановления Мерефо-Херсонского железнодорожного моста (1946 год, реализована в 1951 году). Мост, заложенный в 1914 году, и построенный в 1932 году, во время войны дважды разрушался почти полностью. Из пролетов моста уцелели только девять. Архитектор практически заново моделировал мост.
Однако в истории восстановления Мерефо-Херсонского моста есть и очень значимая авторская часть Олега Петрова. Сейчас мало кто знает, что облик центральной части моста первоначально был совсем иным, - не таким красивым и изящным. Два главных пролета были оформлены с помощью тяжеловесных металлических конструкций.
Во время восстановления двух главных пролетов моста эти конструкции были заменены на полукруглые, выполненные из железобетона. Так появился легкий ажурный силуэт моста над днепровскими водами, ставший одним из признанных символов города на Днепре.
С 1953 года Олег Петров преподавал в своей alma-mater – Днепропетровском инженерно-строительном институте (ныне Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры). Прошел все этапы карьеры: ассистент, доцент, заведующий кафедрой архитектурного проектирования (с 1967 по 1979 годы), профессор (с 1981 года).
В 1970 году О.Б. Петров основал здесь архитектурный факультет – главную кузницу кадров днепропетровских зодчих. Еще с 1966 года была набрана группа будущих архитекторов. Затем начали занятия три группы с вечерней формой обучения. И, наконец, в 1970 году – основан факультет. Олегу Петрову, который возглавил кафедру архитектурного проектирования, пришлось на первых порах подготовить и читать лекции по всем архитектурным дисциплинам, вести архитектурное проектирование на нескольких курсах, и координировать состав преподавателей. Первыми из них был Вадим Евгеньевич Горбоносов и Игорь Борисович Мигай – сами ставшие выдающимися архитекторами, авторами многих знаковых объектов в нашем городе.
Олег Петров стал настоящим патриархом днепровской архитектурной школы. Поэтому неудивительно, что до сих пор к нему относятся с необычайным пиететом. Общий стаж работы Олега Борисовича в архитектурной отрасли – 52 года.
В пятидесятые годы XX века О.Б. Петров спроектировал несколько парадных архитектурных ансамблей, среди которых выделяются две площади – площадь Ленина и площадь в конце улицы Рабочей в Днепропетровске, а также площадь имени Ленина в Днепродзержинске (сейчас – Каменское).
В начале 1950-х годов архитектор создал ансамбль площади в конце улицы Рабочей перед знаменитым Южным машиностроительным заводом («Южмаш»). Площадь окаймляют два жилых пятиэтажных дома, увенчанных характерными башнями. Архитектурное завершение ансамбль этой площади приобрел в 1958 году, когда по проекту О.Б. Петрова (выполнен в 1952-1953 гг.) в ее центре было построено административное здание конторы ЮМЗ. Четырехэтажный массивный корпус стал доминантой застройки улицы Рабочей.
Также следует отметить, что это была последняя крупная постройка в стиле «сталинский ампир» в Днепропетровске. Дело в том, что в 1955 году вышло знаменитое постановление «об излишествах в архитектуре», которое ознаменовало конец «сталинского ампира» и наступление эпохи «хрущевок». Но, поскольку проект был уже готов, его внедрили, и построили выдающееся здание в монументальных формах.
В 1951-1954 годах О.Б. Петров спроектировал центральную площадь имени Ленина в городе Днепродзержинске (соавтор – архитектор И.Ю. Виленчик ). Четыре жилых дома, один из которых увенчан семиэтажной башней, составили цельную композицию, акцентируя важный градостроительный узел.
А в 1956-1963 годах Олег Петров стал соавтором главной площади Днепропетровска – площади имени Ленина (ныне площадь Героев Майдана).
Площадь имени Ленина создавали заново на месте разрушенных во время войны нескольких кварталов проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого). Петров спроектировал два боковых здания на площади, где впоследствии разместились проектные институты. Пяти-семиэтажные сооружения удачно вписались в ансамбль. По проекту угловые части корпусов должны быть на два этажа выше и иметь гораздо более выразительное декоративное завершение. Но в середине 1950-х годов на государственном уровне была объявлена борьба с недавно господствующим в государстве стилем «сталинский ампир».
Из-за этого два здания Петрова остались недостроенными, хотя внешне это почти не заметно. Центральное здание площади (Приднепровский совнархоз, затем – Министерство черной металлургии Украинской ССР) резко контрастирует с боковыми зданиями. Здание Министерства проектировали другие архитекторы, и в результате борьбы с «архитектурными излишествами» помпезный облик главного здания, в отличие от двух зданий Петрова, был предельно упрощен.
Один из главных архитектурных объектов в творческом наследии О.Б. Петрова – жилой дом на 123 квартиры по проспекту Карла Маркса (сейчас - Яворницкого), 55. Здание построено в 1951 году. Настоящий архитектурный гигант занял целый квартал между улицами Артема (Сечевых Стрельцов) и Карла Либкнехта (Грушевского). Это здание – ярчайший образец стиля «сталинский ампир» - строили для рабочих и дирекции завода Карла Либкнехта (ныне НТЗ). Функциональные особенности здания отразились в архитектурном оформлении. Над первым этажом возвышаются четыре статуи – по две фигуры рабочего-металлурга с киркой и женщины с «рогом изобилия», держащей ребенка.
Пятиэтажное здание длиной 140 метров с резко повышенной центральной частью напоминает своей архитектурой дворец. В советское время здесь, на первом этаже, располагались два центральных магазина города – Дом научно-технической книги и Центральный гастроном. А сам дом считался одним из самых фешенебельных жилых комплексов. Это своеобразный памятник восстановлению города.
Профессор Сергей Кутаков вспоминал:
«В глубине души Олег Борисович любил итальянское зодчество, отдавая предпочтение эпохе Возрождения. И это чувствуется в монументальных сооружениях, особенно в здании, расположенном между улицами К. Либкнехта и Артема.
Немало бессонных ночей провел Олег Петров за эскизами и чертежами, вырисовывая каждую балясину. Конфигурация здания была сложной, времени не хватало, и многое проектировалось на ходу. Дом еще стоял в лесах, когда Петров, осуществляя авторский надзор, как мальчишка бегал по деревянным «мосточкам» верхних этажей, укрываясь от пронизывающих сквозняков своей старой потрепанной фронтовой шинелью».
Можно утверждать, что этот жилой дом, спроектированный О.Б. Петровым, стал одним из символов послевоенного восстановления проспекта и города в целом.
В 1954 году О.Б. Петров выполнил проект мемориального комплекса в Севастопольском парке , образованном на месте бывшего Севастопольского кладбища. Сам монумент был возведен чуть позже, в 1955-1956 годах. Монумент посвящен памяти похороненных защитников Севастополя в период Крымской войны 1854-1855 годов. Архитектор проявил здесь изобретательность даже в форме монумента. Центральным элементом комплекса стал курган с построенным на нем монументом в форме пирамиды. Это был намек на подобные сооружения в самом Севастополе. Даже облицовка монумента в парке инкерманским камнем призвана была подчеркнуть символическое единство. Этот проект О.Б. Петров выполнил бесплатно как дань уважения к городской истории.
Значительными творческими достижениями архитектора стали другие здания в стиле «сталинский ампир», построенные в течение 1950-х годов. Это жилой дом полукруглой формы с магазинами на улице Центральной, 2; здание строительного техникума по ул. Гоголя, 29 (сейчас здесь располагается Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины).
Казалось бы, Олег Петров мастерски проявлял себя в рамках только одного архитектурного стиля - «сталинский ампир». Но когда этот стиль окончательно отошел в прошлое в конце 1950-х годов, архитектор не прекратил творческой деятельности. Наоборот, начался новый яркий этап его архитектурной карьеры.
О.Б. Петров продолжил экспериментировать в разных архитектурных стилях. В 1960-1970-х годах архитектор создал комплекс проектов для своей alma mater – строительного института (ныне академии). По его проектам построены главный шестиэтажный «стеклянный корпус» по улице Чернышевского, 24-А (1970 год), тринадцатиэтажный учебный корпус (1974-1975 годы), спортивный корпус с бассейном и комплекс общежитий по улице Клары Цеткин, 13-А- 13-Г (1976-1980 года).
В 1967 году архитектор выполнил еще один проект (соавтор – Г.К. Клопко). На этот раз это была реконструкция уже существующего здания под Дом ученых на улице Куйбышева, 2. Сейчас здесь уже нет Дома ученых, да и улица сменила название (сейчас – ул. Винниченко)…
Но тогда перед архитектором стояла трудная и ответственная задача – реконструировать одно из творений выдающегося архитектора Александра Красносельского, построенное в 1910-х годах. Олег Петров подошел к этой работе максимально бережно. Главный фасад был сохранен в точности. А основная часть дома была перестроена, часть практически возведена заново. В здании разместились библиотека, кинозал, лекционный зал, административные помещения, гостиные.
Последней крупной работой, своеобразной «лебединой песней» в архитектурном творчестве Олега Петрова стал летний театр «Строитель» на 1100 мест в парке Чкалова (ныне - Глобы). Здание было построено в 1978 – 1979 годах.
Традиция размещения на этом месте театрально-концертных помещений насчитывает уже больше ста лет. Театр Петрова заменил собой деревянный театр меньших размеров на маленьком острове, который существовал здесь еще с 1952 года. А еще раньше, в 1910 году, в парке проводилась знаменитая Южнорусская выставка, и здесь уже существовал ажурный театральный павильон.
И вот уже на склоне лет архитектор получил заказ на проект нового здания летнего театра на парковом озере. Архитектор предложил совершенно оригинальное, нетрадиционное решение. В результате появилось оригинальное здание с овальным завершением, как бы парящим над водой. Это здание вызывает целый ряд образов, напоминает и радугу, и кепку… Некоторые сравнивают его со зданием Сиднейской оперы в Австралии. В любом случае, театр Петрова – выдающееся сооружение мировой архитектуры конструктивизма 1970-х годов.
Последняя известная работа О.Б. Петрова совершенно не похожа на все, чем занимался раньше зодчий, и также побуждает задуматься о многогранности его таланта.
Одной из последних работ архитектора стал проект мемориала у села Войсковое Солонянского района в честь воинов-героев, участников форсирования реки Днепр в 1943 году. Монумент был построен в 1985 году, к 40-летию Победы.
Умер архитектор Олег Петров в 1994 году, в возрасте 80-ти лет. Он был увенчан званиями: заслуженный архитектор Украины (с 1981 г.), почетный член Академии архитектуры Украины (с 1994 г.). В быту оставался скромным спокойным человеком, преданным любимому делу. Жил в доме екатеринославского времени, 1890-х годов постройки на улице Бородиновской.
Память об архитекторе сохранилась. В отличие от многих талантливых зодчих, сохранились и его могила, и документальный архив. Несмотря на «лихие девяностые», когда во всем начал доминировать «золотой телец», городские власти тогда нашли достойное место для упокоения архитектора. Олег Петров похоронен на первом участке Аллеи почетных захоронений Сурско-Литовского кладбища.
Еще в 1998 году коллеги архитектора А. Мирошниченко и С. Шустеров издали биографический очерк «Олег Борисович Петров – зодчий і педагог». А в 2011 году известный днепровский журналист и краевед Игорь Родионов выпустил книгу «Петровский зачет: Воспоминания об Олеге Борисовиче Петрове его учеников, друзей и близких». Это издание, где собраны уникальные документальные материалы и воспоминания. В Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры регулярно чествуют Олега Петрова, проводятся конференции и заседания.
***
Автор более 80-ти архитектурных проектов... Классик «сталинского ампира», который закончил свое творчество «брежневским минимализмом» и экспериментами в стиле «хай-тек». Таким широким был творческий диапазон архитектора Олега Петрова, здания и ансамбли которого стали архитектурными символами нашего города второй половины XX века», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Нужно знать людей Своего города, много для не сделавших.
Некоторые неточности:
"тринадцатиэтажный учебный корпус (1974-1975 годы), спортивный корпус с бассейном и комплекс общежитий по улице Клары Цеткин, 13-А- 13-Г (1976-1980 года)."
1. тринадцатиэтажный учебный корпус был построен в 1979-1981
2. в 1976г. плавательный бассей уже был Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Фактически с тех, кто достиг успеха в нашем обществе, на данный момент.
Прошу, в будущем, описывать биографии самых богатых людей Украины :)
Их биографии, будут для нас и наших детей (обычных людей) достойным примером для подражания :) Ответить | С цитатой