Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 23 декабря 2024
08:10

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Третейский не лишний?

Третейский не лишний?
Третейские суды создавались в Украине для быстрого, независимого и справедливого решения гражданских и хозяйственных споров. Однако благодаря лазейкам в законодательстве довольно быстро услуги арбитража стали использоваться в рейдерских захватах, операциях с землей и других полулегальных схемах. На прошлой неделе Верховная рада постаралась заколотить все черные ходы в законах. Что же изменится в сфере негосударственного правосудия теперь?

Суд доверия

Третейские суды – это альтернативная государственной система правосудия, созданная для решения гражданских и хозяйственных споров.

Смысл этой системы в том, что стороны, подписывая договор, могут указать в соглашении негосударственного независимого арбитра, к которому будут обращаться за помощью в случае конфликта. Стороны по взаимному согласию признают решение такого суда окончательным и обязуются его выполнить.

Закон о третейских судах был принят Верховной радой в мае 2004, а в сентябре того же года Минюст зарегистрировал первый в Украине постоянно действующий независимый третейский суд.

Согласно закону, третейский суд может создаваться как для решения конкретного спора (суд ad hoc), так и действовать на постоянной основе. Постоянные арбитражи могут формироваться при общественных организациях, объединениях работодателей, фондовых биржах, кредитных ассоциациях, объединениях банков, торгово-промышленных палатах или союзах предпринимателей.

Третейские суды имеют право рассматривать большинство гражданских и хозяйственных дел, кроме ограниченного числа "запретных тем".

Негосударственный арбитраж обладает рядом преимуществ перед государственными судами общей юрисдикции. Первым преимуществом третейского суда юристы называют его мобильность. Срок рассмотрения споров там обычно короче, чем в заваленных работой государственных судах.

Второй плюс в том, что стороны могут сами выбрать третейский суд или конкретного судью или же поручить такой выбор третьей стороне. Затем название суда или имя судьи закрепляется в третейском соглашении или в отдельном положении договора. Однако в постоянно действующих третейских судах судей можно будет выбрать лишь из утвержденного регламентом суда списка.

Также закон гарантирует, что третейский судья будет незаангажированным и компетентным. Арбитром не может выступать лицо, каким-либо образом заинтересованное в том или ином решении спора, родственник причастных к делу лиц, а также человек без высшего юридического образования.

Четвертое преимущество – конфиденциальность. Согласно закону, по желанию любой из сторон дело должно рассматриваться на закрытом заседании. Это гарантирует сохранение коммерческой и банковской тайны.

Обратная сторона правосудия

У третейских судов есть еще два преимущества – в том числе и в глазах людей, пытающихся обойти закон.

Первое: решение негосударственного суда нельзя обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях, но при этом решение имеет такую же юридическую силу, как и вердикты судов общей юрисдикции.

Второе: для решения третейского суда можно применять процедуру принудительного выполнения. Более того, решение третейского суда является основанием для регистрации прав собственности на землю, постройки, прочее имущество в государственных органах – БТИ, управлении земельных ресурсов.

Этими особенностями третейских судов активно пользуются при рейдерских конфликтах, при купле-продаже сельскохозяйственных земель (которыми торговать вроде как нельзя) и при оформлении так называемых "самостроев".

В феврале этого года Судебная палата по гражданским делам Верховного суда Украины проанализировала деятельность третейских судов и пришла к неутешительным выводам: из-за пробелов в законодательстве возникают возможности для массовых злоупотреблений со стороны независимых арбитров.

По данным Судебной палаты, третейские суды массово легализируют незаконные договоры об отчуждении земельных участков сельскохозяйственного назначения, объектов самовольного и незавершенного строительства.

Стандартные третейские схемы

Мораторий на продажу аграрных земель обходится с помощью распространенной схемы, в которой участвуют продавец, покупатель, третейский судья, государственный суд, исполнительная служба и госорган регистрации права собственности.

Заинтересованные стороны подписывают договор купли-продажи "запретного" участка и акт приема-передачи земли. Продавец выдает покупателю расписку о том, что деньги за проданную землю от покупателя получены. В договор обязательно включается пункт о том, что все споры решаются в определенном третейском суде.

Также в договоре указывают о необходимости его нотариального удостоверения. Затем продавец якобы умышленно отказывается заверять договор у нотариуса. Покупатель обращается в нужный третейский суд и просит признать за ним право собственности на землю и обязать госорганы оформить акт на право собственности.

Третейский суд быстро выносит решение в пользу истца, а покупатель идет с этим решением в суд государственный, где требует выдать исполнительный документ на решение третейского суда. При этом государственный суд не имеют права рассматривать по сути дело третейского суда и, если нет никаких процессуальных нарушений, обязан выдать исполнительный документ. С которым счастливый покупатель идет регистрировать право собственности на землю.

В Украине множество юридических контор использует подобные схемы с участием "приближенных" третейских судов для легализации права собственности. Происходит это из-за наличия лазеек в законодательстве.

Долг платежом

Третейским судам подведомственны и дела о взыскании задолженности. Это касается и тех, кто взял кредит в банке, а теперь не может вовремя рассчитаться, и тех, кто дал свои деньги банку на депозит, а теперь не может их у банка забрать.

В зависимости от того, что написано в вашем договоре с банком, решение спорных вопросов может происходить или же в районном суде, или в третейском, созданном при Ассоциации украинских банков.

У юристов возникают сомнения, что третейский суд, созданный банками, будет принимать независимые решения при споре финансистов с клиентами. "Мы не говорим о нарушениях, но вкладчику стоит готовиться к затягиванию процесса", - цитирует "Деловая столица" слова Владислава Соколовского, управляющего партнера адвокатской компании "Соколовский и партнеры".

Но затягивание - это еще не самое худшее, что может произойти. Приведем красноречивый пример: третейский судья, указанный во многих кредитных договорах одного из крупнейших украинских банков с итальянскими корнями, является кумом начальника юридического управления этого банка. Клиентам банка остается только надеяться, что это случайное совпадение, которое никак не отражается на объективности и беспристрастности рассмотрения спора данным третейским судьей. Ведь если третейский суд примет необъективное решение, его нельзя будет оспорить в апелляционном суде.

Впрочем, как отмечают юристы, в районном суде с банком можно разбираться еще дольше, так как банк постарается использовать все методы, чтобы затянуть дело.

Еще один третейский суд удостоился внимания самого президента Украины Виктора Ющенко. 4 марта во время совещания с руководством городской и районных администраций города Киева гарант возмутился тем, киевских предпринимателей заставляли передавать все споры на рассмотрение независимого третейского суда при "Лиге юридической защиты интересов потребителей". "Только потому, что председатель совета этой лиги - Леонид Черновецкий?", - спросил президент. К слову, Виктору Ющенко не понравился Постоянно действующий независимый третейский суд. Это тот самый первый, зарегистрированный Минюстом еще в 2004 году, суд, который возглавляет Анатолий Свинцицкий, заместитель председателя Третейской палаты Украины.

Только по доброй воле

Критика деятельности третейских судов звучит уже давно. Например, председатель Верховного суда Василий Онопенко еще год назад заявлял, что третейский суд себя дискредитировал, и призывал принять закон, который сделает невозможным использование третейских судов в рейдерских схемах.

Последние полугода в комитетах Верховной рады рассматривались законопроекты, которые должны были ограничить полномочия третейских судов.

Наконец, 5 марта 2009 года парламент принял закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (относительно исполнения решений третейских судов). Его автор, экс-министр юстиции и вице-спикер Александр Лавринович уверен, что этот закон решит проблемы, связанные с невозможности оспорить решения третейских судов и обязательным исполнением таких решений.

Принятый закон вовсе ликвидирует институт принудительного исполнения решений третейских судов. Главное экспертное управление Верховной рады, кстати, не рекомендовало принимать этот документ, который, по мнению управления, "может свести на нет идею третейского правосудия".

Теперь третейский судья не сможет обязать государственный орган совершать определенные действия (скажем, оформить документы на право собственности). Законом сужается и компетенция третейских судов: их теперь лишат права рассматривать дела о признании права собственности, о признании договоров действительными. Также третейским судам будут неподведомственны дела по спорам о недвижимости имущества и земельных участков.

"Таким образом будет исключено использование третейских судов в рейдерских схемах за употребление в имущественных и земельных, и корпоративных правоотношениях", - заявил член комитета ВР по вопросам правосудия Дмитрий Шпенов, представляя закон в парламенте.

Третейским судьям принятый Радой документ не понравился. Постоянно действующий третейский суд при Товарной бирже "Финком" планирует 13 марта провести митинг под стенами Секретариата президента. У Виктора Ющенко будут просить не подписывать закон, который, по мнению организаторов митинга, "полностью нивелирует деятельность третейских судов и запускает необратимый процесс уничтожения целого звена третейских судов".

Слово за президентом, который не так давно возмущался одним из третейских судов и напоминал, что у каждого предпринимателя есть конституционное право на судебную защиту.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Обыватель  (13.03.09 17:52): 2009, А вы слухи не собирайте, давайте факты. Да, третейские суды, конечно, не идеальный выход из ситуации, но некоторые вопросы, которые яйца выеденного не стоят, месяцами, а то и годами, рассматриваются районными судами, в третейском (исключительно по соглашению сторон) рассматриваются оперативно. А если думаете, что районный вам дешевле обойдется-ну это как посмотреть... Ответить | С цитатой
2009  (13.03.09 13:25): Давно пора закрыть третейки.Вот например фирма "Лев" и при них суд.По слухам только их решения принимает БТИ.А сколько они денег берут за "правилиные" решения,за которые в нормальной стране уже уже бы сидели давно. Ответить | С цитатой
Serg  (13.03.09 13:21): Постійно діючий Третейський суд
при АСОЦІАЦІЇ “УКРАЇНСЬКИЙ ПРАВОЗАХИСНИЙ АЛЬЯНС”
(свідоцтво про реєстрацію постійно діючого третейського суду від 07.03.2006 р. № 13-тс, видане Дніпропетровським обласним управлінням Міністерства юстиції України)
49000, Україна, м. Дніпропетровськ, вул. Комсомольська, 40 б.
тел. +38 (056) 790-08-30, факс +38 (056) 790-08-33
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
19
млрд. гривен бюджет Днепра на 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте