Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 22 декабря 2024
23:53

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Александру Красносельскому – 140 лет

|«« «« »» »»|

В июле исполняется 140 лет со дня рождения самого известного архитектора нашего города в XX веке – Александра Красносельского. Именно его работы определяли архитектурное лицо города на протяжении нескольких десятилетий. Он спроектировал знаковые сооружения – ЦУМ, «Детский мир», Дворец Ильича, Дворец профилактики, реконструировал здания театра драмы и комедии, корпус университета, областной совет.

Как складывалась жизнь архитектора? Почему, приехав в наш город, Красносельский быстро стал знаменитым? Как модный архитектор буржуазии Екатеринослава стал главным зодчим советского Днепропетровска? Какова судьба могилы архитектора? Об этом нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Уроженец севера сделал блестящую карьеру на юге

«Интересно, что самый известный зодчий города первой половины XX века не был коренным екатеринославцем, - рассказывает Максим Кавун. - В этом смысле Красносельский был скорее правилом, чем исключением. Городу на Днепре везет на талантливых архитекторов, которые, будучи уроженцами совсем других мест, переезжали сюда и затем творчески «срастались» с местом, создавая яркие, запоминающиеся архитектурные образы.

Александр Леонтьевич Красносельский родился 25 июня (7 июля по новому стилю) 1877 года в Москве в семье врача. С детства увлекся рисованием и архитектурой. Позднее, в 1936 году, Красносельский выразит свое кредо так:

«Какое чудесное, разностороннее, жизненное, бодрое, радостное искусство – архитектура! С какими только сторонами человеческой жизни и деятельности не сталкивается архитектор! Каждый архитектурный проект – новая область знаний, новое поле исканий и достижений!».

Семья часто переезжала с места на место. Реальное училище Красносельский закончил в г. Юрьеве (ныне г. Тарту в Эстонии). В 1906 г. Александр окончил Рижский политехнический институт, получив звание инженера-архитектора. В 1906–1907 годах прошел уникальную стажировку – посетил Румынию, Венгрию, Австрию, Грецию, Англию, Францию, Италию, Египет, Турцию, Индию. Талантливый молодой зодчий мог рассчитывать на карьеру в столицах, но…

Первая «творческая пятилетка» Красносельского состоялась в 1908–1912 годах, когда он стал главным архитектором города Бельцы (ныне в Молдавии). Здесь он построил одну церковь и около ста общественных и промышленных сооружений. Возводил объекты в Одессе, Яссах, Ялте, Алупке. В 1912 году молодой зодчий приехал в Екатеринослав, с которым и будет связана вся его дальнейшая творческая жизнь.

Модный архитектор: доходные дома и… мостовые

А.Л. Красносельского пригласила в наш город Городская управа как способного инженера. Интересно, что с 1913 года он начал карьеру «инженером по обустройству мостовых». Должность предполагала прежде всего хозяйственные задачи – устройство коллекторов под центральной частью города, ликвидация балок на Мандрыковке, «урегулирование» Жандармской (Красноповстанческой, Долгой) балки, Невенчанной балки (пер. Баррикадный).

Особой сферой приложений усилия архитектора стало продолжение процесса замощения городских улиц. В это время интенсивно покрывали брусчаткой западную часть Екатерининского проспекта (Яворницкого). Замощение происходило по принципу «итальянской мозаики»: мостовая покрывалась небольшими кусочками базальта, выложенного характерными полукружиями. Эти работы производились под патронатом тогдашнего городского головы Ивана Способного. Сегодня на проспекте еще сохранились целые участки этой «итальянской» мостовой столетней давности – напротив парк Глобы, в районе улицы Пастера и «Озерки» и других местах.

Доходные дома-шедевры

Красносельский хорошо зарекомендовал себя и уже с 1915 года получил должность второго городского архитектора. Однако интрига состояла в том, что Красносельский сразу работал «на два фронта». Официально числясь инженером, он быстро освоил частные заказы и сразу проявил себя как яркий талантливый зодчий.

Одно из первых зданий Красносельского в Екатеринославе – особняк, построенный в 1913 г. на улице Крутогорной, 12 (в советское время – глазной центр, сейчас банк). Здесь хорошо видны черты творческого почерка Красносельского – стиль неоклассицизма с элементами модерна. Трехэтажное здание эффектно поставлено на склоне холма, развернутом к Днепру. Дом украшали галереи на первом и третьем этажах и ротонда с видовой площадкой. Сейчас верхняя часть здания сильно изменена, галереи уничтожены, но особняк отреставрирован и находится в хорошем состоянии.

Удачно выполненный объект стал хорошей рекламой и открыл поток новых заказов. Красносельский принялся за проектирование крупных доходных домов. В 1914 г. сооружены здания по улицам Тихой (Мечникова, 5) и Садовой (Фабра, 13). Четырехэтажные дома в стиле неоклассицизма имеют схожую композицию и монументальные решения фасадов. Строгий и одновременно изысканный облик домов Красносельского стал новым словом в архитектуре Екатеринослава.

Последний классик старого Екатеринослава

В 1915–1916 годах Красносельский создал два небольших объекта, которые без преувеличения вошли в золотой фонд городской архитектуры. Первое здание – это пансионат Екатеринославского дворянства для детей-сирот офицеров, погибших на фронтах Первой Мировой войны на улице Казанской (Грушевского, 11). Второе здание – доходный дом с аптекой Прицкера на Николаевском проспекте (пр. Нигояна, 4).

В этих небольших зданиях архитектор воплотил формы классической архитектуры, восходящие к итальянскому Ренессансу. Фасад пансионата решен в мягких тонах, украшен четырьмя колоннами на первом этаже и огромным полукруглым «венецианским» окном на втором этаже. Такое окно – излюбленный архитектурный мотив Красносельского, который присутствует практически на всех его постройках до 1917 г.

Доходный дом с аптекой Прицкера выполнен в формах итальянского палаццо XVI века. Он смотрелся особенно экзотично в районе Чечелевки – самом неблагоустроенном и криминогенном районе Екатеринослава начала XX века. В этом была своеобразная провокация и реклама владельца – провизора Льва Давидовича Прицкера. Дом украшают четыре колонны коринфского ордера на всю высоту здания. В дальнейшем в творчестве Красносельского часто присутствует эта черта – колонны на всю высоту здания. Также на доме Прицкера есть и еще один характерный элемент – рустованные колонны (пересеченные прямоугольниками – рустами). Затем он не раз повторится на многих зданиях Красносельского.

Мастерство архитектора проявилось в том, что здания приблизительно равных размеров выглядят по-разному: дом Прицкера кажется в два раза больше, нежели скромный пансионат. Разной оказалась и судьба зданий: пансионат сейчас занимает офис, а дом Прицкера… заброшен и полуразрушен.

Вузовский корпус

В 1916 г. по проекту Красносельского начало строиться одно из первых вузовских зданий в городе. Это анатомический театр медицинского факультета Высших женских курсов, а позднее анатомический корпус медицинского института (ныне медакадемия, ул. Севастопольская, 17 ). Корпус завершили строительством только в 1930-х годах. Это трехэтажное протяженное здание, построенное в парадных формах неоклассического стиля. Корпус состоит из пяти частей и в целом типичен для университетских сооружений того времени.

Это первое крупное общественное сооружение Красносельского. Сейчас трудно представить, что здание располагалось на окраине Екатеринослава и было рассчитано на открытый обзор с разных сторон. Сегодня разросшиеся деревья плотно скрывают главный фасад.

Всего за пять лет, с 1912 по 1917 годы, Александр Красносельский выдвинулся в ведущие архитекторы Екатеринослава. Он мастерски сочетал работу по «госзаказу» и проектирование для частных заказчиков – деловой элиты Екатеринослава.

После революции архитектор писал стихи и критиковал «мещанские вкусы»

В период революции и Гражданской войны Красносельский не пострадал и не эмигрировал. Удивительно, но его ожидала еще более головокружительная карьера – он станет самым влиятельным зодчим довоенного Днепропетровска.

Интересно, что в разгаре революции А.Л. Красносельский… редактировал литературно-художественный альманах «Аргонавты», выходивший в 1918 году. Во время разрухи после Гражданской войны архитектор издал несколько сборников поэтических произведений: «Огни предвечерий» (1922), «Семиритменный спектр» (1922).

В первые годы Советской власти архитектор решил «быть в струе» и начал яростно критиковать прежнюю архитектуру. В мае 1925 года в статье «Как нам восстановить Екатеринослав» А.Л. Красносельский писал:

«Вспомним старые площади: Соборную, Успенскую, Гостинную, Троицкую, Александро-Невскую, Абрамовича, Потёмкинскую и др. Что за жалкие хмурые места: замкнутые в прямоугольники (дальше этой формы фантазия планировщика не двинулась), иногда с тощей, без системы посаженной растительностью, с церквями нелепой архитектуры; с массой «финтифлюшек», окрашенных в хмурый цвет домов! (…) Пресловутый Проспект может похвастаться только одним архитектурным зданием – Горного института. Но и это здание, как бы в подтверждение отсутствия всякого плана застройки города, поставлено против старого и новостроющегося музея, – низкорослых зданий, совершенно отрезывающих на долгие времена всякую возможность архитектурно уравновесить в этом месте улицу-площадь. …мещанские вкусы, подправленные эгоизмом «обывателей», не подарили городу ни одного радостного, смелого и сильного архитектурного решения. Точно в городе орудовали одни лишь дельцы с узкими ограниченными интересами, все помыслы которых сводились к тому, чтобы как можно больше взять у города и ничего ему не дать».

Два дворца для «рабочих-металлистов»

Александр Красносельский стал символом «культурного моста», соединившего екатеринославскую и днепропетровскую архитектуру. Он очень быстро стал законодателем архитектурной моды Днепропетровска. В 1920-е годы Красносельский находился в творческом поиске. Фешенебельные особняки и доходные дома, в строительстве которых он преуспел в Екатеринославе, отошли в прошлое.

В 1920-х годах стремительно появлялись новые типы сооружений – Дворцы культуры, клубы, стадионы. В 1925 году Красносельский спроектировал «Дворец труда» для рабочих завода имени Петровского. Красносельский решил его в модном стиле конструктивизм . «Дворец культуры металлистов» построен в 1926–1932 году и известен горожанам как «Дворец Ильича». Металлургов тогда называли «металлистами». Здание на западной окраине стало архитектурной сенсацией. Полукруглый массивный корпус из трех частей развернут в сторону завода Петровского. В 1936 году к дворцу пристроили здание театра на 1600 мест – самый крупный зал города. Существует легенда, что с высоты птичьего полета здание напоминает серп и молот, правда, она не подтверждается источниками. Сейчас дворец находится в полуразрушенном состоянии, интерьеры разграблены.

И все-таки Красносельский остался верен неоклассическому стилю. В 1925–1927 годах возле будущего «Дворца Ильича» появился «Дворец охраны здоровья» или «Дворец профилактики» – медицинский многофункциональный комплекс для рабочих-«металлистов». Трехэтажный протяженный корпус делится на три части, причем центральная часть снова напоминает итальянское палаццо XVI века.

Архитектор советских элитных многоэтажек

Александр Красносельский в 1930-е годы удачно реализовал себя и на ниве строительства советских жилых многоэтажек. Здесь ему пригодился опыт проектирования доходных домов до революции. Смена форм собственности и подходов к жилищному строительству не отразилась на творческой востребованности архитектора.

В 1936 году по проекту Красносельского построен пятиэтажный жилой дом на углу улиц Чкалова (Святослава Храброго) и Короленко. Здание имеет ряд выдающихся особенностей. Например, скошенный угол, украшенный четырехколонным портиком на уровне двух этажей. На балконе находились статуи четырех летчиков, сохранявшиеся до середины 1990-х годов. Здание удачно вписано в разноуровневый рельеф. Этот дом также напоминает итальянское палаццо XVI века.

Еще один крупный жилой дом построен по проекту Красносельского в 1940 году на углу улиц Короленко и Челюскина . Здесь использованы те же мотивы, что и в предыдущем жилом здании. Только вместо скошенного дом имеет скругленный угол. Дом также украшает массивная колоннада, только на уровне третьего-четвертого этажей

Мастер реконструкций

В 1930-е годы Красносельский проявил еще одну грань своего архитектурного таланта. Он занялся реконструкцией нескольких крупных объектов, построенных зодчими Екатеринослава. Ему удалось органически соединить наследие прежней архитектуры и приспособить здания к новым условиям.

Первой крупной реконструктивной работой Красносельского стал Облисполком – нынешний областной совет (пр. Поля, 2). Здание Коммерческого училища было построено в 1905 г. по проекту главного архитектора Екатеринослава – Дмитрия Скоробогатова. В советское время его заняли областные органы власти. В 1932 дом неожиданно сгорел, и после этого был надстроен двумя этажами по проекту Красносельского. При этом был сохранен и прежний фасад Скоробогатова.

В 1936–1939 годах Красносельский вместе со своим учеником Владимиром Самодрыгой реконструировал корпус университета (ныне 2-й корпус ДНУ, пр. Яворницкого, 36). Здание первого реального училища, построенное в 1890–1891 годах по проекту Фердинанда фон Гагена, надстроили двумя этажами.

В 1941 году Красносельский реконструировал Зимний театр, созданный в 1906–1907 годах по проекту Федора Булацеля из бывшего гимнастического зала. Двухэтажное здание в стиле модерн сменило стиль на неоклассицизм, при этом его объем увеличился примерно в два раза. Со стороны проспекта появился монументальный шестиколонный портик. Город получил одно из лучших театральных зданий – театр имени Горького (ныне театр драмы и комедии). Реконструкцию завершили весной 1941 г. – за несколько месяцев до войны. Работа Красносельского оказалась разрушена и снова восстановлена уже в 1950-х годах.

Универмаги – советские супермаркеты

Александр Красносельский стал новатором и в строительстве общественных торговых учреждений – «универмагов». В 1938 году по его проекту построен Центральный универмаг (ЦУМ). Трехэтажное здание на красной линии проспекта украшено массивными колоннами и скульптурами рабочих и колхозниц. Яркой архитектурной особенностью здания является решение центральной части фасада – вместо обычного выдающегося портика она углублена внутрь. ЦУМ Красносельского пережил много реконструкций, например, в 1970-е годы был удлинен главный и пристроен боковой фасады.

В 1939 г. в соседнем с ЦУМом квартале по проекту А.Л. Красносельского построили еще один универмаг – «Детский мир». Интересно, что в 1920-е годы в этом же квартале по его проекту было построено здание универмага «Пайторг» в стиле конструктивизм (разрушено во время войны). Затем уже в конце тридцатых появился «Детский мир». Здание во многом напоминало ЦУМ, правда, имело объем примерно в два раза меньше. Реконструированный в 1987 году, «Детский мир» благополучно дожил до 2008 года, когда был снесен под видом реконструкции. Вопрос о сносе ЦУМа, пока, слава Богу, не стоит.

Город-сад: предсказание архитектора сбылось частично

Своеобразным теоретическим завершением творческой карьеры А.Л. Красносельского стал прогноз развития Днепропетровска «Город-сад», опубликованный в газете «Звезда» 31 октября 1938 года. Красносельский описал город после «социалистической реконструкции», практически идеальный город для жизни. В 1933 году был утвержден новый генеральный план города, и быстрыми темпами началась реконструкция. Этот текст Красносельского отражает поиски градостроительства 1930-х годов. Он представляет интерес, и можно привести некоторые фрагменты:

«Генеральная реконструкция Днепропетровска закончена. Город с его заводами, пригородами, берегами Днепра потонул в зелени. Воздух чист, ароматен и нежен, точно после весеннего дождя. Пыли нет. Вокруг города на месте прежних «кучугуров» растет хвойный лес. Там, где нет мостовых, земля покрыта пушистым райграссом. Отработанные заводские газы используются на разные технические цели; газом и паром отапливаются колония им. Ленина, поселок им. Фрунзе, бывшие Чечелевки.

Не узнать Днепропетровска. Он славится нынче не только своими заводами-гигантами, но и замечательными улицами, каштановыми и липовыми бульварами, детским Центральным парком, раскинувшимся на территории от улицы им. Шмидта до Садовой, детской электрифицированной дорогой, эскадрой детских судов, снующих по зеркальному озеру, эскадрильей детских гидропланов, то взлетающих в воздух, то скользящих по воде, прекрасными парками.

Кстати, о парках. Все они — Кайдакский, парк Дворца культуры, детский, им. 8 Марта, им. Шевченко и др. — связаны между собой непрерывными лентами бульваров, вдоль и поперек пересекающих город.

Преобразился парк им. Шевченко. Металлический мост связал его с Комсомольским островом. Парк протянул свои ветви вдоль бульваров по набережной, вплоть до улицы Ленина и по всей прибрежной полосе поселка им. Пушкина. <…>

В городе насчитывается больше миллиона жителей. Сильно разрослись старые заводы. Выросли новые, построенные по последнему слову техники. <…>

Проспект им. К. Маркса. Большинство новых зданий, построенных здесь, имеют не менее шести этажей. Высокий класс советской архитектуры связал все здания в единый ансамбль, придавший проспекту с его знаменитыми бульварами неповторимое живописно-архитектурное лицо. <…> Нагорный район — район вузов, втузов, научно-исследовательских и лечебных заведений — обогатился замечательным музейным комбинатом, занявшим большую часть Октябрьской площади, великолепным, огромнейшим памятником В. И. Ленину. Здесь сосредоточены здания музеев: Революции, краевого, художественного, научных; здание городской библиотеки, Дворец спорта. Дворец молодежи, Дворец научных работников и научный кинотеатр. <…>

Архитектура Днепропетровска прекрасна, радостна, близка всем жителям. <…> В облике города при всем его богатстве и нарядности нет ничего показного, кричащего, мишурного, лишнего. Таково будущее огромного индустриального города, раскинувшегося на берегу могучего Днепра, воспетого великими поэтами народа».

Архитектор внезапно умер после войны, оставив коллекцию антиквариата

Карьеру главного архитектора советского Днепропетровска оборвала война. Он остался в городе во время оккупации, а затем, практически сразу после освобождения города, внезапно скончался 19 марта 1944 года.

После смерти архитектора осталась великолепная коллекция антиквариата. Прежде всего, это уникальные образцы фарфора XVIII–XIX веков. Среди прочего – изделия мастеров Севра, Майсена, заводов Кузнецова, Волокитино и других. Также уцелели образцы мебели, начиная с ампира начала XIX века.

Коллекцию Красносельского его супруга Фаина Рогожина-Красносельская передала в фонды Днепропетровского исторического музея имени Д.И. Яворницкого. Здесь также хранятся документы и личные вещи архитектора. Часть их них можно увидеть в 6-м зале музея, а в 2015 году была проведена специальная выставка, посвященная жизни архитектора.

Утраченная память: руины зданий и разрушенная могила

Похоронили архитектора на Новом Городском кладбище на так называемой Развилке. Когда кладбище было закрыто и превращено в парк, архитектурная общественность добилась, чтобы могилу Красносельского сохранили. В 1982 году на могиле установили замечательный памятник: гранитная колонна с барельефом архитектора, увитая металлической капителью, с лентой, на которой было высечено посвящение. Авторы памятника – В. Музыко, архитектор Е. Амосов.

Печально, но сегодня памятник практически разрушен. В середине 1990-х годов была отрезана часть ленты с посвящением. В 2014 году украдена верхняя часть капитель, а в феврале 2016 года – срезан барельеф. Одинокая безымянная колонна стоит в парке и удивляет немногочисленных прохожих. Все наши усилия по спасению памятника пока не дали ощутимых результатов.

Удивительно, но город, похоже , забыл талантливого архитектора. Осталась только мемориальная доска на улице Короленко, 14, где жил архитектор (установлена в 1978 г.). Странно, но схожей оказалась судьба и выдающихся творений Красносельского, и памяти о нем. Снесен «Детский мир», в руинах находятся Дворец Ильича и дом с аптекой Прицкера, полузаброшен Дворец профилактики.

Александр Красносельский прожил яркую насыщенную жизнь. Это единственный архитектор, одинаково успешно работавший и в старом Екатеринославе, и в советском Днепропетровске. Судьба многих его творений печальна. Некоторые из них можно увидеть теперь только на фото – например, «Детский мир», снесенный в 2008 году. Но большинство сооружений Красносельского до сих пор определяют облик центра города на Днепре», - завершает Максим Кавун.

Завтра, 7 июля, в 10:00, в день юбилея А.Л. Красносельского, на его могиле (парк «на Развилке») будет проведено памятное мероприятие. Приглашаются все неравнодушные жители города.

Gorod.dp.ua на Facebook.


ооо  (06.07.17 12:33): Хорошая статья. Как для меня, Красносельский "ас" в своем деле. А интересно, есть ли улица названная в его честь? Он заслуживает этого. Ответить | С цитатой
Бедствующий дом  (06.07.17 12:02): А.Красносельский. Простое лицо, обычная одежда, а какой талантище! Прекрасные его творения в нашем городе.
Интересно, смог ли он в наше время запроектировать многоэтажку с последующими неработающими, в следствии поломок, лифтами? Кому нужна многоэтажка с ползущими по лестницам жителями.
Пример. Тополь-3, д.55. (16-ти этажный дом). Два лифта сломаны. Лифслужбы упорно их не ремонтируют. Под видом того, что есть задолженность у жильцов по оплате эксп.лифтов. Разбирайтесь мол между собой! Что происходит? Стравить жильцов друг с другом? Это и есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТА служб с дебиторкой? Так жильцы уже поговорили между собой о долгах. Что дальше? Понимают ли профи разницу между пяти-девяти этажками и более высотными домами? Будет ли надлежащий ремонт лифтов, замена (эксп. лифтов более 30 лет)?
Эх, Красносельский. Утраченная память: руины зданий и разрушенная могила…И неработающие лифты в высотке…
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
69
сиріт з Дніпропетровщини отримали кошти на придбання власного житла у 2022 р.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте