Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 23 декабря 2024
10:09

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Семьи Алексеенко и Карпас: жизнь замечательных супружеских пар Екатеринослава

|«« «« »» »»|

В эпоху независимой Украины возродились понятия меценатства и благотворительности. Но очень редко случается, чтобы помощью нуждающимся и поддержкой культурных проектов занимались супружеские пары. А вот в старом Екатеринославе таких примеров хватало. В истории города на Днепре сохранилось несколько историй счастливой любви, оставившей след не только в биографиях людей, но даже в архитектуре и топонимике нашего города.

Сегодня давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днеепропетровского национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН расскажет истории двух счастливых супружеских пар, чья любовь повлияла на развитие нашего города в начале XX века, около ста лет назад.

Иван и Надежда Алексеенко: «железная фирма» и счастливый брак

«Символом большой любви и долгого счастливого брака в Екатеринославе с полным правом можно считать семью Алексеенко, - рассказывает Максим Кавун. - Эта династия, условно говоря, «старая», то есть корни ее в Екатеринославе восходят к первой половине XIX века. Купец Мартын Алексеенко, отец героя данной истории, считался одним из самых зажиточных купцов в городе, начав создавать свое дело в 1830-х годах. «Железная торговля» Алексеенко процветала, прибыль инвестировалась в недвижимость и земельные участки. Мартын Алексеенко имел трех детей: двух сыновей и дочь.

Старший сын, Иван, унаследовал отцовскую хватку и продолжил и развил семейное дело. Иван Мартынович Алексеенко считался в конце XIX – начале XX веков одним из самых богатых и авторитетных людей Екатеринослава. Стал купцом 1-й гильдии. К слову, в начале XX века Ивану Алексеенко принадлежали десять домов, включая семь в центре – в Старогостинном ряду в районе нынешней площади Героев Майдана и ЦУМа. Жил Иван Алексеенко в особняке на улице Каретной (ныне Челюскина).

Интересно, что в 1891 г. в городе появилась первая частная телефонная линия: она связала особняк Алексеенко и его магазин. Семья Алексеенко единственная в городе могла позволить себе такую диковинку.

Кроме торговых дел, Иван Алексеенко был старостой Троицкого собора (ныне кафедральный храм Днепра). Дело в том, что среди купцов того времени деньги не были фетишем, как у сегодняшнего поколения предпринимателей. Часть денег обязательно отдавали на благотворительность. А особо почетным среди крупнейших купеческих династий считалось быть старостой какого-либо храма. Староста храма вносил именно сюда большие пожертвования, принимал активное участие в ремонтных работах, обновлении интерьера и т.д.

Кроме этого, в память о своих отце и матери, Анне Яковлевне, Иван Мартынович создал и содержал богадельню для престарелых женщин, рассчитанную на 30 человек на улице Короткой, 22 (недавно – ул.Чичерина, ныне ул. Надежды Алексеенко). Также Алексеенко активно жертвовал на развитие учреждений образования: Мариинской женской гимназии и Коммерческого училища, состоял членом попечительного совета этих заведений.

Иван Мартынович стал одним из «отцов города», принимал активное участие в общественных делах. Семнадцать лет был гласным Городской Думы (с 1893 г. и до самой смерти).

Надежда Алексеенко завещала городу участок земли и огромный капитал

Жена Ивана Мартыновича Надежда Ивановна при жизни мужа не принимала активного участия в делах торговых. Её имя «прогремело» при других обстоятельствах. По горькой иронии, известность к Надежде Алексеенко пришла именно после смерти мужа. Но нельзя сказать, что смерть действительно разлучила их в общих делах. Иван Алексеенко скончался 15 июня 1910 года после продолжительной болезни, и был похоронен, по некоторым сведениям, в ограде Троицкого собора, старостой которого являлся. После его смерти закончила свое существование «Железная фирма М.А. Алексеенко», она была продана.

Надежда Алексеенко стала душеприказчицей мужа. На ее долю выпало завещать средства мужа городу. Через год после смерти И.М. Алексеенко Надежда Ивановна передала Городской Думе завещание, где были такие слова:

«Приношу в дар г. Екатеринославу обширное дворовое место с постройками и садом по Пушкинскому проспекту и Короткой улице для сооружения здания детской больницы. На ее строительство, оборудование и содержание вношу капитал».

Дар был оставлен городу, мягко говоря, неожиданный – земельный участок, 82.500 рублей на строительство больницы и капитал в 575 тысяч (!) рублей, проценты от которого должны были обеспечить существование больницы и женского приюта. Это был самый крупный завещанный городу капитал в истории Екатеринослава.

Для больницы и амбулатории при ней был выделен большой участок на проспекте Пушкина между улицей Короткой и Александро-Невским переулком. Больница с амбулаторией при ней получила название «Алексеенковская» в честь И.М. Алексеенко. Она была построена в 1912 г. по проекту выдающегося архитектора Дмитрия Степановича Скоробогатова (проспект Пушкина, 26). В советское время название больницы было забыто, и она повторно затем была названа в честь профессора М.Ф. Руднева.

Вдова купца стала почетной гражданкой, а супруги получили «свои» улицы

Надежда Алексеенко за свои деяния стала первой женщиной – удостоенной звания утвержденной почетной гражданки Екатеринослава . Император Николай II в 1911 г. утвердил за ней это звание по ходатайству Городской Думы Екатеринослава. Перед ней такое ходатайство подавалось насчет выдающихся женщин Александры Рындовской, Елизаветы Грековой и Екатерины Мессарош, но до конца процедура не была доведена. И только Надежда Алексеенко стала первой утвержденной почетной гражданкой. 20 ноября 1911 года император Николай II по докладу министра внутренних дел «соизволил на присвоение вдове Екатеринославского купца Надежде Ивановне Алексеенко звания почетной гражданки г. Екатеринослава согласно ходатайству о том местной городской думы за пожертвование г. Екатеринославу участка земли и 652.500 руб. на дела благотворения».

Но и это еще не все. За свои заслуги супруги Алексеенко стали единственной парой города, которая получила «свои» улицы на карте . В честь Ивана Мартыновича улица Каретная, где располагался особняк Ивана Мартыновича, получила название Алексеенковская (ныне Челюскина). А улица Короткая, на угол которой выходит комплекс детской больницы, стала называться Надеждинской, в честь Надежды Ивановны. В советское время эта улица была переименована в Чичерина, и в 2015 г. вновь получила историческое название, правда в таком виде – улица Надежды Алексеенко.

А финал у этой показательной истории – трагичен. Революционные события 1917–1921 годов уничтожили не только мир, в котором протекала история семьи Алексеенко. В 1919 г. Надежда Ивановна погибла. По одной из версий, от шальной пули. Якобы она случайно подошла к окну своего особняка, и не сумела вовремя увернуться…

Семья Алексеенко практически была стерта из истории города в XX веке. Между тем и сегодня история любви и верности Ивана и Надежды может служить показательным и поучительным примером.

Моисей и Полина Карпас: самая богатая семья Екатеринослава

Супруги Карпас – еще один яркий пример любви, верности и служения общему делу. Моисей Юдович Карпас (1852–1917) – крупнейшая фигура еврейской жизни и в целом истории города Екатеринослава на рубеже XIX–XX веков. Это был предприниматель, купец 1-й гильдии. Он родился в 1852 г. в Вильно – выдающемся центре еврейской культуры Восточной Европы (ныне Вильнюс, столица Литвы). В Вильно Карпас получил религиозное образование, сначала в хедере, затем в иешиве. С 16 лет Карпас стал самостоятельно зарабатывать на жизнь.

В 26 лет Моисей сочетался браком с Полиной Григорьевной Нежинской – выпускницей русской семинарии. В 1881 г. Карпас прибыл в Екатеринослав, где обосновался навсегда. В 1917 г., перед революцией, состояние М.Ю. Карпаса оценивалось в 18 миллионов рублей и являлось одним из самых больших в Екатеринославе.

Владелец заводов, газеты и отеля

Основу деловой «империи» М.Ю. Карпаса составила изначально небольшая компания «Карпас и Ковалевский». В результате предпринимательской активности М. Ю. Карпаса компания превратилась в «Общество каменноугольных и железных рудников Юга России». Затем это общество стало основой торгового дома «М. Ю. Карпас и Сын». М. Ю. Карпас активно инвестировал капиталы в различные крупные предприятия: «Южно-Русское Днепровское металлургическое общество» (ныне Днепровский металлургический комбинат в г. Каменское), «Русское товарищество торговли цементом», Варшавское страховое общество, Боковский антрацитовый карьер и другие предприятия.

В Екатеринославе М.Ю. Карпас владел одной из самых фешенебельных гостиниц «Отель Франция» на Екатерининском проспекте (ныне Яворницкого). В этом же здании находилась главная контора компании М.Ю. Карпаса. Кроме этого, во дворе были построены два доходных дома, где находилась и квартира семьи Карпас (дома сохранились, проспект Яворницкого, 69). Отель «Франция» был разрушен во время войны, и на его месте возвышается красивая «сталинка» (проспект Яворницкого, 67).

М.Ю. Карпас стал активным общественным деятелем Екатеринослава. С 1897 г. он был гласным Городской Думы, согласно распоряжению губернатора (евреи в это время не могли избираться, а только назначались в исключительных случаях). Гласным Думы Карпас был ровно 20 лет, активно работал в финансовой и торговой комиссиях Думы. Моисей Карпас активно проявил себя также на издательской ниве, что было новым типом благотворительности в Екатеринославе. Он выпускал на свои средства газету «Фрейнд».

Один из спонсоров создания Израиля жил в Екатеринославе

М. Ю. Карпас получил широкую известность не только на ниве развития Екатеринослава. Его активность простиралась гораздо дальше степной Украины. В начале XX века М.Ю. Карпас выступил активным спонсором еврейской эмиграции и освоения Эрец Исраэль (будущего Израиля). Одним из первых он стал инвестировать в акции «Колониэл Банк», созданного для переселения в Эрец Исраэль. Контора Карпаса в Екатеринославе одновременно выступала филиалом данного банка. Также Карпас спонсировал переселение немецких евреев в Эрец Исраэль.

Весьма интересный исторический факт: когда в 1906 г. стал создаваться новый город Тель-Авив, Карпас приобрел в нем 2500 локтей земли (ныне район Шуэтот Ротшильд, 2). В 1914 г. Карпас лично посетил Тель-Авив и приобрел там дом. Также необходимо отметить, что Карпас был одним из основателей Техниона (Израильского технологического института) в Хайфе – одного из старейших вузов Израиля. В 1916 г. Карпас поддержал декларацию Бальфура, которая поддержала вопрос «о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», и, таким образом, стала этапом на пути провозглашения Государства Израиль. Имя Моисея Карпаса занесено в «Золотую книгу Израиля».

Супруги Карпас вместе занимались благотворительностью

Жена Моисея Юдовича Карпаса, Полина Григорьевна Карпас – одна из самых выдающихся женщин Екатеринослава конца XIX – начала XX веков. В какой-то мере она может служить символом неуклонно увеличивавшейся роли женщины в общественной и культурной жизни того времени. К сожалению, сохранилось крайне мало сведений о жизни и деятельности П. Г. Карпас. Даже изображение П.Г. Карпас пока обнаружить не удалось.

Одной из основных сфер деятельности семьи Карпас стала благотворительность, которая выражалась не столько в помощи уже существовавшим заведениям, сколько в создании новых на средства самого М.Ю. Карпаса. Капитал М.Ю. Карпаса размером в 2000 рублей был вложен в отдельный фонд городского управления, а проценты с него отчислялись на содержание городской больницы. Благотворительная активность семьи Карпас имела два основных направления: образовательные учреждения и учреждения социальной направленности.

М.Ю. Карпас принял самое активное участие в создании основных образовательных центров Екатеринослава в начале XX века. Он частично финансировал создание Высшего горного училища в 1899 г. (ныне Национальный горный университет), Коммерческого училища в 1900 г.; Высших женских курсов 1916 г.; Еврейского Политехнического института (действовал в 1917–1921 гг.), Екатеринославского университета в 1918 г. (ныне Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара).

Лично Моисей Карпас возглавлял 24 еврейских организации и учреждения, состоял членом правления правления Хоральной синагоги. Также М.Ю. Карпас был членом Общества Екатеринославского отделения Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом (и членом его ревизионной комиссии).

Полина Григорьевна, активно поддерживая начинания мужа, имела собственное состояние, и также активно занималась благотворительностью. Она являлась членом ряда социально-культурных организаций, куда постоянно жертвовала средства, как от имени мужа, так и от своего имени. В частности, Полина Григорьевна входила в правление Еврейской больницы и богадельни имени М.Ю. Карпаса для бедных женщин евреек, а также и Еврейского родильного приюта, была членом «Общества вспомоществования недостаточных учениц Мариинской женской гимназии» и других организаций.

Существуют сведения, что Полине Карпас принадлежала недвижимость в Екатеринославе: дом на ул. Еврейской (ныне Шолом-Алейхема), № 3 и Городская дача № 24 (ныне район проспекта Гагарина, напротив закрытого ресторана «Старая башня»).

Основной предмет приложения средств семьи Карпас на ниве благотворительности – сеть благотворительных заведений на улице Бородинской: богадельня имени М. Ю. Карпаса для бедных женщин евреек на 20 человек (построена им в 1903 г.), приют для старцев-евреев на 20 человек (основанный в 1880 г. на средства И.М. Станиславского, был реконструирован) и дешевая столовая общества пособия бедным евреям, при которой функционировал странноприимный дом на 10 коек. Объединенный попечительный совет этих учреждений возглавлял сам М. Ю. Карпас со званием «пожизненный попечитель». В обеих богадельнях на полном обеспечении содержалось по 20 человек. Сюда принимались «преимущественно местныя, не имеющия родства, и не могущия по старости добывать средств для существования».

Одним из самых известных примеров благотворительности Моисея и Полины Карпас стал сиротский дом Екатеринославского еврейского благотворительного товарищества , открытый в 1909 г. на его средства, на улице Философской, 29. В сиротском доме обучались от 500 до 100 воспитанников. Он был назван в честь основателей – Моисея и Полины Карпас. Рядом было открыто начальное училище по улице Философской, 31. Сиротский дом был закрыт советской властью в 1919 г. Однако позднее он был восстановлен под другим названием и стал детским домом № 4, который был закрыт в 1968 г. Сейчас в здании сиротского дома имени Моисея и Полины Карпас находится дом-интернат для слабослышащих детей.

Семья Карпас поддерживала широкий круг отношений с различными деятелями еврейского общественного и культурного направления. Он дружил с раввинами П. Гельманом, Л.-И. Шнеерсоном, художниками В. В. Кореневым и М. И. Сапожниковым. В его доме бывал архитектор и поэт А. Л. Красносельский, писатель А. Р. Палей и другие. Большое влияние на него оказывали деятели сионистского движения Ш. Левин и М. Усышкин.

Революция разрушила счастливую супружескую жизнь

Революционный 1917 год подвела черту не только под историей деловой активности семьи Карпас, но и завершил историю этой семьи. М. Ю. Карпас скончался в мае 1917 года, в самый разгар революционной катастрофы, которая уничтожила большую часть его трудов. Похоронили Карпаса на Новом еврейском кладбище, а похоронную процессию возглавил раввин Леви-Ицхак Шнеерсон. Точное местонахождение могилы М. Ю. Карпаса неизвестно и никак не обозначено – она находится в современном парке имени Писаржевского.

Семья Карпас имела двух сыновей. Младший сын Абрам не продолжил семейное дело и предпочел стать ученым-биологом. Старший сын, Григорий, получивший образование инженера-технолога, наоборот, весьма активно перенял отцовский опыт и продолжил семейную династию, занимал ряд общественных постов. После смерти М.Ю. Карпаса в разгар революционных событий 1917 г. взял на себя управление семейным бизнесом. В 1918 г. Г.М. Карпас стал одним из учредителей и спонсором Екатеринославского литературно-художественного альманаха «Аргонавты», выходившего в 1918 году. В дальнейшем следы Г.М. Карпаса теряются. Известно, что остался в СССР и проживал в г. Москве, где был представителем треста «Грознефть».

Судьба Полины Григорьевны Карпас после революции 1917 г. и смерти мужа, к сожалению, остается неизвестной. Неизвестно и место захоронения этой замечательной женщины.

***

Истории любви и жизни двух замечательных супружеских пар старого города, разворачивавшиеся более ста лет назад, до сих пор актуальны. Они показывают, как важны не только сильные чувства, но и преданность в браке, и общее служение на благо города», - завершает свой рассказ Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
54
долгожителя проживает в Днепропетровской области. 47 женщин и 7 мужчин, отметивших свое 100-летие.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте