|«« | «« | »» | »»| |
Технический музей Днепра «Машины времени» и его креативный директор Михаил Прудников продолжили серию встреч со звездами автоспорта. Одним из героев очередной встречи стал Александр Иванович Лось – самый титулованный автогонщик нашего города.
Он же фактически стал изобретателем гоночного… «Запорожца». Да-да, теперь уже мало кто помнит и знает о том, что «ушастые», ЗАЗы-966, гоняли в авторалли наравне с «Жигулями» и «Волгами»! Ну, почти наравне…
Кстати, с раритетным (возможно, единственным в мире!) вариантом спортивного «Запорожца» сегодня можно познакомиться в музее «Машины времени». Его восстановление консультировал как раз Александр Лось.
Но этими достижениями заслуги семьи Лосей на поприще автомобильной истории не исчерпываются. Отец Александра, Иван Лукьянович Лось был изобретателем четырех самодельных автомобилей, завоевавших всесоюзное признание. Назывались они «Лосёнок». С этих, совершенно разных, но сохранивших одно название машин и их изобретателя, мы и начнем разговор с Александром Ивановичем – удивительно скромным, несмотря на свои заслуги, человеком…
- Первого «Лосёнка» отец сделал, когда я был совсем маленьким, вторую - когда мне было 7 лет, - рассказывает Александр Иванович. – Папа был с «золотыми руками» и с молодости хотел изобретать, конструировать что-то свое. С детства он был влюблен в автомобили, после школы из нашей Диевки (где мы тогда жили) поехал поступать в Харьковский автодорожный институт. Все экзамены он сдал на «отлично», а вот за иностранный получил даже не «двойку», а кол. Вся беда была в том, что в его школе немецкий язык преподавал ветеринар, учителя просто не было… Но отец не сдался. Он поступил в наш университет, на первый набор физтеха, после окончания ДГУ всю жизнь проработал в КБ «Южное».
Денег на покупку своей машины у семьи не было. И тогда Иван Лукьянович занялся конструированием своего автомобиля. Все четыре «Лосенка» были собственной конструкции, сделанные практически полностью руками талантливого изобретателя. Из серийных деталей использовались только двигатели, рули, коробки передач от серийных, отслуживших свое и купленных подешевке «Запорожцев».
Первенцем стал «Лосёнок»-1, отдаленно напоминающий инвалидную коляску СМЗ. Второй «Лосёнок» имел очень своеобразную и запоминающуюся внешность, за которую соседи семьи прозвали машину «Поросенком».
- Третьего «Лосёнка» папа сделал, когда я служил в армии, - вспоминает Александр Лось. – Прекрасно помню эту машину – и ездил на ней, и помогал отцу ее чинить. Но самым знаменитым стал четвертый автомобиль отца. Он имел самую оригинальную и совершенную конструкцию. У машины не было передних дверей – вместо них были откидывающееся вперед лобовое стекло и сдвигающиеся назад боковины кузова. Об этой машине не раз писали журналы «Техника – Молодежи», «Моделист-конструктор», «За рулем». С ней отец неоднократно участвовал в смотрах-конкурсах самодельных автомобилей, завоевывая призы. И это – единственная машина Ивана Лукьяновича, сохранившаяся до наших дней. Она и сейчас в рабочем состоянии, хранится в одном из частных собраний города Днепр.
Рассказывает владелец машины, житель Днепра Андрей Воловицкий:
«Этот автомобиль был неоднократным участником автопробегов и выставок, проводимых журналом «Техника-Молодежи» в 80-е годы прошлого века. Автомобиль был построен Иваном Лукьяновичем Лосем, человеком, всю жизнь посвятившему созданию ракетно-космической техники, участником Великой Отечественной войны, проехавший по ее дорогам на легендарной полуторке.
Иван Лукьянович начал строить автомобили еще в середине 1960-х и был одним из первых самодельщиков Днепропетровска. Им были построены несколько уникальных автомобилей, но все они носили имя «Лосенок».Ко мне этот «Лосенок» попал в 1998 году и был участником нескольких автовыставок. Машина уникальна тем, что практически не имеет серийных деталей, только двигатель и коробка передач ЗАЗа, даже диски колес самодельные. Передних дверей в привычном понимании нет, вместо них откидывающееся вверх лобовое стекло и сдвигающиеся назад боковины».
А потом была служба в армии (никак не связанная с автоспортом), после которой Александр отправился работать на запорожский завод «Коммунар», выпускавший знаменитые ЗАЗы.
- Там, узнав о моем небольшом опыте гонок на картинге, зачислили в заводскую команду, - вспоминает Александр Иванович. – Сначала ездил на картинге, потом пересел на багги. В первой же гонке в 1977 году сразу стал третьим, вскоре выполнил норму перворазрядника. Тренировки и соревнования в Запорожье проходили на трассе у знаменитого казацкого дуба с тысячелетней историей – той трассы давно уже нет.А в 1979 году Александр Лось впервые стал чемпионом СССР по автоспорту – в автокроссе на багги. Впоследствии он повторил этот успех в 1982, 83, 86 годах, в 1987 году стал бронзовым призером чемпионата СССР. В 1979-80 годах становился чемпионом Прибалтики. В 1986 году стал серебряным призером Спартакиады народов СССР. Многократный чемпион и призер Украины, Молдавии.
На просьбу рассказать о каждой победе в отдельности Александр Иванович шутливо машет рукой: «Тогда нам книгу надо писать – долгое это дело!». Лишь с приглушенной годами досадой говорит:
- Я вообще-то мог 5-кратным чемпионом СССР быть. Финал чемпионата по автокроссу в классе багги 1981 года проводился в Ленинграде. Необычная была формула финальной части: сначала полуфинальные заезды по 20 километров, потом финал для лучших на этой же дистанции. Шел первым в финале с хорошим отрывом. И метров за сто до финиша – я уже видел эту ленточку! – из подвески вырвало болт. Я так и завяз в грязи, не доехав до финиша двадцать метров…
У нашего чемпиона были свои секреты победы, которыми он поделился только сейчас:
- Для гонок я делал специальные шины на днепропетровской «Днепрошине», - рассказывает Александр Лось. - Они обеспечивали хорошую проходимость по грязи. А еще брызговики, бока багги, наружные элементы конструкции мы смазывали техническим маслом. Благодаря этому грязь практически не прилипала к машине. И это давало серьезную фору в весе и скорости машины перед конкурентами.
А вот какой-то манны небесной на автогонщиков в те годы не проливалось.
- Даже для членов сборной СССР никаких стипендий, зарплат – не было! Жил на зарплату, реально работал на «Коммунаре», на то и жил, - признается легендарный гонщик. – Самые большие материальные подарки – 70 рублей за первое звание чемпиона Союза, 100 – за второе, 120 – за третье, 140 рублей – за четвертое. Ну, еще за победы вручали бинокль, одеяло, спальный мешок…
- В 1985 году мы переехали на родину жены, в Молдавию, - вспоминает Александр Иванович. – Что смог, из своих спортивных разработок я втихаря с ЗАЗа вывез – по хорошему там ничего не захотели отдавать. Автоспорт в Молдавии был на аутсайдерских позициях в Союзе – меня там приняли, как мессию. Ну, я и показал чуток мастерства, потянув за собой всю команду. Больше горжусь даже не тем, что стал чемпионом страны в индивидуальном зачете. Песня была в том, что мы командой стали чемпионами! Ни до, ни после того, молдавские автогонщики первыми не становились…
Вскоре, завязав с активными выступлениями, в 1998 году Александр Иванович согласился стать президентом федерации автоспорта уже независимой Молдавии. Вспоминает о том, что составил четкий календарь подготовки спортсменов, проведения соревнований.
- В 1990-х мы в массовости и уровне подготовки автогонщиков превосходили Украину, - с гордостью вспоминает о тех временах. – Приехали как-то на открытый чемпионат Украины и выиграли все! Я давно уже не президент, вернулся в свой родной город. Но молдавский автоспорт до сих пор пользуется моими наработками, - заключает шутя.
Став в 1983 году трехкратным чемпионом СССР, Александр Лось захотел попробовать что-то новое в своей биографии гонщика. Сначала, как большинство раллийщиков, попробовал выступать на ВАЗе. Но история оказалась печальной. На первом же этапе гонок в Прибалтике он (лидируя на трассе), разбил машину вдребезги…
И тогда решил сконструировать раллийную машину на базе «ушастого» «Запорожца». Для машины он самостоятельно изготавливал многие конструктивные элементы – кроме прочего, шины, рессоры. Но особым отличием стало облегчение веса спортивной версии ЗАЗа почти на треть и использование в ней титановых деталей вместо железных.
- Сняли все, что можно было снять: лишние сиденья, части дверей, радиатора, обшивку салона, молдинги, в итоге автомобиль стал весить 540 кг вместо почти 800, - вспоминает Александр Иванович. – Значительную роль сыграло и использование титана - гораздо более прочного и легкого, чем железо.
Не раскрывая всех секретов изобретателя, скажу только: Александру удалось получить доступ к заводу «Мотор-Сич» и запорожскому титано-магниевому комбинату, где этого добра было в избытке. На титановые детали он заменил все, что можно было, в двигателе автомобиля, сделал титановые тормозные колодки и барабаны, ручку переключения скоростей, даже спинку водительского сиденья изготовил из этого металла.
На этой чудо-машине отъездил один сезон в чемпионате СССР. Спортивный «Запорожец» в целом показал неплохие результаты – в том числе, и в зимних ипподромных гонках. Но, объективно говоря, конкурировать с гораздо более мощными спортивными «Москвичами» и ВАЗами ему было очень тяжело…
А по примеру Александра Лося спортивные версии ЗАЗа позже изготавливались и на самом заводе «Коммунар», и любителями авторалли. Проводились и проводятся отдельно гонки спортивных ЗАЗов – даже в нашем, 21-м веке. В общем, во многом благодаря Александру Лосю шустрый «Запор» стал еще и раллийной машиной!
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |