Светофор заслуживает того, чтобы иметь свой день. Это 5 августа. В этот день в 1914 году в американском городе Кливленде появилось необычное устройство, предназначенное для регулирования движения автомобилей. Системой руководил полицейский, который сидел в стеклянной будке на перекрестке. Устройство прижилось и со временем видоизменилось. Трехцветный светофор в том виде, к которому мы привыкли, с использованием желтого фонаря, был установлен в 1920 г. в Детройте и Нью-Йорке. С течением времени светофоры получили повсеместное распространение в Америке и Европе.
Однако самый первый аналог светофора появился еще в XIX веке, а именно в 1868 году в Англии. Изобретение Джея Найтома было установлено возле здания британского парламента. Управлялся предок светофоров вручную, имел два семафорных крыла, а в темное время суток подсвечивался газовым фонарем. Возможно, именно Англия и считалась бы родиной светофора, да случилась беда. В начале 1869 года фонарь устройства взорвался и поранил полицейского, который руководил светофором. После этого случая о светофоре забыли почти на 50 лет.
В Украине первый светофор был установлен в 1936 году в Харькове. На сегодня, по данным Департамента ГАИ МВД Украины, в нашей стране насчитывается более пяти тысяч светофорных объектов.
Достоверно неизвестно, когда в Днепропетровске появился первый светофор. Источники утверждают — приблизительно в 1963 году, на перекрестке проспекта Карла Маркса и улицы Короленко.
Раньше днепропетровские светофоры опекала милиция, в частности, предприятие «Оргавтодвижение». Потом число «трехглазых регулировщиков» к 2000 году сократилось с 156 до 26. Все же понимая важность светофоров в обеспечении безопасности дорожного движения, городской бюджет начал потихоньку поддерживать светофоры, а в 2004 году в Днепропетровске было создано КП «Днепродорсервис», которое с этого времени и занимается установкой и эксплуатацией светофорного оборудования. К слову, светофорами этих одноногих регулировщиков называют простые обыватели. Специалисты же используют иную терминологию — светофорные объекты. Такой объект, если он установлен на «проблемном» перекрестке, может состоять из значительного числа секций. В Днепропетровске самые мощные объекты расположены на проспекте Карла Маркса. Они включают до 24 светофоров.
Пять условий светофора
Национальные стандарты Украины по безопасности дорожного движения определяют условия установки светофоров, в частности, первых двух типов и пешеходного. Их пять. Например, если в течение восьми часов среднечасовая интенсивность движения транспортных средств не меньше 600 единиц в час по главной дороге в двух направлениях. Или если на участке дороги произошло в течение года не меньше трех ДТП. Причем светофор должен быть установлен при соблюдении хотя бы одного из пяти условий. Увы, наличие этих условий еще не значит скорейшего появления на оживленном переходе или опасном перекрестке беспристрастного регулировщика. Для этого требуются средства, и немалые.
По словам директора КП «Днепродорсервис» Юрия Дрозда, ныне установка одного светофорного объекта обходится от 250 тысяч до 400 тысяч гривен. Как и все в Украине, светофоры подорожали (раньше цена одного объекта составляла от 150 тысяч до 250 тысяч гривен), что тоже было достаточно накладно для города, разрывавшего свой скромный бюджет между кровлями и дорогами. Поэтому светофорное хозяйство города, ныне насчитывающее 167 объектов, достаточно медленно прирастает обеспечивающими безопасность движения устройствами. В прошлом году, например, в Днепропетровске было установлено только три светофорных объекта, в том числе на перекрестке улиц Гоголя и Паторжинского, где до этого часто случались аварии.
В нынешнем году город выделил на установку и ремонт светофоров 3,5 миллиона гривен. «Днепродорсервис», уже капитально отремонтировавший два объекта на пересечении улиц Олеся Гончара и Чернышевского, Гагарина и Казакова и установивший два светофорных объекта на перекрестках улиц Гоголя и Шевченко, Синельниковской и Илларионовской, готовится оборудовать транспортные артерии города еще шестью светофорными объектами. Так, они появятся на пересечении Красной и Комсомольской, Калиновой и Путиловской, Образцова и Байкальской, Малиновского, 44, Криворожской и Киевской.
Скоро появятся в игре
Между тем, как говорит начальник участка светофорных объектов Игорь Собко, большая половина оборудования уже исчерпала свой нормативный ресурс. От семи до десяти лет трудятся 63 «регулировщика», свыше десяти — 47. Поэтому ремонт для них более чем актуален. Для создания безаварийной ситуации на дорогах города нужно установить еще как минимум 54 объекта. Они занесены в реестр на установление, но без финансирования могли бы еще долго находиться «на скамье запасных». Благодаря выделению дополнительных средств шесть из них уже скоро появятся «в игре».
Зеленая волна
Раньше светофорные объекты в крупных украинских городах, в том числе Днепропетровске, были включены в автоматизированную систему управления дорожным движением. Система пришла в упадок, каждый светофорный объект трудится в собственном режиме. На центральный пульт управления выведено только 48 объектов: нет средств, чтобы довести работу до конца. Когда зеленая волна вновь вернется на автомагистрали Днепропетровска, пока неизвестно. Режим наибольшего благоприятствования автомобилям планировалось создать на реконструируемом проспекте имени газеты «Правда». До начала реконструкции здесь было 11 светофорных объектов. Осталось намного меньше, но о зеленой волне, учитывая отсутствие развязок в этой части города, говорить пока не приходится.
Кстати, вопрос программного обеспечения светофорных объектов не так давно затронули читатели «Зори». На встрече с ее журналистами они посетовали на то, что не успевают перейти Набережную Победы в районе 3-го массива: уж слишком коротким был зеленый свет. Выяснилось: в программном обеспечении произошел сбой. Игорь Собко уточнил, что время зеленого света для пешеходов и автомобилей рассчитывается с помощью специальной формулы. В ней учитывается ширина трассы, скорость движения пешеходов, благодаря чему и удается более-менее соблюсти баланс между двумя сторонами, чье движение регулирует светофор. Однако время, отведенное пешеходам, вовсе не догма, и если его действительно не хватает, можно обратиться в «Днепродорсервис». Дальше проблемой по мере поступления заявлений займется комиссия из представителей Госавтоинспекции, «Днепродорсервиса» и мэрии, в частности, департамента по взаимодействию с правоохранительными органами.
Куда обращаться, чтобы установили светофор?
Юрий Дрозд, директор КП «Днепродорсервис»:
— Заявки на установление светофоров жители могут подавать в органы местного самоуправления, Госавтоинспекцию, через депутатов. Однако только комиссия решает вопрос о необходимости установления светофорного объекта в той части города, на которую указывают жители.
О говорящих светофорах и не только
Игорь Собко, начальник участка эксплуатации светофорных объектов:
— На сегодняшний день в городе 83 объекта оборудованы табло отсчета времени, 38 — блоками речевого сообщения (здесь мы тесно сотрудничаем с управлением соцзащиты горсовета). 76 объектов оборудованы светодиодными лампами, что значительно экономит электроэнергию. Сегодня это очень актуально.
С 20 июля текущего года проводится модернизация на 58 светофорных объектах, которые будут оснащены табло оборотного отчета времени и блоками речевого сопровождения.
Звоните в диспетчерскую КП «Днепродорсервис»: (0562) 343-105. Звонки принимаются круглосуточно.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Цена за ед., грн. (с НДС)
ПЗС-СЕА-3 А устройство звукового сопровождения пешеходов в корпусе с габаритними размерами 175x91x51мм для наружных применений, имеющее возможность монтажа внутри пешеходных и транспортных светофоров производства СЭА Электроникс (без кнопки)1053,00грн.
ПЗС-СЕА-3 В устройство звукового сопровождения в корпусе с габаритними размерами 235x175x92мм для наружных применений, с встроенным HI-FI динамиком 1194,00грн.
ТВП-СЕА-3 Кнопка вызова пешехода с вибродвигателем и световой индикацией. (необходимо уточнять наличие) 372,00 грн
ТВП-СЕА-3А Кнопка вызова пешехода 222,00
Ну и сами световоры от 300 до 520$ Ответить | С цитатой