Горожане, которые бывают в центре Днепра, скорее всего, обращали внимание на это здание – по ул. Троицкая, 5. И задавались вопросом: почему Днепр позволяет себе такие руины в самой респектабельной части города?
В Днепре не берегут памятники архитектуры и не заботятся об историческом центре города – это аксиома. Фейсбук то и дело разрывается от возмущения – вот опять в центре города снесли историческое здание, а на его месте возводят бетонную коробку. Почему так происходит?
Украинское законодательство об охране памятников конечно сурово, но компенсируется необязательностью его исполнения. Сегодня застройщику выгоднее дождаться, когда памятник архитектуры сам завалится, чем проходить длительную и дорогую процедуру согласований реконструкции с неизвестным финалом. А еще зданию можно помочь упасть.
Здание по улице Троицкой,5 было построено в 1910-11 годах как доходный дом, в котором было 17 квартир. После революции там устроили коммуналки, которые в 70-х годах прошлого века были перепланированы в индивидуальные квартиры. В 1988 году дом был признан аварийным, и жильцов отселили в специальный переселенческий фонд. Планировали дом реконструировать с заменой крыши. Но денег в городском бюджете так и не нашлось. Памятник архитектуры в таком виде стоял десятки лет – без крыши, окон и дверей.
Распоряжением главы Днепропетровской облгосадминистрации от 12.04.96 года это здание было признано памятником архитектуры местного значения. Но это решение не сыграло в печальной судьбе дома никакой положительной роли, и никак его не защитило от разрушения.
Надежда на спасение здания появилась в 2012 году, когда за реконструкцию дома взялась компания ООО «Центр-Інвест 2005». И, в отличии от многих, пошла законным путем многочисленных согласований. В 2012 году компания подписала договор аренды земли, в 2013 году заключила инвестиционный договор с городом. К 2016 году был окончательно готов и согласован со всеми инстанциями проект. Компания взяла на себя обязательства выполнить реконструкцию памятника архитектуры и вернуть городу 420 м2 жилого фонда.
Главный архитектор проекта Александр Бердик на одном из градсоветов констатировал крайне плачевное состояние здания. В нем давно отсутствует кровля, нет лестничных маршей, парадных дверей и оконных рам, частично отсутствуют межэтажные перекрытия. Из-за этого верхняя часть стен дома утратила свои несущие функции. Кирпич фактически превратился в труху, и стены третьего этажа наполовину придется заменить. Полностью необходимо восстанавливать лестничные марши, стены дворового фасада и кровлю.
Проект реконструкции включал в себя и строительство многоэтажного дома с подземным паркингом внутри квартала по улице Троицкая,7. Это здание и стало камнем преткновения, предметом протеста местных жителей, из-за которого проект реконструкции пока не может реализоваться. Жители окрестных домов считают, что строительство нарушает градостроительные нормы и может разрушить их дома.
Главный инициатор народного бунта – жительница дома №9 по улице Троицкой Ирина Малоголовкина. Ее дом находится вплотную к строительной площадке, а само здание построено еще в 1825 году практически без фундамента. Вот что она рассказала СМИ:
— Любые действия, что будут происходить, уничтожат здание. Если несущая стена, что соединяет 2 дома, упадёт, неизвестно, что будет. Ведь по этой стене — газовые трубы... Может быть утечка газа, может быть взрыв, может просто разрушиться наш дом. В этом доме живет 15 семей, не одна я. И мы неоднократно обращались к руководителям, но нас никто не услышал. Вызывали полицию, но никаких документов, кроме декларации на реконструкцию предоставить правоохранителям они не смогли. Несмотря на это, на объекте стоит тяжёлая техника для строительства.
Но ведь если ничего не делать и не укреплять – наступит момент, когда здание по Троицкой,5 рухнет. И тогда соседнее здания тоже не спасти.
Реконструкция неизбежна. И согласитесь, кто бы взял на себя смелость при такой плотной и ветхой застройке дать разрешение на то, чтобы забивать сваи на стройплощадке? Сваи и не забивали – сегодня строители в таких стесненных условиях используют буро-инъекционные – это когда сваи вкручивают в грунт, а затем заполняют их бетоном. На стройплощадке именно таким образом уже выполнено предусмотренное проектом укрепление фундамента дома №9.
Сегодня стройка стоит, а уличные протесты с привлечением СМИ перешли и в судебную плоскость. В судах разной юрисдикции по поводу этой стройки идут 8 процессов – административные, гражданские и даже уголовные. Одно из дел добралось до Верховного Суда, и пока суды на стороне застройщика. Но стройка стоит, застройщик несет убытки, хотя за два с половиной года, пока длятся процессы, реконструкцию дома и строительство нового уже можно бы было закончить.
В ноябре 2016 года Ирина Малоголовкина и Елена Балабас обратились с гражданским иском в Бабушкинский суд Днепра, в котором просили запретить строительство и восстановить несущую способность стены путем выполнения усиления. В обеспечение иска судья Бабушкинского суда Тамара Шевцова запретила ООО «Центр-Інвест 2005» вести строительные работы до рассмотрения дела по сути. Когда во исполнение судебного запрета со стройки выезжала техника, жильцы вызвали полицию и было открыто уголовное производство за неисполнение решения суда.
Через год, в декабре 2017 года суд первой инстанции отказал в иске и снял запрет на проведение строительных работ.
Апелляционная инстанция в 2018 года июне подтвердила решение суда первой инстанции, установив, что все разрешительные документы, в том числе согласование Министерства культуры у застройщика имеются в наличии. Есть и проект застройки, и экспертный отчет с положительными выводами, который составил филиал ГП «Укргосстройэкспертиза» в Днепропетровской области. В отчете указано, что проектная документация разработана в соответствии с исходными данными на проектирование с соблюдением требований по прочности, надежности и долговечности объекта строительства, его эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе по доступности лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, пожарной безопасности, технологической безопасности, энергосбережения и может быть утверждена в установленном порядке с указанными техническими показателями.
Экспертиза изучала вопрос о влиянии строительства на здания и сооружения, расположенные рядом - никаких негативных воздействий строительства в условиях гражданской застройки не установлено.
На основании всех этих документов 21 ноября 2016 года застройщик получил в Управлении ГАСК Днепровского горсовета разрешение на выполнение строительных работ по объекту «Реконструкция (с реставрацией) жилого дома с достройкой и строительством жилого дома с подземным паркингом по ул. Троицкой (ул. Красная), 5, 7 в г. Днепр». Это разрешение - главный документ, который необходимо в первую очередь требовать у застройщика, если вы собираетесь инвестировать в квадратные метры на этапе строительства дома.
ООО «Центр-Інвест 2005» выполнило все требования градостроительного законодательства и получило все согласовательные и разрешительные документы для проведения подготовительных и строительных работ.
В настоящее время дело находится в Кассационном гражданском суде в составе Верховного Суда. Требования истцов запретить строительство на период рассмотрения дела коллегия суда отклонила. Казалось бы, можно строить, несмотря на то, что истцы пытаются в других судах признать недействительными разрешительные документы.
Но в январе 2019 г., когда подрядчики попытались возобновить работы, на стройплощадку было совершено нападение с участием Нацкорпуса.
Компания не молчала - по факту уничтожения имущества было подано заявление в нацполицию, которая открыла уголовное производство.
Но судя по отсутствию в судебном реестре следственных документов, дело спустили на тормозах.
В марте 2019 было открыто уголовное производство, теперь по факту незаконных археологических раскопок на стройплощадке, земляных или подводных работ (следователь - Владислав Лапшин). И снова – следственный судья Бабушкинского районного суда Юрий Слищенко наложил запрет на пользование, отчуждение и распоряжение имуществом. Вся фишка в том, что разрешение на проведение земляных работ в исторических ареалах населенных пунктов - документ, который имеет свой срок. Компания получила разрешение в сентябре 2016 г., и действительно оно было до 31 декабря 2016 г. И ко времени открытия уголовного производства были завершены и археологические исследования стройплощадки, да и собственно, земляные работы.
По информации Генерального менеджера компании «Alef Estate» Дмитрия Шелудько, уголовное дело было открыто на основании ответа Министерства культуры на запрос истцов. В 2019 г компания не имела этого разрешения, и не могла иметь – за ненадобностью.
Компания-застройщик, которая имеет на руках все разрешительные документы, пройдя все процедуры и выполнив все требования закона, уже несколько лет не может приступить к работам, в то время как компании, которые получают землю по поддельным документам, занижают класс последствий или вообще не имеют никаких разрешительных документов, спокойно строят, не обращая внимания ни на общественность, ни на уголовные дела, ни на предписания ГАСКа.
«Мы это все видим, алгоритм этих действий нам понятен, но мы не хотим так поступать, - сказал Дмитрий Шелудько. - Принцип работы нашей компании – мы никогда не приступаем к работе, не получив всех разрешительных документов. А насчет того как мы строим, посмотрите на МОСТ-сити, это не просто здания – полностью организована инфраструктура, выполнено благоустройство территории. Новый центр с автопортом – это правильные развязки, возможность людям безопасно садиться в автобусы и правильное решение - убрать автобусы с проезжей части. Посмотрите, как построен Каскад-Плаза с Екатеринославским бульваром. Наша задача – чтобы было красиво не только у нас, но и было красиво вокруг. Не стоит задача просто построить дом, продать его, заработать денег и уйти – стоит задача сохранять облик города, проводить квартальную застройку – чтобы было красиво везде. Понятно, что это инвестпроект, мы не скрываем, что это связано с бизнесом и зарабатыванием денег. Да, соседям удобно, чтобы мы отреставрировали старое здание и не строили ничего в глубине. А еще если бы мы навели там порядок и посадили сад – вообще было бы чудесно. Но тогда проект реконструкции должен реализовывать город за бюджетные средства».
Выполняя решения суда об аресте стройплощадки, компания вынуждена останавливать строительные работы, оплачивать простои своим подрядным организациям, проценты по привлеченным кредитам, аренду земли, покупать стройматериалы по растущим ценам.
Возникает вопрос – кому это выгодно? Точно не застройщику, не городу, не людям, которые уже 30 лет ожидают свои квартиры.
Конфликт в разгаре. Строители уверены в своей правоте и в том, что они смогут реконструировать памятник архитектуры и построить новое здание без ущерба для окружающих домов. Наоборот, укрепят их и благоустроят территорию. Жильцы стоят на своем и бомбардируют суды новыми исками, для которых можно найти много прекрасных поводов. Пока неясно – когда город сможет получить квадратные метры для нуждающихся горожан и отреставрированный памятник архитектуры.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |