100 лет назад Архиепископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит Вишневский принимал самое прямое участие в рождении самостоятельной Украинской православной церкви.
По большому счету, это событие прошло мимо внимания общественности Днепра. Практически забыто сегодня и имя самого владыки, которому Господь уготовал очень непростую роль последнего архиепископа дореволюционного Екатеринослава.
Тайны его личности Городскому сайту предложил раскрыть историк, кандидат исторических наук Климентий Федевич. Представляя себя, он пишет, что окончил исторический факультет МГУ, Центральный европейский университет (Будапешт) и МВА Гренобльской школы экономики. Уже много лет он занимается историей Украины и национальных движений в Центрально-Восточной Европе в ХХ века. В Украине вышли его книги: «За Віру, Царя і Кобзаря. Малоросійські монархісти і український національний рух (1905-1917 роки)» (Київ. Критика. 2017) и «Галицькі українці у Польщі. 1920–1939 рр. (Інтеграція галицьких українців до Польської держави у 1920–1930-ті рр.)» (Київ. Основа. 2009).
Климентий Федевич предоставил Городскому сайту свою статью о судьбе Агапита Вишневского, которую чуть ниже мы опубликуем с некоторыми сокращениями. По версии этого историка, именно екатеринославский архиепископ 100 лет назад возглавил Священный Синод Украинской православной синодальной церкви, став первым лидером только что созданной УПЦ.
Сразу отметим: на эти события и роль в них Агапита Вишневского существуют другие точки зрения.
Климентий Федевич пишет:
«Историки привыкли рассказывать о Екатеринославе как о периферии украинской истории и украинской революции 1917-1920 гг. Екатеринослав больше известен как город, который несколько раз захватывал Нестор Махно. Но не как самостоятельный участок событий. В действительности это не так. Украинцы из Екатеринослава были среди лидеров независимой Украины. Екатеринославский архиепископ Агапит Вишневский в 1919 г. стал первым главой украинской национальной православной церкви.
В современном Днепре имя Агапита Вишневского практически не известно. У первого главы православной церкви Украины нет названной его именем улицы, памятника или памятного знака.
Будущий первый глава украинской церкви родился на Волыни в 1867 г. В возрасте 29 лет он стал инспектором Полтавской духовной семинарии. В это время в ней учился будущий лидер Украины в 1919-1920 гг. Симон Петлюра. В 1898 г. Агапит Вишневский стал ректором Екатеринославской духовной семинарии. В 1911 г. в возрасте 44 лет Агапит получил должность епископа Екатеринославского и в мае 1918 г. возведен в сан архиепископа.
В январе 1919 г. Агапит Вишневский возглавил Священный Синод Украинской Православной Синодальной Церкви, которую создала Директория Украинской народной республики. Украинская церковь стала самостоятельной и независимой от московского патриарха. Агапит Вишневский отслужил торжественный молебен на празднике объединения Восточной и Западной Украины на Софиевской площади в Киеве 22 января 1919 г. Этот молебен можно увидеть в кинохронике Акта объединения. Перед этим, в декабре 1918 г., Агапит приветствовал украинские войска, которые свергли пророссийского гетмана Скоропадского.
До 1917 г. в церковных кругах у Агапита Вишневского была репутация украинского националиста, и в то же время он был членом Совета Екатеринославского отдела «Союза русского народа» и почётным председателем Совета Екатеринославского отделения «Всероссийского национального союза». В 1912 г. Агапит Вишневский возглавлял Русский губернский выборный комитет в Екатеринославской губернии и издавал газету «Русский националист». Она выходила как бесплатное приложение к «Екатеринославским епархиальным ведомостям».
Сильные провластные позиции Агапита Вишневского позволяли ему вести себя независимо в украинском вопросе. Благодаря Агапиту Вишневскому, Екатеринослав стал, возможно, единственным городом на украинских землях Российской империи, где в 1914 г. в кафедральном соборе прошла поминальная панихида по Тарасу Шевченко. Архиепископ проигнорировал запрет царских властей служить панихиду по Тарасу Шевченко в церквях во время празднования 100-летнего юбилея со дня рождения поэта.
В городском пространстве Днепра память о екатеринославском архиепископе Агапите Вишневском отсутствует. А помнить его, думаю, стоит. Агапит Вишневский поддержал независимость Украины и в 1919 г. стал первым главой украинской национальной православной церкви».
А вот что пишут об этом иерархе и об упомянутых событиях в других источниках.
Информационно-справочное издание «Днепропетровская епархия» («Арт-пресс», Днепропетровск, 2008) о судьбе Агапита Вишневского (который был архиепископом Екатеринославским и Мариупольским с 04.10.1911 по 02.01.1919) сообщает следующее:
«Вишневский Антоний Иосифович родился 16.07.1867 в селе Выгов Овручского уезда Волынской губернии в семье диакона. По окончании Волынской Духовной семинарии в 1888 г. служил псаломщиком Троицкой церкви с. Дидковичи Овручского уезда, а также учителем церковноприходской школы.
19 ноября 1889 г. рукоположен во диакона, 21 ноября 1889 г.- во пресвитера к церкви с. Бехи Овручского уезда. 29 мая 1891 г. овдовел. В 1892 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1896 г. со степенью кандидат богословия.
10 августа 1895 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг. 2 октября 1896 г. назначен инспектором Полтавской Духовной семинарии, в июле 1898 г.- ректором Екатеринославской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В Екатеринославе состоял также председателем Кирилло-Мефодиевского общества, Свято-Владимирского братства, епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Палестинского православного братства».
С 1902 года судьба разлучает Агапита с Екатеринославом – на 9 лет. После служения епископом в Умани, Киеве (был настоятелем Златоверхого монастыря) и Владикавказе, Агапит вернулся в наш город и 4 октября 1911 года был назначен Епископом (с апреля 1918 года – Архиепископом) Екатеринославским и Мариупольским. Как отмечает это издание, 31 января 1915 года архиепископ Агапит сыграл очень важную роль в приеме в Екатеринославе последнего императора России Николая Второго. Он встречал его в кафедральном Свято-Преображенском соборе, преподнеся от духовенства 25 тысяч рублей на нужды госпиталей. Вместе с императором посетил госпитальные учреждения и Брянский храм, построенный к 300-летию Дома Романовых.
«На долю Преосвященного Агапита выпали тяжелые революционные события. Декретом Директории Украинской народной республики в январе 1919 года Православная Церковь в Украине была объявлена автокефальной, был создан так называемый «Священный Синод Украинской автокефальной церкви». Неоднократно публиковались сведения о причастности архиепископа Агапита к раскольникам. Но суждение о причастности архиепископа к обновленческому расколу не может быть однозначным…».
А вот что сообщает о дальнейшей судьбе иерарха Православная энциклопедия.
«После захвата Киева петлюровцами в 1919 г. архиепископ Агапит возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением свт.Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточной ВЦУ под председательством митр. Киевского Антония.
Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впоследствии вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. На предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».
Википедия о роли Агапита в тех событиях сообщает следующее:
«После захвата Киева петлюровцами уклонился 2 января 1919 в раскол. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония (Храповицкого).
Собор двенадцати архиереев, пребывавших в Новочеркасске под председательством митрополита Киевского Антония, судил Агапита Вишневского за нарушение церковного единства и отложение от Святейшего Патриарха Тихона, за председательствование в петлюровском украинском Синоде, а также за торжественную встречу Петлюры, въехавшего в Киев на белом коне.
В ноябре 1919 года за превышение своих полномочий судом украинских архиереев лишен сана и сослан в Балаклавский Георгиевский мужской монастырь Таврической епархии. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принёс покаяние.
В 1921 году указом патриарха Тихона восстановлен в правах управляющего Екатеринославской епархией.
В 1922 году уклонился в обновленчество. Был членом екатеринославской группы «Живой Церкви». 4 сентября 1922 года постановлением обновленческого ВЦУ назначен временно управляющим Екатеринославской обновленческой епархией.
27 ноября 1922 года арестован. Скончался в январе 1923 года от сыпного тифа в тюрьме Екатеринослава».
Наиболее полно о событиях тех лет пишет издание «Новое время». Вот цитата из обширнейшего материала о происходившем тогда в украинской церкви:
«С марта 1917 года Украина встала на путь своего оформления как независимого государства. За последующие три года и Центральная рада, объявившая о разрыве отношений с Россией, и сменивший ее гетман Павел Скоропадский, по инерции смотревший в сторону Москвы, так или иначе осознавали необходимость поместной церкви для страны.
Дальше всех пошла Директория во главе с Симоном Петлюрой. Через две недели после взятия Киева - в первый день 1919 года - она издала закон О верховном управлении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В состав Синода, главного руководящего органа, вошли архиепископ Екатеринославский Агапит (Вишневский), епископ Кременца Дионисий (Валединский) и протоиерей Василий Липкивский. С этого дня в украинских церквях прекратили упоминать в литургиях российского патриарха Тихона и подчинявшегося ему митрополита киевского Антония.
В октябре 1921 года, когда власть в Украине полностью взяли красные, всеукраинский собор УАПЦ избрал главой национальной церкви митрополита Василя Липкивского. Большевикам такие нововведения на первых порах были на руку, несмотря на то, что исходили они от враждебной петлюровщины: в УАПЦ стало переходить духовенство тихоновцев, с которой диктатура пролетариата начала настоящую войну. Обновленческое же православие вовсю сотрудничало с большевиками и успешно конкурировало с автокефалией».
С полной версией статьи о зарождении Украинской православной церкви можно ознакомиться по этой ссылке.
Как свидетельствуют разные источники, архиепископ Агапит скончался в Екатеринославской тюрьме в 1923 (по некоторым данным – в 1924) году.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |