В эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» 20 апреля Ольга Палий и Егор Мороз общались с директором департамента образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации Алексеем Полторацким.
— Добрый вечер! Известно, что ученье – свет, а неученье – тьма. Сегодня в «Вечерней мясорубке» мы и разберемся, насколько светло в наших техникумах и ПТУ. А разбираться мы будем с директором Департамента образования и науки Днепропетровской ОГА Алексеем Полторацким.
Алексей Полторацкий: Добрый вечер!
— Господин Полторацкий, в последние годы буквально прошла революция в финансировании. Можете ли вы сказать, в чем отличие от того, что было ранее в ПТУ, техникумах, которые сейчас называются колледжами, и так далее? Что изменилось принципиально и с какого года?
- Совершенно с вами согласен: коренным образом изменилась система содержания и финансирования системы ПТУ и вузов первой и второй ступени аккредитации, к которым относятся училища, техникумы и колледжи. Если ранее учреждения ПТУ имели исключительно государственную форму собственности – по виду и типу, содержались они за счет госбюджета. А сегодня они содержатся частично за счет субвенции, частично – за счет целевых дотаций из госбюджета. Но большей частью – за счет средств местных бюджетов.
Пока еще – и это была принципиальная позиция Верховной Рады, депутатов, я так понимаю – колледжи и училища остались в системе государственного финансирования. Местные бюджеты не были готовы к таким коренным изменениям.
— Весной, говорили, и они перейдут на местные бюджеты. Это не так?
- Мы с опасением ожидали появления нового Бюджетного кодекса, предупреждали министерство, обращались к народным депутатам и занимали такую позицию, что училища, техникумы и колледжи государственной формы собственности должны еще оставаться в рамках госбюджета.
— А сколько у нас всего техникумов, ПТУ, колледжей?
- В области – 60 профессионально-технических учебных заведений, из которых 5 – это учебные центры при учреждениях по исполнению наказаний: там также есть учащиеся дети. У нас 61 колледж, техникум и училище и 18 вузов 3 и 4 уровня аккредитации – институты, академии и университеты, два из которых эвакуированы из Донецкой области.
— Сколько всего учащихся, студентов?
- Если точно: в ПТУ обучаются свыше 22 тысяч человек, 38 тысяч – в колледжах, 71 тысяча – студенты вузов 3 и 4 уровня.
— Немало! В большинстве случаев обучение – за счет бюджета или это контрактная основа?
- В каждом учреждении – разные пропорции. Кстати, это цель деятельности – получить больше контрактных студентов, ведь государственных средств учебным заведениям не достаточно.
По сути сформировался рынок образовательных услуг, в котором позиционируют себя вузы, пытаясь получить больше средств от тех, кто идет учиться по контракту. От этого и их рейтинг зависит. ПТУ менее занимаются этаким соревнованием со своими коллегами, там ощущается гораздо меньший контраст. Но, в любом случае, набор студентов – это рейтинг учебного заведения, показатель его возможностей.
— Во время последней вступительной кампании наши вузы, в том числе ДНУ…
- …и Горный университет – остались в первой десятке вузов.
— Но кое-кто потерял определенные бюджетные места из-за качества поданных заявлений?
- Это надо открыто признавать! И ректоры, и научно-преподавательские коллективы понимают, что нынче льготы, государственные преференции не определяют, куда пойдет абитуриент с хорошим результатом ВНО.
Эта научная миграция будущих первокурсников как раз и определяет наиболее популярные образовательные центры страны. И мы рады, что Днепропетровщина представлена лидерами в десятке лучших вузов. Но есть еще много такого, над чем надо потрудиться. Ведь количество вузов намного превышает спрос на рынке труда.
— Безусловно, особенно, если посмотреть данные относительно того, сколько у нас будущих рабочих и сколько будущих управленцев, скажем так.
- Да, людей с высшим образованием.
— Рынок труда и должен выглядеть как пирамида? Но наша пирамида стоит вверх ногами…
- Конечно. И в любой стране, где социально-экономическая ситуация определяет рынок труда, без государственного регулирования возникает картина, свидетельствующая о том, что профессиональные кадры с рабочими специальностями ничем не хуже находят применение в обществе, чем получившие высшее образование. В том числе в сфере оплаты труда они на высоком уровне.
Европейский рынок подтверждает, что есть спрос на некоторые специальности, которые дает система ПТО – даже из Украины. Потому, я думаю, в процессе саморегулирования рынка образовательных услуг у нас естественным образом снизится число людей с высшим образованием и увеличится количество людей с рабочими специальностями.
— Если уже заговорили об экономике, сами предприятия насколько часто дают заказы ПТУ, колледжам – по нужным им кадрам, специалистам?
- Инициативу проявляет Министерство образования и науки. На протяжении двух лет имплементируется региональный заказ на подготовку рабочих кадров. Когда был государственный заказ, он полностью определял структуру отношений и рынка, и рабочих кадров, и нанимателей. То есть трудоустройство все-таки зависело от государственного фактора. Теперь же министерство инициирует и вносит ряд изменений в нормативно-правовые акты.
Относительно организации регионального заказа. Это когда определенный регион в соответствии со своими социальными и экономическими интересами, вызовами формирует рынок труда и подтверждает и согласовывает с учебными заведениями региональный заказ.
— Тогда очень интересная картина получается. Ранее вся система образования была государственной, и готовили специалистов для всей страны. И в вузах, и в ПТУ делали это с большим запасом, но региональные особенности не особо и учитывались. Если во Львове прекрасно готовят кондитеров и поваров, то у нас, например, обучают профессии слесаря, хотя, возможно, специалисты по приготовлению пищи нам не помешали бы – однако их у нас не учат. Что с этим делать? И если вся система станет региональной, может быть, она должна быть какой-то другой? Есть ли, вообще, у кого-то понимание, какой же должна быть такая система, которая рассчитана не на всю страну, а на один конкретный регион?
- Мы, как функционеры в сфере образования, пытались в рамках процесса создания регионального заказа привлечь специалистов в области экономики, государственной службы занятости, профи из управлений по социальной защите и рынку труда, государственных инспекций и территориальных органов. Ведь только в рамках комплексного подхода можно оценить спрос, продуктивность рынка труда, дальнейшую судьбу учащихся и требования работодателей.
Сейчас в области создан Совет стейкхолдеров – так по современному называют опекунов учебных заведений, но суть от этого не меняется. Совет этот – на уровне депутатов облсовета, ассоциации работодателей, государственной службы занятости, департаментов образования и экономики облгосадминистрации. Его участники вносят свое видение, анализ рынка труда, утверждают или нет региональный заказ.
Но наряду с региональным заказом всегда будут существовать профессии государственного значения, которые будут в любом регионе, стране в целом, независимо от рынка.
— Какие сегодня наиболее востребованные профессии? Куда лучше всего идти студентам?
- Кабинет министров определил 19 рабочих профессий, которые будут поддерживаться и специалистов которых будут готовить в любом регионе. Есть и экзотические, конечно, названия: виноградарь, пчеловод, бурильщик эксплуатационного и разведывательного бурения, мотористы буровых установок, тестоделы, верстальщики – в том числе широкого профиля, живописцы, токари, фрезеровщики.
У нас есть своя особенность. Криворожский, промышленный регион, диктует свои правила рынка труда и подготовки специалистов, которые будут работать на ГОКах. Эти специальности есть в ПТУ Кривого Рога, они постоянно важны и спрос на них устойчиво высокий. И зарплата в данной сфере конкурирует с жалованием юристов и медработников, других популярных «высших» специальностей.
— Вернемся к совету стейкхолдеров. Во-первых, он должна определить, сколько человек и каких специальностей надо. Но, если не ошибаюсь, этому закону уже два года, да? За этот период хоть какие-то цифры уже наработаны этим советом?
- В начале учебного года 2017-2018 гг. мы имели региональный заказ на уровне 10 тысяч учащихся на рабочих специальностях. Это та цифра, которая согласована с советом стейкхолдеров, и будет предлагаться на утверждение министерству образования и науки. Это то количество, которое подтверждено будущими соглашениями специалистов с работодателями. Цифра не является теоретической, сделанной по каким-то расчетам.
ПТУ располагает соглашением с будущим работодателем, который подтверждает число специалистов, которые понадобятся в той или иной отрасли.
— То бишь выпускники понимают, куда пойдут после получения дипломов?
- В большинстве случаев – да, и спрос на рабочие специальности есть.
Есть нарекания на качество образования, но это уже другой вопрос. Эту проблему должны решать специалисты сферы образования.
— Но ведь это самое интересное. Скажем, большой металлургический завод в Днепре оклеил своими объявлениями о найме определенного ряда специалистов все маршрутки города. Пишут, мол, даже если вы об этих профессиях ничего не знаете, приходите – научим.
- Да… Кстати, рынок по подготовке специалистов рабочих специальностей достаточно широкий. Свыше 230 организаций разной формы собственности имеют лицензии на подготовку специалистов. Но если государство может готовить ученика, начиная с общего среднего образования – после 9 класса, и дает его в комплексе с рабочей специальностью, то коммерческое предприятие, производство может перепрофилировать своего специалиста в соответствии со своими требованиями.
— Если слесаря без полного среднего образования поставили к станку, неужели работодателю не все равно – знает ли он алгебру в рамках средней школы или нет?
- Это действительно так. В целом, считаю, в будущем мы придем к существенной дерегуляции государственной системы образования, когда работодатель будет тратить и ресурсы, и время, свои возможности и средства только на то, что ему реально нужно. А уже эрудиция, самообразования, культура человека, который там будет работать, это его личное дело.
— Есть еще прекрасная система – вечерняя школа без отрыва от производства.
- Да, ведь никто не запрещает повышать свой образовательный квалификационный уровень. И это нормально.
— Когда выбирали эти 10 тысяч человек, на что в первую очередь смотрели? На одной чаше весов – требования работодателя, скажем, им нужны парикмахеры и кондитеры. На другой чаше – система образования, где есть помещения, рабочие места, ставки, система, оставшаяся в наследство с советских времен, в которой учат и несуществующим специальностям – например, печатник высокой печати…
- Или – оператор компьютерного набора, который, по сути, уже каждый школьник. Да, это и есть адаптация системы образования…
— Так вот эти 10 тысяч человек – по какому критерию выбирали: в зависимости от того, какие есть педагоги, или от того, кто действительно нужен тем или иным отраслям? Ведь иногда стоящий в углах хлам надо выбрасывать, увольнять людей старой школы, набирать новых, обладающих необходимыми современными навыками. Такое было?
- Спасибо за вопрос – он очень актуальный. Мы всегда настаивали, работая с директорами ПТУ, чтобы система подготовки специалистов отвечала требованиям времени. Мы не можем рассчитывать на наши мощности и привычный уклад работы, поскольку рынок видоизменяется. И действительно: такие специальности как «Оператор компьютерного набора», «Машинистка», «Секретарь» и многие другие – сейчас уже смешно смотрятся на рынке труда, поскольку есть набор знаний современного человека, перекрывающий то, чему учили ранее.
— К тому же за получение современных специальностей люди готовы платить и платят. Иногда платят больше, чем стоит обучение в вузе.
- Выполнение регионального запроса, который направляется каждому конкретному учебному заведению, его директору и коллективу – это их зона ответственности. Это то, за что им платят жалование. И руководители со своими коллективами должны уметь маневрировать на рынке труда, открывать новые специальности и закрыть старые, невостребованные…
— Погодите с «он должен». А что на самом деле? Начался новый учебный год 2017-2018 гг. У нас была определенная система, когда много специальностей очень важных, не устаревших, работают и на старой советской технике. Но в некоторых отраслях, где пошел прогресс, в той же самой сфере типографского бизнеса, например, уже нет высокой печати – там офсетная или лазерная. Однако учат-то – высокой, потому что нет других специалистов.
- Именно эта профессия естественным образом отмирает. Люди на эту специальность не приходят, нет спроса. И директор в таких условиях ищет сотрудничества с работодателем. Я просто не могу называть торговые марки, но они всемирно известны. У нас уже на многих базах ПТУ созданы научно-практические центры – например, сантехнического, металлургического, инструментального оборудования. То есть работодатель вкладывает средства и, по сути, закупает для ПТУ оборудование определенного образца и качества – по современным стандартам. Он знает, что его выпускник потом выйдет с дипломом и будет обслуживать и настраивать те или иные инженерные системы – именно конкретных марок. Это – маркетинг, соответствие производственным требованиям.
Такие центры открыты у нас и в строительном училище в городе Днепр, в Кривом Роге, Каменском. И это – один из способов модернизации системы ПТУ.
— В области выделено 6 млрд грн на образование – это большая сумма…
- Конечно.
-…и тут возникает сразу три вопроса: сколько из этой суммы идет на ПТУ, техникумы, колледжи, сколько вузам и есть ли в приоритете обновление материальной базы за счет работодателей?
- Мы бы хотели, чтобы часть частного капитала в форме государственно-приватного партнерства увеличилась. Потому что государство вкладывает средства в подготовку работников, которые будут трудиться и создавать добавочную стоимость на каком-то частном предприятии, хоть оно и является налогоплательщиком. Тут должна быть обоюдная ответственность. Но это вопрос будущих, думаю, ближайших лет.
Сейчас с этих 6 млрд грн около 860 млн грн идет на содержание системы ПТУ. Система получения денег сложная. Она состоит из трех источников: субвенции на подготовку специалистов, образовательная субвенция на выплату окладов педагогов. Потом – за счет дотаций и местного бюджета оплачивают энергоносители, текущие потребности для содержания учреждений и выдают зарплату мастерам производственного обучения.
То есть государство берет на себя ответственность за оплату зарплаты преподавателям, которые дают учащимся общее среднее образование, преподающим школьную программу в рамках ПТУ, проще говоря. А те, кто преподает по специальным дисциплинам и трудится в сфере регионального заказа, — это ответственность местного бюджета и дотаций.
— Есть богатые города – Днепр или Кривой Рог. Но есть и территории, небольшие городки, скажем, Желтые Воды, или даже село, где есть какое-то ПТУ. Способны ли тамошние местные бюджеты содержать учебные заведения?
- Бюджет города Днепр позволяет это сделать. И Днепр сейчас содержит 13 своих ПТУ. Но в прошлом году ситуация была гораздо более сложной. Областной бюджет содержал училища аграрно-промышленного профиля, которые находятся в сельской местности. А все ПТУ, расположенные на территории городов областного подчинения, содержались за счет городских бюджетов. И такие города, которые на то время имели недостаточный бюджет – Покров, Марганец, Желтые Воды – имели серьезные проблемы относительно содержания подобны учреждений.
Потом система изменилась. Теперь на областном бюджете те 40 ПТУ – в городах областного подчинения, которые в сельской местности, а у города Днепр ответственность за 13 училищ.
— Кривой Рог был лишен такой чести.
- К слову, Кривой Рог не имел кредиторской задолженности по содержанию училищ на протяжении 2016 г. и отмечу, что там сохраняется сотрудничество училищ с промышленным комплексом. Есть обоснование, заказ по подготовке рабочих кадров. И очередь есть.
— Зарплаты – это одно. А на какие стипендии могут рассчитывать студенты и из какого бюджета их выплачивают?
- Только из местного бюджета. Она чуть более 400 грн: 415 грн в ПТУ, до 2 тыс грн – в вузе. Но 2 тыс грн – это социальная стипендия в вузе 3 и 4 уровня аккредитации. Если учащийся имеет социальную, льготную категорию и он получает – без задолженности по обучению – академическую стипендию и социальную.
— Может ли студент одновременно получать стипендию и при этом подрабатывать на предприятии?
- В училищах так и происходит, что является отображением дуальной системы обучения. Во время производственной практики, согласно закону, учащийся ПТУ, по соглашению директора учебного заведения с производством, выполняет и производственные функции на конкретном предприятии. За это производство выплачивает определенные средства, которые распределяются так: 50 процентов – на специальный счет учебного заведения для статей по его содержанию, 50 процентов – на зарплату учащегося.
— Ваше пожелание всем жителям Днепропетровской области?
- Цените все свои полученные знания. Цените внимание державы и местной громады в сфере подготовки молодых специалистов. А работодателей я попросил бы ценить труд каждого своего работника. Тогда отношения и образовательной сферы, и рынка труда будут гармоничными. Труд каждого будет оценен.
— Спасибо вам большое за участие в программе!
- И вам спасибо!
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |