Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 21 ноября 2024
21:47

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Заводы «Шодуар»: Тройной юбилей символов металлургии Днепра

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает рассказывать интересные подробности из истории памятников архитектуры, предприятий и исторических персон Днепра.

Осенью 1889 года, 130 лет назад, в Екатеринославе было заложено крупнейшее промышленное предприятие – завод «Шодуар А». Затем появились и другие заводы с этим «брендом». В этом году исполняется сразу тройной юбилей – 130, 120 и 105 лет бывшим заводам «Шодуар». Когда-то металлургические символы нашего города, сегодня эти заводы сохранились, хотя, конечно, работают далеко не в полную мощность.

Сегодня наш рассказ – о яркой странице промышленной истории нашего города.

Почему сразу несколько предприятий в Екатеринославе носили имя «Шодуар»? Сколько было заводов «Шодуар» и как они сейчас называются? Какую продукцию выпускали эти заводы? Как сложилась судьба заводов «Шодуар» в советский период? Работают ли они сейчас?

Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Братья Шодуар и «Город железной лихорадки»

«В 1880-е годы в столицу Российской империи Санкт-Петербург приехали из города Льеж, промышленного сердца Бельгии, братья Шарль и Жорж Шодуары с племянником Морисом, - рассказывает Максим Кавун. - На новом месте братья быстро легализовались и «переименовались». В частности, Жорж Шодуар получил звание купца первой гильдии и имя Егор Карлович.

Секрет быстрой легализации был прост. Жорж Шодуар быстро обзавелся нужными связями в государственных органах. Он вошел в сделку с чиновником В.Ф. Голубевым в министерстве промышленности. Тот посоветовал Шодуару заняться выпуском стальных труб. Голубев имел значительную долю акций Брянского завода (впоследствии - «Петровка», ДМЗ) и хотел получать еще большую прибыль. Тактический союз ушлых капиталиста и чиновника принес свои плоды.

В 1889 году братья основали Франко-бельгийское «Акционерное общество русских трубопрокатных заводов «Шодуар», основной капитал которого составлял 3,5 миллиона рублей. Главой правления был Жорж Шодуар, и он же вложил 80% капитала!

Бельгийцы решили инвестировать именно в Екатеринослав. И в первую очередь было решено инвестировать в производство труб, на которые был весьма высокий спрос.

Это было время так называемой «Железной лихорадки», когда новые заводы росли как грибы, а Екатеринослав и губернию называли «Новой Америкой». Это удивительное время ярко описал в своей статье «Железная горячка» известный писатель Владимир Гиляровский:

«Иностранцы лезут в Россию с громадными капиталами!

- Бельгийцы уже главные хозяева на юге России!

Только и разговора слышно в последнее время. Особенно напирают на бельгийцев, указывая, что все лучшие рудники и железоделательные заводы у них в руках по всему Приднепровью…

Бельгийцы слезают в Нижне-Днепровске. Их встречает с поцелуями партия бельгийцев: объятия, неумолкаемое сорочье стрекотанье. Франты-иностранцы стремглав влетают в вагон, вырывают у сторожей чемоданы приехавших и выносят. Приехали, должно быть, тузы…

А Нижне-Днепровск, несколько лет тому назад пустырь – теперь громадная станция, окруженная на несколько верст всевозможными заводами. Здесь заводы вагоностроительный, эстампажный, трубопрокатный, механический и другие. Громадные здания, электричество. И все до одного завода, весь этот громадный и драгоценный город, выросший, как в волшебной сказке, - все принадлежит иностранцам, и все создано только ими.

В Екатеринославе я пробыл сутки. Это прекрасный город на Днепре, растущий не по дням, а по часам за последние 10-12 лет. Главный проспект, тянущийся прямой линией, может поспорить с лучшими улицами мировых столиц…

Это относится не к одному Екатеринославу, городу, который наскоро, на живую нитку, шьется... Здесь живут, и только строятся с лихорадочной поспешностью. Здесь все спешит урвать, нажить или сделать крупное, серьезное дело».

Вот в таком Екатеринославе 130 лет назад решили развернуть свой бизнес братья Шодуар. И им это удалось весьма успешно!

Завод «Шодуар-А» - завод имени Ленина

Предприятие было основано осенью 1889 года на западной окраине Екатеринослава. Тогда в этой местности уже начал работу первый металлургический гигант – Брянский завод (будущая «Петровка»). Новый же завод основала фирма братьев Шодуар. 6 сентября 1889 года был заложен первый камень в фундамент трубного цеха.

Завод развивался довольно быстро. В целом он был построен к 1892 году. В 1895 году была пущена первая мартеновская печь, в 1896 году – вторая печь и листопрокатный цех с двумя станами. В 1902 году введена в строй третья мартеновская печь. А в 1911 году вступила в действие четвертая мартеновская печь, самая мощная, емкостью 25 тонн.

В 1909 году в отчете Городской Управы завод характеризовался таким образом:

«Трубопрокатный завод Акционерного общества русских трубопрокатных заводов. Основная задача завода – изготовление из мартеновской стали труб всевозможных диаметров. Имеется несколько мартеновских печей, вместимостью 1 тыс. пуд. каждая [1 пуд = 16 кг – примечание Максима Кавуна]; для чугунных отливов – две вагранки с выплавкой 360 пуд. в час; для бронзового литья – два горна. Станки и прочие механизмы приводятся в движение 11 паровыми машинами; для передачи энергии и освещения имеется электрическая станция с 5 динамомашинами. Завод имеет от станции Горяиново собственный подъездной путь. Годовое производство труб и других изделий около 3 ½ млн. пуд., на сумму до 4 млн. руб.».

В 1899 году на заводе работали 1900 человек, а годовое производство оценивалось в 2 миллиона рублей. Годовое производство завода перед революцией составляло 700 тысяч пудов, и оценивалось в 6 миллионов рублей.

Как и Брянский завод, завод «Шодуар А» принимал активное участие в революционной деятельности. Недовольные условиями труда рабочие активно участвовали в забастовках и демонстрациях в 1905 году и в 1917 году.

В декабре 1917 года на трубном заводе состоялся общезаводской митинг. Рабочие избрали правление, куда вошли инженеры, рабочие и служащие. Главой правления был избран М.К. Губанов. В начале 1918 года делегация от рабочих завода с ним во главе ездила лично в Петроград к В.И. Ленину. Ленин выслушал рабочих и помог им денежными средствами. По их просьбе заводу выделили на восстановление цехов государственные дотации в размере 6 миллионов 700 тыс. руб. Поэтому еще при его жизни, 13 ноября 1922 года, завод получил имя В.И. Ленина.

В это время дела на заводе были далеки от идеала. В мае 1918 года в журнале «Народное хозяйство» № 3 были опубликованы данные о состоянии дел на заводах Юга:

«Остановлены 22 доменные печи; на ходу – 26 доменных печей; на Брянском заводе из-за отсутствия угля стоит прокат; Днепр о вскому заводу из-за недостатка кокса грозит полная остановка; …и «Шодуар» (Екатеринослав) - нет угля…».

В октябре 1922 года на заводе была пущена мартеновская печь № 2, а через две недели станы листопрокатного и трубного цехов. Однако из-за нехватки топлива предприятие работало с большими перебоями.

19 мая 1925 года правление союзного главка Главметалл приняло решение, в связи со строительством нефтепровода Грозный-Новороссийск, заказ на изготовление труб разместить на советских заводах, а не за рубежом. С этой целью было решено построить новый стан сварных труб на Мариупольском металлургическом заводе; в Екатеринославе на трубопрокатном заводе имени Ленина создать стан для цельнокатаных труб, а на заводе им. К. Либкнехта (тогда еще проволочно-гвоздильном) срочно подготовить к пуску два трубопрокатных стана «Бриде». Такие заказы существенно оживили наши предприятия.

В 1920-е годы завод имени Ленина продолжил активно развиваться. Вместе с «Петровкой» это были два металлургических гиганта нашего города. Завод стал одним из крупнейших трубных заводов всего тогдашнего Советского Союза. В 1920-1930-е годы на заводе впервые осваивалось производство труб из специальных сталей: хромомолибденовой, хромансилевой, жароупорной, нержавеющей и других видов.

В 1929 году были введены в строй цехи тонкостенных труб и баллонный. А в начале 1930-х годов на заводе было освоено производство труб для Московского автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ). Раньше такие трубы ввозились из Англии, Германии и Швеции.

Значение бывших заводов «Шодуар» было так велико, что в 1930-е годы их соединили трамвайным маршрутом. 22 июля 1936 года началось трамвайное движение на ветке от завода Ленина до завода им. Хатаевича (ДЗМО).

В марте 1939 года за организацию «стахановской работы» и досрочное выполнение важнейших государственных заданий завод был награжден орденом Ленина – тогда главным орденом СССР.

Во время Второй Мировой войны завод имени Ленина эвакуировался на Урал.

Уже осенью 1943 года, сразу после освобождения города от оккупантов, приступили к восстановлению завода. 25 ноября 1943 года, ровно через месяц после освобождения, здесь отлили даже партию алюминиевых ложек для столовой, потому, что тогда не было даже этого. В кратчайшие сроки были восстановлены мартеновский, листопрокатный, кузнечный, котельный и другие цехи. Уже к концу 1944 года завод начал давать прокат, сталь, сварные и бесшовные трубы.

К концу 1948 года завод имени Ленина превысил довоенный уровень производства труб. В послевоенное время завод продолжал очень активно развиваться. Сейчас предприятие сохранилось и носит название «Днепровский трубный завод».

Завод «Шодуар-В» - завод имени Коминтерна

Весной 1899 года, 120 лет назад, был основан второй завод фирмы братьев «Шодуар» под литерой В. Идея строительства завода была обнародована еще в 1897 году. После переговоров в Городской Думе и пышного банкета дирекция завода «Шодуар-А» послала своим владельцам телеграмму о выгодной сделке – приобретении земельного участка под строительство второго завода «Шодуар».

Завод был заложен на левом берегу, в поселке Амур. Здесь было налажено отличное транспортное сообщение и имелись свободные территории для развития. Завод выпускал лопаточную сталь, кровельное, посудное и волнистое железо. Были построены два основных цеха – прокатный и цинковочный. В 1903 году к ним добавилось небольшое цинковальное предприятие акционерного общества «Карл Бехтольд». В 1909 году был построен лопаточный цех, в 1914 году – холодильный. В начале XX века на заводе работало 711 рабочих, а годовое производство составляло 2,3 миллиона рублей.

После революции, 9 ноября 1922 года этот завод получил имя Коминтерна (Коммунистического Интернационала). Завод пострадал во время Гражданской войны и восстановил свою работу только в мае 1922 года.

3 февраля 1925 года газета «Правда» поместила заметку, что в связи с получением трестом «Югосталь» больших заказов на оцинкованные лопаты и железо, будет полностью пущен завод «Коминтерн» (бывший «Шодуар-В»), который не работал на полную мощность несколько лет.

Зато в бурные и противоречивые 1930-е годы завод уже «гремел» на весь Советский Союз, включившись в «стахановскую эпопею». В коллективе этого предприятия совершали свои «трудовые подвиги» сталевары-стахановцы А.Я. Сороковой и Я.Г. Чайковский.

Алексей Яковлевич Сороковой (1895-1970) выступал на 1-м Всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев в Москве в 1935 году. На этом совещании он был назван лучшим сталеваром страны.

1-6 января 1937 года на заводе им. Коминтерна сталевар мартеновского цеха Яков Григорьевич Чайковский (1901-1947) установил рекорд съема стали с каждого квадратного метра пода печи – 17,03 тонн. Затем он перекрыл свой же рекорд, сняв 18,6 тонн стали. 8 января он получил поздравительную телеграмму из Москвы от Г.К. Орджоникидзе.

В 1976 году у проходной завода им. Коминтерна по улице Каляевской были установлены мемориальные доски в память о сталеварах Я.Г. Чайковском и А.Я. Сороковом. Авторы памятного знака – известные скульптор В.П. Небоженко и архитектор В.С. Положий.

В послевоенное время завод был восстановлен и нарастил свои мощности. В 1970-е годы завод имени Коминтерна специализировался на выпуске тонкого листа с цветным покрытием, а также сложных сортовых профилей. Завод был реконструирован, построены новые ремонтно-механический, энергетический, транспортный, лопатный цехи. Объем производства был увеличен в два раза.

На предприятии размещали крупнейшие союзные госзаказы. Например, 4 апреля 1975 года завод имени Коминтерна начал отгрузку освинцованного листа для Волжского автозавода (ВАЗ) и Камского в Набережных Челнах (КамАЗ).

Пережив 1990-е годы, предприятие работает под новым названием «Коминмет».

Завод «Шодуар-С» - ДЗМО

История предприятия началась в мае 1914 года, то есть 105 лет назад. Тогда была задута первая доменная печь. Это было третье предприятие франко-бельгийского «Общества русских трубопрокатных заводов». Предприятие получило название Екатеринославский чугунолитейный завод «Шодуар-С».

Завод специализировался на производстве металлургического оборудования. В советское время завод стал одним из цехов «Петровки». Затем в 1931-1936 годах снова выделился в самостоятельное предприятие под названием ДЗМО (Днепропетровский завод металлургического оборудования). Это было связано с тем, что в 1932 году на заводе освоили производство тюбингов для строительства Московского метрополитена – одной из главных строек страны.

8 августа 1935 года на заводе им. Хатаевича (ДЗМО) был отлит первый чугунный тюбинг, весом в 750 кг, для крепления шахт второй очереди Московского метрополитена. Согласно правительственному постановлению от 5 июля 1935 г., на заводе необходимо было изготовить 45 500 тонн подобных чугунных тюбингов.

В январе 1936 года завод окончательно выделился в самостоятельное производство. Здесь работали литейный и механический цехи. В мае 1936 г. было завершено строительство цеха тюбингов, продукция которого предназначалась для строительства Московского метрополитена.

Все 1930-е годы здесь велось активное строительство и были задуты две доменные печи. Здесь производился литейный чугун, фасонное чугунное литье, ферросилиций. В 1940 году завод снова отличился – здесь на доменной печи впервые в СССР применили кислородное дутье.

В время Второй Мировой войны завод был эвакуирован на восток. Восстановлен был одним из первых. В марте 1945 года на заводе ДЗМО было закончено восстановление цеха тюбингов. 9 мая 1945 года мартеновская печь №1 дала первую сталь.

В кратчайшие сроки завод освоил выпуск продукции, необходимой для восстановления предприятий черной и цветной металлургии. Реконструкция цехов дала возможность повысить производство, расширить номенклатуру изделий, повысить качество продукции. На заводе размещались крупные госзаказы союзного уровня. Например, 8 июня 1957 года газеты сообщили, что на ДЗМО изготовлены конструкции для самых крупных в Приднепровье 500-тонных мартеновских печей, сооружаемых на заводе «Запорожсталь».

В 1970-е годы на заводе были построены чугунолитейный цех и цех тюбингов. В послевоенное время на предприятии производились различные виды продукции: насыпные аппараты и шлаковозы для доменных печей, тележки для изложниц, качающиеся желоба, машины для вскрытия леток, холодильные плиты живительного охлаждения, роторные вагоноопрокидыватели, установки непрерывной разливки стали, тюбинги для метрополитенов.

В 1979 году на заводе ДЗМО была начата отправка тюбингов в Армению для строящегося в городе Ереване метрополитена. Тюбинги с маркой ДЗМО уложены в тоннели метрополитенов Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Баку, Харькова, Тбилиси, Ташкента, а также экспортировались в Чехословакию (Прага).

20 февраля 1981 года именно в районе завода ДЗМО состоялось торжественная закладка первой станции метрополитена «Заводская». Станция была введена в строй, как и вся первая линия, в конце декабря 1995 года.

Предприятие пережило 1990-е годы и продолжает свою работу, с 1994 года называясь АО «Днепротяжмаш».

***

Три предприятия нашего города, основанные в конце XIX – начале XX веков на деньги бельгийских промышленников, стали металлургическими гигантами. В советское время они были национализированы, капитально реконструированы и стали символами нашей промышленности. Отрадно, что в наше нелегкое для металлургии время эти предприятия продолжают работать. Тройной юбилей – прекрасный повод вспомнить историю трёх заводов. Хотя, лучшие времена для этих предприятий, все же, вероятно, остались в прошлом, XX веке», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


aaa  (10.11.19 18:32): + Ответить | С цитатой
было бы  (09.11.19 08:44): Неплохо почитать о современной днепровской металлургии, и том месте где она находится сейчас Ответить | С цитатой
местный  (08.11.19 17:13): Тот Которы В прадед строил.
Мало написано конечно, но достаточно интересно.
Ответить | С цитатой
Геннадий  (08.11.19 14:41): Кто работает? Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте