Каково живется рядом с фрагментами иных миров? Нет ли ощущения быстротечной песчинки рядом с этими свидетельствами временного могущества пространства, масштаб которого трудно постигнуть разумом простого обывателя? Эти и другие вопросы корреспондент «Зори» и задала Александру Ковалеву.
— Саша, одни собирают марки, другие — деньги… Вы же — метеориты. В детстве мечтали быть космонавтом?
— Кстати, марки я тоже собирал — на космическую тематику. И деньги тоже — точнее, монеты, опять на ту же самую тему. Что касается метеоритов, я с детства не мог пройти мимо необыкновенных, на мой взгляд, камешков. Тогда мне нравились «морские». Когда подрос, начал собирать минералы. И вот уже 15 лет коллекционирую метеориты. Мои родители, историки-археологи, рассказывали о своих экспедициях, извлеченных из прошлого находках. Я увлеченно слушал их. Метеориты — те же находки, только внеземного происхождения. А планетарий вообще стал для меня вторым домом.
— Ваше собрание «небесных камешков», насчитывающее сейчас 45 экспонатов, признано самой большой частной коллекцией в стране, что и зафиксировано Национальным реестром рекордов Украины. Помните, как добыли первый экспонат?
— Конечно, это было на стыке веков, когда я учился в Национальном горном университете и очень интересовался минералами, собирая их, но не считая коллекцией. Как-то в университет приехала выставка «Мир камня». Понятно, что я не мог проигнорировать это событие, хотя и не подозревал, чем обернется тот поход на выставку. Там-то я и встретил свой первый метеорит — Сихотэ-Алинский, на тот момент самый ходовой на рынке метеоритов. В принципе, продавались два, но один стоил 150 гривен (весомая часть зарплаты многих граждан Украины на то время), второй — 40. Я купил тот, что был «поскромнее», хотя даже и на кроху у меня не было денег. Пришлось срочно занять у знакомого. Метеорит был индивидуалом — не фрагментом, осколком космического гостя, а цельным камешком, прошедшим все круги земной атмосферы. И этот факт словно был знаком высшей пробы моего приобретения.
— Значит, чем больше метеорит, тем он ценнее?
— Размер — лишь один из критериев ценности метеорита. Думаю, что если бы вдруг кто-нибудь вопреки распространенной теории о Тунгусском метеорите как о космическом пришельце, априори не могущем оставить обломков из-за своей структуры, вдруг все же нашел его крохотный осколок, ему бы не сложили цены. Я, например, без жалости отдал по 100 долларов за фрагменты Луны и Марса размерами со спичечные головки. Отколотые от поверхности планет небесными телами, они миллионы лет блуждали по Вселенной, пока не попали на Землю.
— Кстати, можно ли определить возраст метеорита?
— Да, современные методы анализа позволяют установить его, пусть и со значительными погрешностями, ведь речь идет о миллионах лет. А вот земной возраст метеорита определяется так же, как и возраст археологической находки, — по земным слоям, в которых он нашел приют.
— Знать бы, где упал... А каким образом сегодня можно стать владельцем метеорита? Отправиться на его поиски?
— Еще бы знать, в каком именно месте искать. Правда, помогают письменные источники. В Китае, например, нашли метеорит благодаря упоминанию в летописи о камне, упавшем с неба. Я пытался найти метеориты в Крыму. Увы, безуспешно. Два раза ездил в поселок Крымка, что в Николаевской области. Над поселком в 1946 году пролился каменный дождь. Местные жители даже подумали, что вновь началась война. Тогда было собрано всего-навсего 50 килограммов метеоритных образцов. Первый раз я, еще будучи студентом, побывал там 2001 году в составе экспедиции днепропетровских и одесских астрономов. И если они в основном смотрели на небо, изучая метеоритные потоки, то я — на землю, отыскивая на ней те самые «дождинки», которые в послевоенном году так напугали окрестных жителей. Набил находками все свои карманы. Но когда Юрий Михайлович Горбанев — достаточно известный одесский астроном — доставил моих найденышей в Комитет по метеоритам Национальной академии наук Украины и там в результате анализов выяснилось, что ни один из камней не является метеоритом, разочарованию моему не было предела. Я так мечтал хоть немного стать полезным украинской науке в области изучения метеоритов. Увы…
— Правильно ли я поняла, что на метеоритах можно сделать состояние?
— Не знаю как насчет состояния, но заработать кое-какие деньги можно. Именно жажда наживы движет «черными метеоритчиками». После падения Челябинского метеорита интерес к этому виду товара снова возрос. Многие желают приобрести осколки небесного тела, чье пришествие на землю два года назад вызвало столь огромный резонанс, либо ради хвастовства перед знакомыми, либо на подарки близким и друзьям. Челябинский пришелец весьма оживил торговлю метеоритами, ведущуюся, главным образом, с помощью Интернета. Вообще же в мире не так уж много коллекционеров метеоритов. В Украине, насколько мне известно, я один, кто целенаправленно занимается собиранием образцов небесных тел. Кстати, Челябинский метеорит я тоже приобрел. Пока он крайний в моей коллекции. Не до небесных тел ныне. С земными бы делами разобраться…
— А не опасно ли это — собирать метеориты? Есть мнение, что они приносят на Землю вирусы.
— Да, существует такая версия происхождения данного заболевания на Земле. Потому, найдя метеорит, желательно, что называется, не откладывая в долгий ящик, исследовать его. Хотя, за редким исключением, эти камешки безопасны для здоровья землян. Лишь немногие экземпляры необходимо хранить как можно дальше от людей. Если же говорить об опасностях, подстерегающих охотников за метеоритами, то они, как говорится, имеют место быть. Вспоминается случай, произошедший со мной в той же самой Крымке, но уже во время второй экспедиции четыре года назад. Тогда я вооружился не только изображениями упавших здесь метеоритов, но и металлоискателем, так как «небесные камни» содержат железо. Уже на первый день поисков мой металлоискатель среагировал на… немецкую мину. Не зная этого, я начал копать. К счастью, обошлось, и потом сотрудники МЧС её обезвредили. Когда она была взорвана, в окрестных селениях ощутимо задрожали стекла в окнах. Кстати, и во второй приезд в Крымку я не нашел метеориты, хотя собрал немало оплавившихся камней. Сам отвез в Комитет по метеоритам, где после их исследования мне дали неутешительный ответ.
— А много ли камней сыплется с небес на землю?
— Считается, что в сутки на землю выпадают тонны метеоритного вещества, но отыскать их на поверхности Земли — все равно, что иголку в стоге сена. Редкие экземпляры даются в руки людям. Показательна в этом отношении Россия, где за последние 353 года было найдено 136 метеоритов. Уж слишком много там непроходимых мест — лесных массивов, болот, рек, озёр, морей, которые и спрятали от глаз и рук людских небесные тела. А вот США — более благоприятная для метеоритных поисков страна. За последние 208 лет там нашли 1754 метеорита!
— А сколько в Украине было найдено метеоритов?
— По официальным данным, за последние 240 лет в разных регионах Украины было найдено только 44 метеорита. Однако сколько в действительности собрано на территории нашей страны фрагментов небесных тел, остается только догадываться. Я уже говорил о «черных метеоритчиках», которые могли вывезти из страны находки, никого не ставя в известность. А ведь это украинские метеориты, и большая их часть должна принадлежать украинскому народу! Да что там говорить — в Украине находится небольшая толика даже тех «родных» метеоритов, о которых есть официальные данные. Моя мечта — вернуть их домой, собрать коллекцию, в которой бы присутствовали все метеориты, выпавшие над Украиной. Это наше национальное достояние.
— Однако стало известно, что вы распродаете коллекцию…
— Я действительно продаю образцы из своей коллекции — но только те, которые представлены в нескольких экземплярах. В общем, дублирующий состав. Сейчас я состою в рядах территориальной обороны Днепропетровской области и прекрасно знаю о нуждах наших патриотов. Поэтому вырученные деньги хочу направить на потребности украинских воинов.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |