Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
04:56

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Эдуард Чубаров: архитектор-«бюрократ» с душой живописца

|«« «« »» »»|

Сегодня, 1 июля, отмечается День архитектора Украины. Накануне праздника мы пообщались с мэтром днепровского зодчества, заслуженным архитектором Украины, удивительно многогранным человеком – Эдуардом Петровичем Чубаровым.

Наша справка. Эдуард Чубаров родился 27 декабря 1936 года в Запорожье. В 1959 году окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт. В 1991-1998 годах – главный архитектор Днепропетровска. Основные объекты в Днепропетровске: проект киноконцертного зала на 1800 мест, салон молодоженов «Юность», комплекс «Красный коралл», реконструкция торгового комплекса «Океан», реконструкция магазина «Лотос», реконструкция ресторана «Старая башня». Хобби: акварельная и масляная живопись, проектирование и строительство яхт, реставрация старинных часов.

Неделю назад, на открывшейся в Днепропетровском художественном музее 20-й выставке Творческого объединения «БОГДАН», Эдуард Чубаров для ценителей прекрасного приоткрыл дверь в мир своего увлечения, впервые представив на широкое обозрение свою графику и иллюстрации к литературным произведениям. Рисуют, пишут многие архитекторы. Но мало у кого получается любовь к изобразительному искусству пронести через всю жизнь.

Кстати, о жизни…

- Эдуард Петрович, глядя на вас, такого многогранного, активного, талантливого во многом, невозможно поверить в ваше приближающееся 80-летие! Может, биографы что-то напутали с датой? Как вам удается быть таким, кипучим энергией?

- Увы, никто ничего не напутал, 80 лет действительно приближается, - улыбается он чуть печально. – Как удается? Живу себе и живу. Глядь – 60 лет промелькнуло, 70, 75… Стараюсь сохранять активный и здоровый образ жизни. С удовольствием отдаюсь работе. Сейчас в архитектуре наступили сложные времена, многие зодчие сидят без работы. Мне же повезло за последнее время заниматься сразу четырьмя проектами – реконструкции хирургического и педиатрического корпусов больницы Руднева, ожогового центра на территории объединения скорой помощи (очень сложный проект в технологическом смысле!) и центра профилактики СПИДа на территории Игренской больницы.

- Мне кажется, что большинство ваших проектов было подчинено не столько утилитарным задачам, сколько созданию комфортной среды обитания для горожан…

- На самом деле все архитекторы пропитаны этим стремлением, все хотят создать комфортную для людей среду. Но обожествлять такое стремление не стоит. Зодчество – это профессия, удовлетворяющая общественный заказ, создающая продукт для всего общества. Если вынести за скобки отдельных гениев архитектуры, ничего возвышенного, пафосного в нашей профессии нет. Я большую часть жизни проработал бюрократом, тот же, например, «Красный коралл» создавая в нерабочее время.

- Вам не бывает обидно при мысли о том, что созданные и реконструированные по вашим проектам объекты – «Океан», «Лотос», «Старая башня», «Юность», - в наше время используются не по назначению или вообще пребывают в летаргическом сне?

- Меняется время, запросы общества, интересы людей. Все прозаично.

- Вы были главным архитектором Днепропетровска, наверное, в самую непростую и переломную эпоху…

- …А я на эту должность и не рвался вовсе! Перед этим 12 лет проработал первым заместителем главного, но, не будучи членом партии, перспективы дальнейшего роста не имел. Но пришло новое время, все как-то органично и произошло. Начало 1990-х годов запомнилось искренним желанием многих, - депутатов, инвесторов, архитекторов, - изменить общество. Завелись шальные деньги, каждый архитектор, попавший в денежную волну, мог делать то, что ему нравится и о чем он договорится с заказчиком. Яркий пример этому – уже покойный Саша Дольник, которому я как главный архитектор зажег «зеленый свет», хотя многие коллеги его проекты категорически не воспринимали. Но, как показывает время, его реализованные проекты стали знаковыми для нашего города.

- А потом пришел первый кризис, шальные деньги исчезли… Каким вы видите перспективы архитектуры Днепра?

- Стройки за счет кредитов остановились, и боюсь, что навсегда. Всплеска середины-конца 90-х не будет, наверное, никогда. Мы входим в другие экономические отношения и темпы развития. Гораздо более жесткие и прагматичные. Но остановки в развитии города не будет. Инвестиционное строительство оживает и будет продолжаться. Только горько из-за того, что наш город с мощной промышленной базой теряет статус индустриального мегаполиса.

- Удивляет многогранность ваших жизненных интересов: живопись, туризм, яхты, часы…

- Когда я формировался как личность, меня привлекали именно многогранные герои. Хотя советскому обществу нужны были узкие специалисты. Многогранную личность то общество воспринимало с настороженностью – как ведущую сибаритский образ жизни. Я никогда не жил только ради работы, хотя ей отдавался честно и всецело. При этом знал, что после окончания рабочего процесса имею право заниматься чем-то для души: походами, живописью, конструированием яхты (первую из которых собирал в обычной квартире на девятом этаже). Но при этом увлечениям отдавался дозировано – не ради рекордов и званий, а для удовольствия.

- Как показывают ваши живописные работы, такое хобби давно уже вышло на профессиональный уровень! А как начинался интерес к рисованию?

- Рисовать мне всегда нравилось. Еще в детсадике, будучи в эвакуации в Магнитогорске, я как загипнотизированные смотрел за мальчиками, умевшими рисовать. Для меня было волшебством, когда на бумаге возникали советские самолеты, горящие фашистские танки, - это был разгар войны. А потом попробовал сам, и вскоре уже делал рисунки в 3D-формате, - смеясь, протягивает мне чудом сохранившиеся с тех пор рисунки. – По-дилетански, но очень активно рисовал и в школе. А в девятом классе мне повезло с преподавателем, который меня с другом Владимиром Решетиловым заманил в художественную школу. Мы, два здоровых лба среди малышни, закончили ее четырехлетний курс обучения за два года. После школы я выбрал строительный институт во многом потому, что, как представлял, архитектору надо много и интересно рисовать. Правда, когда столкнулся с настоящими архитекторами, пришло понимание того, что зодчество – это не только красивые картинки, но это только усилило желание стать настоящим архитектором.

- Зодчеством вы занимаетесь почти 60 лет. Все это время и пишите, рисуете?

- В живописи были разные периоды – более активные, менее… Могу уверенно сказать, что активно занимаюсь живописью последние 36 лет, с тех пор, когда в моей жизни появилась настоящая Муза по всем начинаниям – жена Людмила. Она не только сама очень творческий человек, поэтесса, но и умеет вдохновлять, поддерживать.

- И сколько работ за это время было создано?

- Никогда их специально не считал. Более 300 – большинство хранится в частных, семейных коллекциях.

- На выставке объединения «БОГДАН» вы впервые вынесли на суд ценителей искусства свои иллюстрации к литературным произведениям, портреты, шаржи друзей. Но большинство ваших работ – это потрясающе тонкие, эмоциональные пейзажи маслом, которые уже были представлены на персональных выставках в Доме архитектора, в Музее украинской живописи…

- Это этюды с натуры, которые почти всегда писались не в мастерской (которой, впрочем, у меня и нет), а на живых ощущениях – в отпуске, в многочисленных походах в Крым, на Кавказ. Я рисую, когда отдыхаю, а не работаю. Помню, в одном из отпусков в Гаграх создал серию из 12-15 этюдов. Выставленная в фойе тамошнего Дома отдыха архитекторов, она сразу стала поводом для приглашения в общество рисующих архитекторов в Суханово под Москвой. А потом была череда семи ежегодных международных пленеров в Польше. На них была удивительно творческая и пасторальная (рисовали в очень живописных городках и деревеньках!) атмосфера. Общение на них с другими художниками дало мне большой творческий импульс.

- Полагаю, вместо того, чтобы много говорить о ваших живописных работах, предоставим читателям Городского сайта возможность полюбоваться ими на репродукциях и удивиться многогранности вашего творчества…. Ради чего творите сегодня, Эдуард Петрович, о чем мечтаете?

- Мечтаю о самом простом и сложном одновременно. Жить в совете, счастье, чтобы на Украину вернулся мир и покой, и мы наконец построили государство, в котором жить всем будет хорошо.

- С праздником вас – и удачи вам во всем!

Иллюстрации из архива Эдуарда Чубарова.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте