Организованное движение женщин началось в Украине еще в XIX веке.
В качестве старта выступило создание в 1884 году в Станиславе (нынешний Ивано-Франковск) «Товариства руських жінок», организованного украинской поэтессой Наталией Кобринской. Тем не менее, женское движение – это не только борьба прекрасной половины человечества за свои права. Еще это – многогранная деятельность в сфере благоустройства окружающего мира. Ведь женщина может создавать уют не только в своем доме, но и в той среде, в которой проходит ее жизнь в целом. В ее стране, городе и на работе, включая даже металлургическое производство, о чем, в частности, пойдет речь в этой статье.
В первые советские годы женщины, наравне с мужчинами, стали пополнять ряды токарей, шлакоукладчиков, трактористов и даже военных. Все это требовало подведения идеологической базы и сопровождалось соответствующей кампанией.
Программа деятельности среди женщин была намечена еще на Первом всероссийском съезде работниц в ноябре 1918-го, после чего, особенно после окончания гражданской войны, началась работа по преодолению женской пассивности и привлечению в организации через агитацию.
Обеспечив равноправие женщин по закону, партия выдвигала перед ними задачу – завоевать равноправие по факту. В итоге женщины активно влились в общественную деятельность. Кто-то – по личной инициативе, пытаясь строить лучшую жизнь. Кто-то – по инициативе партии. Но, независимо от мотивов конкретных людей, а также от государственной политики СССР, результаты женского движения в любом случае были достаточно благотворными и заслуживающими высокой оценки.
В конечном счете в женское движение были вовлечены женщины-рабочие, женщины-инженеры, а также женщины-домохозяйки. Большинство последних составляли те, чьи мужья занимали посты производственных руководителей. Именно так было в Каменском, где активное женское движение возглавила Мария Манаенкова, чей супруг, Иосиф Манаенков, был директором Днепровского завода с 1927 года по 1931-й и с 1933-го по 1937-й.
Отказавшись от гостиницы, нарком поселился в доме директора ДМЗ И.Манаенкова, которому и покровительствовал с тех пор, увидев в нем ответственного специалиста-профессионала. Это было правдой – завод вскоре после прихода Иосифа Манаенкова на пост директора, достиг дореволюционных показателей производства.
Через несколько лет в Советском Союзе зародилось движение жен командиров производства, по-другому – движение общественниц. Согласно распространенной версии, все пошло с того, что Орджоникидзе, проезжая по Уралу, прибыл на Красноуральскую подстанцию. Возле нее был разбит аккуратный палисадник, на котором жена начальника подстанции высаживала цветы. Эта картина, с легкой руки Орджоникидзе, послужила началом большого и не всегда однозначного общественного движения, в котором участвовали десятки тысяч женщин СССР. От жен ИТР требовалось обустраивать рабочие общежития и бараки, организовывать детские сады, ясли, летние лагеря и санатории, курсы ликбеза, библиотеки и общественные бани, инспектировать заводские столовые, сажать деревья и вообще делать все возможное, чтобы улучшить жизнь на подведомственных их мужьям предприятиях.
Тем не менее, эпицентром развития течения общественниц стал не Красноуральск, а Каменское, точнее, завод им. Дзержинского. Здесь, при самом деятельном участии Серго Орджоникидзе, Мария Манаенкова, которая до этого была лишь тенью своего мужа-директора, выступила инициатором движения жен инженерно-технических работников.
Всеюжная конференция дала бурный толчок коллективам южных металлургических заводов. Вскоре волна этого движения разлилась по всей стране Советов и привела к Всесоюзному совещанию жен инженерно-технических работников, организатором которого стал все тот же Серго Орджоникидзе. А на самом гребне этой большой волны оказалась Мария Манаенкова, женщина, о существовании которой знали доселе только в Каменском.
В Днепропетровске на заводе им. Петровского движение жен ИТР и стахановцев подхватили в октябре 1935 года – сразу после Каменской конференции жен командиров металлургии Юга. В декабре 1935 г. на мелитопольском заводе им. Микояна была созвана первая конференция жен инженеров, техников и стахановцев.
«В марте 1936-го в Днепродзержинске состоялось совещание организационного бюро по созыву Всесоюзного совещания жен инженерно-технических работников. Серго Орджоникидзе уделил много внимания членам оргбюро, внимательно расспрашивал каждую о работе, об условиях, давал советы, учил». (М. Манаенкова «Вдохновитель движения жен», журнал «Общественница», 1936 г., №5).И вот в середине мая 1936 года в Москве было созвано Всесоюзное совещание жен командиров тяжелой промышленности. Число делегаток составляло несколько тысяч человек, а от нашего города – по разным источникам – от четырнадцати до восемнадцати общественниц. Для днепродзержинской делегации была организована встреча с Надеждой Крупской, вдовой вождя мирового пролетариата и основателя СССР Владимира Ленина. М.Манаенкову удостоили ордена Трудового Красного знамени, которым награждали за большие трудовые заслуги перед СССР, и на совещании, как председатель женсовета Дзержинки, она сидела в президиуме рядом со Сталиным и Орджоникидзе. Это был огромный взлет для супруги директора Днепропровского металлургического завода. Не знала она лишь о том, что вскоре, после ареста мужа, ее слава сменится бесславием и пятью годами лагерей, присужденных ей как жене врага народа. Но от этого Манаенкову отделял еще целый год, и, вернувшись домой, она и другие участницы женского движения принялись за свое дело с удвоенной энергией.
Ну а в 1937-м движение жен ИТР в СССР оказалось в большом упадке. После самоубийства (или убийства) Орджоникидзе новый нарком Лазарь Каганович начал большую «чистку», то есть репрессии, среди руководителей, которым покровительствовал его предшественник.
Жены репрессированных начальников, теперь уже врагов народа, естественно, отстранялись от какой-либо деятельности в женском движении. А многие из них были осуждены по 58-й статье УК СССР как контрреволюционные преступники. Такая же участь постигла и Марию Манаенкову, мужа которой расстреляли в 1938-м. В итоге женщина, бывшая инициатором движения жен ИТР в Днепродзержинске, награжденная орденом Трудового Красного знамени, сидевшая рядом со Сталиным в президиуме и вручавшая ему цветы, провела пять страшных лет в исправительно-трудовом лагере. Освобожденная из заключения, Мария Манаенкова в середине сороковых вернулась в Днепродзержинск с надорванным здоровьем. Потом она куда-то пропала (говорили, что уехала к дочери), потом снова вернулась. Худощавая, всегда аккуратно одетая, она вела замкнутый образ жизни и умерла в начале семидесятых.
1990-1992 годы стали периодом структурного переоформления системы женсоветов, завершившегося регистрацией Союза женщин Украины в 1993 г. В целом же в Украине сегодня существует не менее сорока различных общественных женских организаций и фондов.
С первых дней своего существования женсовет активно включился в работу по созданию надлежащих условий труда и быта для женщин. Нашлись и другие точки приложения усилий – оказание помощи одиноким матерям, многодетным семьям и родителям, которые воспитывают детей-инвалидов.
Взялся женсовет и за организацию различных мероприятий и праздников – Дня знаний, Дня защиты детей, Дня матери, и, наконец, великолепной конкурсной шоу-программы «Пани Дзержинка», аналогов которой нет ни на одном предприятии отрасли. С легкой руки первого председателя женсовета Елены Мантулиной все эти праздники вошли в «копилку» хороших традиций, создававшихся на протяжении всей истории Дзержинки.
Помимо этого, Елена Григорьевна душой болела за каждую женщину-труженицу, за то, чтобы для работниц, которые трудятся в нелегких условиях наравне с мужчинами-металлургами, создавались в цехах комфортные бытовые условия. Вместе со своими помощницами – председателями цеховых женсоветов – она регулярно проводила рейды-проверки состояния бытовых помещений для женщин, и, если того требовала ситуация, ставила вопрос перед профсоюзным комитетом, в частности, комиссией по производственному быту. И, как правило, достигала своей цели. К сожалению, Елена Мантулина ушла из жизни в 2011 г., но дело, которому она посвятила столько сил и энергии, живет – его продолжают ее соратницы. Посеянные ею зерна доброты по-прежнему дают обильные всходы, и женсовет ДМК, возглавляемый Антониной Осташкевич, нисколько не ослабил своей активности. Организация женщин работает в тесном контакте с руководством комбината, начальниками структурных подразделений, цеховыми профсоюзными комитетами, советом ветеранов, отделом по работе с молодежью и т.д. Традиционные общекомбинатовские праздники продолжают отмечаться торжественно и трогательно. Например, ко Дню знаний первоклассников собирают в школу не только их родители, но и многотысячное предприятие – ребенок получает в подарок добротный ранец с полновесным набором школьных принадлежностей. Множество детей ежегодно участвует в конкурсе рисунка на асфальте, приуроченного к Международному дню защиты детей. Увлекательное зрелище и конкурс «Пани ДМК» вызывает большой интерес всех металлургов – как женщин, так и мужчин.
В настоящее время на комбинате трудится 3746 женщин – 39% от общей численности работников. Женсовет, состоящий из 12 активисток, работающих в различных цехах, как всегда держит руку на пульсе нужд тружениц и женщин-ветеранов комбината, оказывая им посильное содействие в решении тех или иных проблем. Помощь одиноким матерям, семьям, воспитывающим детей с инвалидностью (включая путевки в санатории), создание комфорта в производственно-бытовых помещениях, организация описанных выше праздников – все это неполный список забот женсовета в сфере социальной защиты работниц ДМК и их детей.
Автор: П.Янченко
![]() |
Gorod`ській дозор |
![]() |
Фоторепортажі та галереї |
![]() |
Відео |
![]() |
Інтерв`ю |
![]() |
Блоги |
Новини компаній | |
Повідомити новину! | |
![]() |
Погода |
![]() |
Архів новин |