|«« | «« | »» | »»| |
В октябре этого года исполняется 60 лет со времени формирования главной площади Днепра – современной площади Героев Майдана. На самом деле на планах Екатеринослава эта площадь появилась… ровно 225 лет назад. История главной площади полна исторических казусов и перипетий.
Почему площадь, запланированная на генпланах 225 лет назад, появилась только через 165 лет? Кто из архитекторов может считаться «отцом» главной площади? Что находилось на месте площади в XIX веке? Почему площадь получилась совсем не такой, как проектировали после войны? Почему не удалось достроить здание Минчермета – главное сооружение на площади? И какие архитектурные перспективы ждут главную площадь Днепра после завершения метро?
Загадки истории нам откроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Центральная часть Днепра – сегодня это деловое и торговое «сердце» города. Трудно представить, что два с половиной века назад здесь стояли домики казацкой слободы Половицы, - рассказывает Максим Кавун. - Как раз здесь был центр застройки данного поселения. Четкой планировки слобода не имела, кварталы располагались кое-как, без регулярной планировки. Слобода возникла в 1743 году, и просуществовала до первых лет строительства Екатеринослава (с 1787 года), когда была снесена.
Сейчас трудно сказать, имеются ли под главной площадью следы поселений XVIII века. Вполне вероятно, что должны сохраниться фундаменты домов и части деревянных или глиняных зданий. Возможно, в рамках будущей реконструкции площади, имеет смысл провести здесь археологические раскопки.
Представить себе современный Днепр без этой площади невозможно. Здесь проходят главные общественные мероприятия, устраиваются митинги и концерты. Устроители нового города предусмотрели такую площадь в проектах еще конца XVIII – начала XIX века. Но появилась она только в советскую эпоху.
Впервые площадь изображена на генеральном плане Екатеринослава архитектора Ивана Старова, утвержденном Екатериной II 23 февраля 1792 года, то есть 225 лет назад. Кстати, знаменитый архитектор является автором идеи самого проспекта (Екатерининский, Карла Маркса, Яворницкого). На генплане Екатеринослава 1792 года запроектирован большой «просвет» между кварталами Проспекта в районе нынешней Площади. Затем идея площади 200 лет назад перешла в генеральный план Екатеринослава 9 апреля 1817 года, автором которого был шотландский архитектор Вильям Гесте. По своим размерам и форме площадь на генпланах 1792 и 1817 годов практически совпадает с размерами будущей площади в XX веке.
Генплан Гесте 1817 года стал основным для развития города в XIX веке и был в целом выполнен. Однако не во всех частях. Как раз площадь на проспекте создать не удалось. Вместо площади построили массивные здания торговых рядов. Ниже Троицкой церкви шумел Нижне-Троицкий рынок. Так продолжалось больше ста лет.
Интересная историческая изюминка, которая малоизвестна широкой публике – 200 лет назад в центре площади протекала… речка Половица. Она вытекала из балки Долгой, в районе нынешней Исполкомовской улицы выходила на проспект и текла примерно посередине. По иронии судьбы, русло этой речки располагается почти под местом бывшего памятника Ленину. Сохранился уникальный план центральной части Екатеринослава 1837 года (он хранится в петербургском архиве), где на месте площади обозначены лавки, рядом течет речка, через которую перекинуты деревянные мостики. Затем эта речка поворачивает с проспекта под советским небоскребом (магазин «Лотос»), и дальше идет к Днепру под театром имени Шевченко.
Эта речка протекает здесь и сегодня. Только благодаря усилиям екатеринославского губернатора Андрея Яковлевича Фабра, начиная с 1847 года, эта речка была заключена в коллектор. А по центру проспекта был насажен знаменитый двухрядный бульвар. До революции бульвар был сплошным, а нынешнего просвета на площади не было. Освободили пространство только в 1950-х годах.
Важной доминантой главной площади, правда, теперь «запрятанной» за стенами бывшего Минчермета, является здание Троицкого собора. Только-только начал строиться новый город на месте Половицы, пришла необходимость строить храмы. Преображенский собор на горе, заложенный в 1787 г., построили по другому проекту только в 1830-е гг. А в нижней части Екатеринослава в последнее десятилетие XVIII в. возвели две деревянных церкви – Казанской Божьей Матери (на месте Троицкой) и Успенскую.
От каменной Успенской церкви, построенной в 1839 – 1850-х гг., ныне осталась только коробка (в советское время - здание 10 горбольницы), которая была передана в 2011 г. Церкви, и храм медленно восстанавливается. Это было пятиглавое здание с каменной колокольней, увенчанной шлемовидной главкой.
Троицкой церкви повезло гораздо больше, только она «путешествовала» во времени и пространстве. В 1791 году здесь возвели деревянное здание церкви Сошествия Святого Духа. Оно было привезено из первого Екатеринослава Кильченского, где служило… католическим костелом. Здание переосвятили и открыли. Только первая церковь находилась не на месте нынешней, а по центру площади, на месте Минчермета, в русле улицы Троицкой.
Каменное здание, уже Троицкого собора, выстроили около 1845 г. Его сместили к востоку от прежнего здания, а на месте старой церкви еще до 1917 г. возвышался каменный крест. Проекты обоих церквей – Троицкой и Успенской, делали петербургские зодчие – Людвиг Шарлемань и Петр Висконти в русско-византийском стиле. Троицкая церковь построена на средства двух екатеринославских купцов. Федор Дупленко выделил 100000 рублей, но не дожил до достройки храма – умер от холеры. Достроить церковь взялся другой купец – А. Кирпишников , он дал еще 15 тысяч, и храм, наконец, достроили. Расписывал церковь в начале ХХ века известнейший украинский художник Иван Ижакевич.
Троицкая церковь была со всех сторон окружена торговыми рядами и лавками Нижне-Троицкого рынка. Эта картина на месте нынешней площади символизировала переплетение духовного и мирского в ритме жизни старого Екатеринослава.
После войны, в 1950-х гг., Троицкий собор превратили в кафедральный и решили сохранить. И здесь опять интересная история. Сохранить-то решили, но как вписать ее в новый ансамбль? Кафедральный храм на фоне памятника Ленину и здания министерства черной металлургии? Тогда решили стыдливо отделить храм от пространства новой площади. Это было сделано за счет строительства переходного корпуса от министерства к зданию институтов. Для советской эпохи – удивительная картина: из-за здания министерства за спиной у Ленина «выглядывала» чудом сохранившаяся пятиглавая церковь с колокольней.
В постиндустриальной эпохе 1990-х-2000-х годов все переплелось еще причудливее – Ленин своей рукой пятнадцать лет показывал на рынок за ЦУМом, который приказал долго жить, но прочно вошел в городской фольклор. После сноса рынка Ильич продолжал показывать уже на огромные рекламные мониторы, рекламные палатки, огромный паркинг – приметы «капиталистического» времени. Пока не был снесен в феврале 2014 года.
Долгие сто пятьдесят лет основу облика будущей территории будущей площади составляли торговые учреждения – лавки, лабазы, торговые ряды. В первой половине XIX века здесь царил настоящий хаос – деревянные хлипкие постройки, полное отсутствие благоустройства. Причем торговля процветала по обе стороны проспекта. На стороне ЦУМа к концу XIX века сформировалась двухэтажная линии торговых рядов, где находились магазины крупных и известных семейств – Алексеенко, Ефанова и других. Это были самые известные бренды Екатеринослава того времени.
На противоположной стороне, на склоне холма, также царил полный хаос – Нижне-Троицкий рынок, лавки, лошади, грязь… В 1860-х годах на углу улицы Троицкой и проспекта (линия по центру здания Минчермета) было выстроено крупное монументальное здание Гостинного ряда. Это было довольно типичное торговое помещение – украшенное аркадами и галереями, где находились магазины. Также интересно, что курировал строительство Андрей Михайлович Достоевский – губернский архитектор в 1860-1865 годах, брат знаменитого писателя Федора Достоевского. Это здание пережило войну и было разрушено уже при строительстве площади.
В советское время на место Гостиных рядов пришло понятие «универмаг». Когда хотят сказать о «самом» центре Днепропетровска – говорят «возле ЦУМа». На этом месте когда-то были двухэтажные торговые помещения, лавки, деревянные лабазы. В советское время принялись за реконструкцию этой территории. 26 декабря 1938 г. здесь завершили строить один из наибольших в Украине «показательный универмаг Народного комиссариата торговли СССР». Газеты писали, что в новом магазине было 26 отделов, обслуживали посетителей 150 продавцов. До этого в самом большом днепропетровском магазине работали максимум 40 продавцов. Общий объем универмага составлял тогда 35 тысяч кубических метров, а площадь торговых залов – 3600 квадратных метров. Автор проекта универмага – талантливейший архитектор Александр Красносельский . А 26 июля следующего, 1939 г. на проспекте Карла Маркса, недалеко от ЦУМа, открыли универмаг «Детский мир» по проекту того же Красносельского (капитально реконструирован в конце 1980-х рр.).
Уже после войны, в 1970-х гг., здание ЦУМа пристраивали и перестраивали, а в 2002 г. построили «Ротонду». Сейчас же, с открытием Европейской площади, ЦУМ стал только частью гигантского торгового комплекса, но по-прежнему остается его «знаковым» центром.
А «Детский мир» после войны дополнился зданием гостиницы «Центральная», построенной в 1957 году. Вся восточная часть главной площади получила единое оформление в неоклассическом стиле. Так продолжалось до начала XXI века. В 2008 году «Детский мир» и гостиница «Центральная» были разрушены. На их месте в 2011 году был открыт торговый комплекс «Пассаж». Высотность здания была сохранена, но его архитектурный облик совершенно дисгармонирует с остальным классическим окружением площади.
Уже после Второй Мировой войны, когда почти весь Проспект был разрушен, вдруг вспомнили о генеральном плане 150-летней давности. Архитекторы реанимировали ценную градостроительную идею. В результате произошла настоящая градостроительная революция в отдельном взятом районе.
Уже в 1946 году было принято решение городского совета о перспективах создания новой городской площади на месте рынка. Огромный квартал Проспекта между улицами Карла Либкнехта (Грушевского) и Короленко восстанавливать не стали. Нижне-Троицкий рынок, переименованный к тому времени в Нижне-Красный, закончил свое существование. (Верхне-Троицкий рынок существует до сих пор). В конце 1940-х - начале 1950-х годов снесли руины торговых рядов, улицу Красную (Троицкую), которая до этого выходила прямо на проспект Карла Маркса, перегородили. И на освободившемся пространстве сформировали «цельный ансамбль зданий» в стиле «сталинский ампир».
Формирование площади состоялось ровно 60 лет назад, в 1957 году. В книге « Вулиці і площі Дніпропетровська» (1967 г.) говорилось:
«Це наймолодша площа Дніпропетровська, що виникла в 1957 році, до святкування 40-ї річниці Жовтня. Вона являє собою великий асфальтований квадрат: 150 х 150 метрів.
Для створення площі було використано частину проспекту Карла Маркса – його бульвари і ділянки кварталів між вулицями Короленка і Карла Лібкнехта».
Центральным элементом новой площади был памятник «вождю мирового пролетариата». Это полностью соответствовало советской традиции, когда памятник Ленину обязательно располагался на центральной площади, и на него фокусировалось внимание во время демонстраций и митингов.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно открытие памятника В.И. Ленину стало отправной точкой формирования площади. И именно так это подавалось в прессе того времени. Памятник В.И. Ленину был торжественно открыт 27 октября 1957 года при огромном стечении народа «к юбилею Великого Октября».
В путеводителе «Дніпропетровськ» (1959 г.) говорилось:
«Напередодні 40- х роковин Великої Жовтневої соціалістичної революції на центральні магістралі міста – проспекті Карла Маркса – розбито площу імені Леніна… На монументальному гранітному постаменті височить ш естиметрова бронзова постать великого вождя світового пролетаріату. Загальна висота пам'ятника – 14 метрів.
Пам'ятник Іллічу відлит ий в Київських науково-реставраційних майстернях за гіпсовою моделлю скульпторів М.К. Вронського, О.П. Олійника і архітектора О.О. Сидоренка. Постамент висічений з рожевого граніту в Токовському кар'єрі (Апостолівський район, Дніпропетровської області)».
В комплексе с памятником, по краям площади были поставлены два гранитных куба с горельефами, символизировавшими борьбу революционеров и торжество советской власти. Эти кубы были убраны в августе 2017 года.
Кроме выше перечисленных особенностей, у памятника Ленину были и другие интересные отличия. Например, постамент был выполнен в пирамидальной форме со ступенями, и внешне напоминал… Мавзолей Ленина в Москве. Но главной «изюминкой» было то, что авторы памятника были официальными скульпторами и авторами еще нескольких крупных памятников в других городах. И здесь они не избежали типизации и копирования.
За два года до открытия памятника в Днепропетровске, в 1955 году в Донецке открылся памятник Т.Г Шевченко. А затем в Днепропетровске на главной площади оказалась… почти копия этого памятника. Даже общего взгляда на фото достаточно, чтобы уловить – у этих памятников общий силуэт, постамент, и даже решение фигуры, с выдвинутой рукой. Вот такой исторический казус. Именно открытие памятника ознаменовало формирование главной площади как градостроительной структуры. До завершения строительства основных зданий прошло еще 5-6 лет.
Памятник В.И. Ленину простоял на площади до 22 февраля 2014 года. Он был снесен ночью революционно настроенной толпой. «Боролись» с памятником около 6 часов. Были подпилены ноги статуи, и она упала на площадь. Характерно, что через два дня тело статуи исчезло в неизвестном направлении. А голова, отколовшаяся при падении, сохранилась, и позднее была передана в исторический музей имени Д.И Яворницкого. Ценный постамент памятника из токовского гранита был снесен в августе 2014 года, и судьба его также неизвестна.
На мой взгляд, памятник В.И. Ленину следовало переместить еще до 2014 г. с главной площади. Так поступили, например, в Одессе, где памятник с главной площади перенесли в отдаленный парк. Безусловно, памятник Ленину нужно было убирать более цивилизованным способом, а получился стихийный вандализм. К сожалению, такова история, каждая революционная война сметает памятники старой эпохи.
Когда в конце 1940-х годов было принято решение о формировании площади, первыми на западной стороне возвели два здания, которые именовали в документах как «корпуса проектных институтов». Именно они обрамляли новые очертания площади. В правом здании находился институт «ВНИИмехчермет» (механизации черной металлургии), а в левом – институт «Приднепровский промстройпроект». ВНИИмехчермет дожил до середины девяностых. Сейчас оба корпуса заняты офисами различных организаций.
Интересно, что эти два корпуса – единственные здания, которые удалось построить в формах, приближенных к первоначальному проекту. Это монументальные корпуса в стиле «сталинский ампир», с вычурной отделкой фасадов и декором. Авторами этих зданий были лучшие местные архитекторы.
В книге «Вулиці і площі Дніпропетровська» (1967 г.) говорилось:
«В бокових крилах головного будинку розміщуются проектні організації (автор проекту лівого крила О.Б. Петров, доцент Дніпропетровського будівельного інституту, правого – архітектор міськбудпроекту Л.Р. Вєтвіцький)».
Олег Борисович Петров – основатель архитектурной школы в Днепропетровске, автор знаковых построек – дом на проспекте Яворницкого, 55; дирекция ЮМЗ, монумент в Севастопольском парке, летний театре в парке Чкалова (Глобы) и других.
Лев Романович Ветвицкий – также автор известных сооружений: Горный техникум (ныне Таможенная академия), колоннада входа в парк Шевченко, постамент памятника Шевченко и других. Нужно отметить, что, несмотря на все усилия, и эти корпуса остались недостроенными – они должны были быть выше на два этажа в угловых частях.
Два корпуса очень интересны в архитектурном отношении. Они щедро украшены архитектурным декором 1950-х годов. Над окнами третьего этажа в специальных картушах разместились серпы и молоты, звезды, а также… циркули. Эти знаки в современных СМИ называют масонскими символами и ищут здесь крупную загадку. Действительно, циркуль – одна из ключевых эмблем мирового масонства. Однако здесь наличие циркуля на советских зданиях объясняется гораздо проще – ведь это были «корпуса проектных институтов», и это был знак профессиональной принадлежности. Вроде скрещенных молотков на технических учреждениях или колосьев на зданиях сельхозинститутов.
Еще одна архитектурная интрига состояла в том, что два корпуса были построены значительно раньше главного здания (Минчермет). И в 1957 году, когда открывали памятник Ленину и площадь, она имела очень странный вид – два завершенных корпуса, в центре памятник, а за ним недострой – всего в пять этажей. Этот казус хорошо виден на первых фотографиях площади.
Главное здание на главной площади – яркий архитектурный символ эпохи с неоднозначной аурой. В любом случае – это доминанта в ансамбле площади. Однако даже первый взгляд на здание дает ощущение дисгармонии. И это правильно. История здания бывшего Министерства черной металлургии (так называлось здание в советский период) полна перипетий. Ведь изначально это здание планировалось как грандиозное сооружение в стиле «сталинских высоток». А получилось… не совсем то, что предполагалось.
Сразу после окончания войны, с 1946 года, начались работы по проектированию восстановления всей центральной части тогдашнего Днепропетровска. Одним из основных градостроительных узлов и должна была стать абсолютно новая площадь. Центральным ее элементов был выбран Дом Советов, который должны были окружать боковые корпуса.
Автором проекта Дома Советов был известный архитектор Борис Иванович Белозерский. На проекте мы видим западную часть площади, которая издалека кажется похожей на нынешнюю. Однако если присмотреться ближе, заметно множество отличий. Здание было задумано как протяженный монументальный корпус в стиле «сталинский ампир», с огромным портиком, богатым декором, фронтоном с советским гербом, и башнеобразным завершением в духе московских «сталинских высоток».
И тут приключилась «своя» архитектурная история. Сначала успели возвести два корпуса «проектных институтов» (как говорилось в официальных документах). А вот с центральным зданием вышел казус. В 1955 г. вышло знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в архитектуре», когда была подведена черта под стилем «сталинского ампира» с его монументальностью и обилием декора. Вместо пышных «сталинок» с колоннами, шишками и статуями рабочих с колхозниц на фасадах стали возводить типовые «хрущевки». После этого по инерции некоторые здания продолжали строить в прежних масштабах. Однако наш Дом Советов в 1957 году был готов только на пять этажей, а в целом коробку здания завершили только в 1962 году.
Здание уже и название сменило на «дом Приднепровского совнархоза» (был при Хрущеве такой орган регионального управления как «советы народного хозяйства). Коробка была уже готова, а грандиозный портик и башню пристроить не успели.
И тут в 1962 году в Днепропетровск нагрянул с визитом лично первый секретарь Никита Хрущев. Он побывал на Южмаше, на строительстве Набережной и на площади Ленина. А в это время как раз налаживали конструкции башни для центрального здания. Хрущев увидел это «излишество», якобы разразился критикой, и приказал немедленно убрать.
В результате центральное здание площади так и не стало только вертикальной доминантой, не получив должного завершения. Даже главный портик и тот не пристроили. Остались только очертания колонн – прямоугольные пилястры. Нет и огромной арматуры с флагами и гербом наверху фасада. В общем, здание получилось, мягко говоря, «обрезанным» в архитектурном плане.
Главное здание на главной площади завершили в 1962 году. Получился шестиэтажный корпус без «архитектурных излишеств». Его авторами проекта в литературе называются харьковские архитекторы Моторин и Нестеренко . После окончания строительства, территория перед зданием была благоустроена. Получился широкий курдонер овальной формы, устроена широкая лестница к зданию, установлены скамейки.
Когда совнархозы (идею Хрущева) после его свержения в 1964 году отменили, в этом здании на площади разместилось Министерство черной металлургии Украинской СССР. Это был тот редкий случай, когда отраслевое министерство размещали не в столице, а профильных промышленных центрах. Министерство располагалось тут до конца 1980-х годов.
В Днепре почему-то малоизвестен тот факт, что «наш» Минчермет имеет целых два архитектурных двойника – в Харькове и Донецке. В Харькове – это здание ОГА (бывший обком партии); в Донецке – бывшее Министерство угольной промышленности. Однако оснований для гордости нет. К сожалению для нас, в тех городах здания успели достроить с портиками и декором, правда, тоже без башен. Но выглядят они завершенно и гармонично, в отличие от здания бывшего Минчермета в Днепре.
Начиная с девяностых годов, здание Министерства превратилось в деловой офисный центр. Сейчас большую часть площадей занимают разные фирмы. Символом перемен в истории здания стала смена лозунгов над ним. Над фасадом министерства в 1970-1980-е годы сияли неоновые буквы «Ідеї Леніна живуть і перемагають». После 1991 года этот лозунг был снят. Начиная с двухтысячных годов, на здании размещались уже совсем другие неоновые символы – реклама «Київстар GSM», затем «Aukro», а сейчас «Work.ua».
В 1957 году центральной площади было присвоено название «площадь имени Ленина». Это вполне соответствовало советскому канону, когда площадь в любом крупном населенном пункте носила имя «вождя мирового пролетариата». Поэтому после открытия в октябре 1957 года памятника В.И. Ленину название закрепилось само собой. Такое название существовало 57 лет.
После 1991 года неоднократно поднимался вопрос переименования главной площади, как и проспекта. Предлагались разные варианты. Однако все попытки переименовать площадь успеха не имели. В конце 2004 г. проводили даже опрос среди горожан и собирали подписи: какое название милее всего днепропетровцам. И снова не пришли к единому мнению: высказывались варианты и Майдан Свободы, и Европейская площадь и другие. Многие задавались вопросом: если площадь запроектирована 200 лет назад, то, наверное, не всегда носила имя Ленина. Может быть, вернуть площади историческое название? Но в том-то и дело, что площади раньше тут не было, и имя Ленина она получила тогда же, когда и формировалась – в конце 1950-х годов.
В 2014 году площадь получила новое название. Это было самое первое переименование новой революционной волны в Днепропетровске. Буквально через несколько дней после событий 20-22 февраля на Майдане, городской совет проголосовал за присвоение площади названия «площадь Героев Майдана». К лету того же года поменяли таблички на нескольких зданиях на площади.
Трудно перечислить даже основные мероприятия, проходившие на главной площади нашего города за 60 лет. В советское время здесь происходили торжественные возложения цветов, митинги, шествия. На возложение цветов к памятнику В.И. Ленина прибывали самые почетные делегации. Через площадь шли колонны ежегодных демонстраций 1 мая и 7 ноября.
С шестидесятых годов на площади проводились различные гуляния и продовольственные ярмарки. В шестидесятых годах именно здесь началась традиция ежегодной Городской елки.
В путеводителе «Вулиці і площі Дніпропетровська» (1967 г.) описывалось:
«В святкові дні на площі завжди велике пожвавлення. Тут відбуваються масові гуляння трудящих. Особливу радість площа Леніна приносить дніпропетровській дітворі підчас зимових канікул. Як тут весело в ці дні! Скільки вражень! Велика ялинка з червоною зіркою на верховині височить над площею, увішана іграшками, в морі святкових вогнів».
Интересно, что затем, в семидесятые годы, зеленая красавица надолго переместилась в центральный парк Чкалова (Глобы). Ну а три года назад главная городская елка снова вернулась на главную площадь. В новогоднюю декаду теперь площадь хорошо иллюминирована и превращается в сказочный городок.
Начиная с 1987 года и до сих пор, облик площади существенно изменился, причем, скажем прямо, не в лучшую сторону. В пятидесятые-шестидесятые годы XX века боковые части бульваров на площади были излюбленным местом прогулок горожан. На лето здесь даже высаживали… пальмы!
В 1987 году восточную часть бульвара на площади полностью заняли под строительство станции метро «Центральная». Уже тридцать лет здесь «красуются» строительные конструкции, а доминантой площади стала… неказистая башня метростроя. Западный бульвар продолжал служить для гуляний. В двухтысячные годы здесь под двумя красивыми галереями собирался местный «Арбат» - аллея художников. Но с 2013 года и эту часть бульвара полностью разорили и отгородили под метрострой. А центральная часть площади давным-давно прекращена в стоянку, и освобождается только под крупные мероприятия и концерты.
Теперь судьба главной площади Днепра полностью зависит от метростроя. С одной стороны, приходится ждать завершения «стройки века», которая теперь (в который раз) отодвинута минимум до 2021 года. С другой стороны, комплексная реконструкция площади возможна только при завершении станции. Долгие годы выдвигаются проекты по аналогии с киевским Майданом, предусматривающие вместе со станицей метро огромный подземный торговый центр под площадью с выходами на другие городские магистрали.
А пока идет строительство метро, облик главной площади постепенно меняется. На месте снесенного в 2008 году универмага «Детский мир» в 2011 году появился «Пассаж», здание совсем другой архитектуры. На месте известного фонтана возле ЦУМа в 2011 году появилась карусель. Её появление вызвало различную реакцию – от одобрения до критики. Карусель заявлена как временная – снова до завершения станции метро. Одним словом, следующий важный этап в истории главной площади, безусловно связан с метростроем. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее.
***
Главная площадь Днепра, несмотря на свою формальную молодость (по историческим меркам 60 лет – это «детский» возраст), постоянно реконструируется, дополняется новыми объектами. Хочется надеяться, что после окончания строительства станции метро, облик площади кардинально изменится к лучшему – и в подземной, и в надземной части. Однако как будет выглядеть главная площадь лет через десять – покажет история», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
і"знамєнітійшиі"архитектори яких ти тут називав звичайні ремісники совкової епохи.. а не видатні особистості(не дивлячись на те що всі вони"ваші люді")
та й будівництво МЕТРО на площі не"відсунули"як ти тут бзднув а заново розпочали.
А недобудоване воно дякуючі падліку лазоренко та юдькє ЯКІ тупо ВКРАЛИ ГРОШІ і тим самим загальмували розвиток Дніпра на двадцять років. Так що серед"ваших людєй"доволі богато покидьків які пхаються по головах та трупах до гори... а часто опиняються в багнюці(юдька-фірташ-лазаренко-бєня з гоп-мішпухой...) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1