|«« | «« | »» | »»| |
…С этим бодрым, подтянутым, спортивным мужчиной я познакомился на недавнем ралли «Пикник» благодаря основателю музею «Машины времени» Михаилу Прудникову. Леонид Нестерович Литвинчук как старейшина днепропетровских гонщиков сказал пару приветственных слов молодым коллегам и был очень расстроен тем фактом, что в этот день ему… не нашлось напарника для выхода на старт. А между тем, скоро гонщику-ветерану исполнится 82 года! Он до сих пор бодро и азартно водит «Волгу» ГАЗ-3110, «Запорожец», не признавая коробки передач-автомат.
Впрочем, три года назад Леонид Литвинчук уже установил уникальное достижение. В 79 лет на «Волге» он не просто блестяще прошел 240-километровую трассу предыдущего «Пикника», но и стал единственным днепропетровским гонщиком, кто стартовал еще в 1970-х в самом первом ралли нашего города, «Ралли-Днепр», и теперь снова вышел на трассу…
Между тем, автогонки для Леонида Нестеровича – уже зрелое, «сопутствующее» увлечение. Всю молодость он отдал гонкам на мотоциклах, является мастером спорта по мотоспорту, ветераном мотоциклетного спорта СССР, был неоднократным призером чемпионатов страны, участником и вторым призером 2-й Спартакиады СССР 1959 года.
- Больше всего меня радует, что в днепропетровском авто- и мотоспорте сохраняется преемственность, и сейчас на трассах достойно выступают спортсмены, которых я еще помню совсем молодыми – Журавлев, Окороков и другие, - говорит Леонид Литвинчук. – Радует, что не иссякает организаторский оптимизм у вдохновителя ралли «Пикник», «Директор» и других гонок Бориса Пергата – он сам был замечательным гонщиком, стал прекрасным организатором, продолжив традиции Юрия Пустовойта – судьи республиканской категории, который проводил первые в Днепропетровске автогонки в 1970-х. Радует богатством своих проектов Михаил Прудников!.. Действительно, мне доводилось участвовать еще в самом первом «Ралли-Днепр» в 1977 году. Это было ралли, напоминающее нынешний «Пикник». Стартовали мы на главной площади у памятника Ленину, на улице Центральной «покрутили» слалом, а потом ушли на длинную дистанцию по дорогам области…
- Ностальгия по тем временам привела вас пару лет назад на «Пикник»?
- Да я сначала и не собирался в нем участвовать. Пустовойт и Пергат пригласили выступить перед участниками. А потом предложили поучаствовать всем желающим. Хотел пройти дистанцию на ГАЗ-3110 со своим внуком, но он заболел. И тут вдруг, прямо на гонках, компанию «дедушке» захотела составить Юлия Короткова. Промчались мы с ней лихо, ощущения – просто класс! Почувствовал дыхание молодости… Но для меня это не было каким-то подвигом. Я до 80 лет работал в таксопарке, до сих пор с удовольствием вожу «Волгу» и «Запорожец».
- А как пришли гонки в вашу жизнь?
- Родился я в 1933 году в Ленинском районе Днепропетровска, нас было четверо детей у родителей. Только закончил первый класс – началась война. Отца забрали в армию, с фронта он так и не вернулся… Оккупацию пережили с мамой, дедушкой и бабушкой. Страшное, голодное время было – выжили, меняя вещи на продукты. Пошел раньше положенного срока в ремесленное училище – меня приняли, там выделяли питание, одежду. Учился на жестянщика-медника. А на втором году обучения в училище привезли диковинку – пять мотоциклов «Москвич», которые были скопированы с немецкого 125-кубового DKV. Я сразу записался в созданную мотосекцию, начали мы участвовать в соревнованиях, агитпробегах.
- Не прервали вы это увлечение после окончания училища?
- После училища меня направили работать кровельщиком на второй филиал «ЮМЗ». А мотогонками я продолжал заниматься в обществе «Локомотив». Еще до армии получил третий разряд, неплохо участвовал в чемпионатах области. Но, главное, мне нравилось усовершенствовать мотоциклы. Усиливал ходовую часть, форсировал двигатели. Заметив эти способности, меня перевели в «Локомотив» механиком по ремонту мотоциклов…
- А как с гонками обстояло дело в армии?
- Призвали меня в 1952 году в войска ПВО. Там было не до гонок, но мотоциклы офицерам я ремонтировал… Кстати, служил на Кавказе в части ПВО, которая первой обнаружила знаменитого летчика-шпиона Пауэрса и «вела» его по маршруту… Из армии вернулся в «Локомотив», где меня очень ждали, продолжил активно участвовать в гонках. Если до армии гонял на мотоциклах объемом двигателя 125 кубических сантиметров, то теперь пересел на 500-кубовый К-750, прообразом которого был немецкий BMW . Трасса городских соревнований проходила по песчаным буеракам, где потом построили массив Клочко-6. Участвовал во всех видах мотогонок – кроссе, шоссейно-кольцевых, многодневных, по ледяной и гаревой дорожке. В 1956 году выполнил норматив мастера спорта СССР, с К-750 пересел на более динамичные модели ИЖа, а на ледяной дорожке гонял на специальных чешских мотоциклах СО-500, у нас такую технику не выпускали…Кстати, даже новые мотоциклы ИЖ я разбирал, форсировал.. С 1955 по 1964 год постоянно участвовал в чемпионатах Украины и СССР, был многократным призером нашей республики.
- А какие чемпионаты запомнились вам больше всего?
- Проходившие в Прибалтике. Прибалтийские республики имели большие, еще довоенные традиции авто- и мотогонок, были признанными лидерами в СССР в этом спорте. В Каунасе, Риге, Таллинне проводилось по несколько гонок в год – шоссейно-кольцевых, многодневных (на них в течение шести дней каждый день преодолеваешь новый маршрут), у них была построена и специальная гоночная трасса «Пирита». Прибалтийские спортсмены жили ожиданием этих стартов. Оснащение у них было на порядок выше нашего. Помню, как прибалты дивились тому, что мы выходим на трассу на, в общем-то, серийных мотоциклах без спецобтекателей и еще при этом показываем хорошие результаты! А еще Прибалтика удивляла не только развитостью гонок, но и своей культурой. Помню, как-то легкомысленно перешел дорогу в неположенном месте. Тут как тут – милиционер. Выписал мне квитанцию штрафа. Я бумажку со злости скомкал и швырнул на тротуар. Милиционер прочел мне лекцию о необходимости сохранять чистоту города, заставил поднять бумажку. Настоящая европейская культура начинается не с громких слов политиков, а в голове, поступках каждого жителя…
- Не ошибусь, предположив, что вершина вашей карьеры гонщика – второе место на Спартакиаде СССР 1959 года?
- Да, это так. К тому времени днепропетровская школа мотогонщиков стала одной из сильнейших в Украине. В сборную Украины меня пригласили вместе с земляками Владимиром Мундштуковым и Владимиром Витордом. Спартакиада проходила в Москве, которую в те дни, казалось, заполнили одни спортсмены – видов спорта, в которых состязались все лучшие спортсмены всех 15-ти союзных республик, были десятки! Жили мы в гостиницах, шоссейно-кольцевые гонки проводились на специальной трассе, а кросс – где-то в песках на окраине Москвы. Готовилась сборная Украины к Спартакиаде серьезно. За полгода до стартов нам выделили новые мотоциклы, мы провели серьезный отбор, месяц до стартов готовились в Киеве. И в итоге выступили очень достойно, в командном зачете уступив только России, зато обойдя всех прибалтийцев! Чтобы вы оценили значимость успеха в то время, скажу, что всем членам сборной, нуждавшимся в жилье, выделили квартиры. В независимой Украине такие подарки делали только победителям Олимпиад.
- А жену вы часом не на мотогонках встретили?
- Нет, с будущей женой Валей познакомился на танцплощадке возле ДК Ильича. Но никаких возражений против гонок с ее стороны никогда не было. Работал и гонял я по-прежнему на «Локомотиве», пока это общество в конце 1960-х не перестало вдруг культивировать мотоспорт. Перешел под крыло ДОСААФа, занимались мы в мотоклубе на ипподроме, который был выше проспекта Ильича. Там со временем создали учебный комбинат, где готовили водителей для армии.
- А традиция проведения в Днепропетровске мотогонок продолжалась?
- До середины 1970-х годов, когда на трассе на левом берегу случилась трагедия. При подготовке очередных гонок упали опоры линии электропередач над трассой, провода закоротили, погибли несколько курсантов, готовивших трассу. И в ДОСААФе срочно свернули гонки. Их традиции возродились уже в 1980-х годах, когда начали проводить мотокросс в балке на Космической. Пару раз как ветеран мотоспорта я в них участвовал. Но почувствовал, что на пятом десятке годы для двух колес уже не те. К тому времени я уже прочно перешел в автоспорт. Работал в таксопарке. Под эгидой областного автоуправления пассажирских перевозок постоянно участвовал в конкурсах водительского мастерства, в многоборье, становился их победителем. Работал инструктором в ДОСААФе, готовя молодых курсантов. И в ставшем родным таксопарке АТП-11201 тоже готовил команду для водительских конкурсов. В 1980-90-х годах постоянно участвовал в городских, областных, Всеукраинских конкурсах профессионального мастерства, становился их призером, победителем. На пенсию из таксопарка ушел в 80 лет, но до сих пор в душе остаюсь автомобилистом. Надеюсь еще выйти на трассу и тряхнуть стариной!
- Что вам помогает сохранять такую бодрость и оптимизм?
- Родительские гены и здоровый образ жизни. Курить я даже никогда не пробовал в жизни. А со спиртным как расстался, начав выступать в юности в мотогонках, так с тех пор ни капли не выпил. Желаю и всем читателям Городского сайта сохранять бодрость и оптимизм!
Автор: Вел беседу Владимир Городченко. Фото из семейного архива Леонида Литвинчука.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |