«Законопроект разработан на основании лучшего европейского опыта и направлен на защиту мнения 80% жителей Днепропетровска, которые выступают против переименования. Мы будем добиваться его принятия, чтобы сохранить имя родному городу», - сказал Вилкул, выступая в парламенте.
В настоящее время в Украине законодательно не определен порядок проведения местных референдумов. О необходимости принятия такого закона в рамках развития местной демократии неоднократно подчеркивали представители ПАСЕ и Совета Европы.
Законопроект Вилкула предусматривает, что перед принятием Верховной Радой решения о переименовании населенного пункта должен быть обязательно проведен местный референдум, на котором горожане выразят свое отношение к этому вопросу. Итоги референдума станут основой Постановления парламента. Без учета мнения большинства горожан город переименован не будет.
«Насильственное переименование Днепропетровска по указу из Киева – это грубое нарушение норм европейской демократии и принципов децентрализации. В основе нашего законопроекта лежит европейский опыт. При разработке я общался с лидерами европейских регионов и заручился их поддержкой. В Европе подобного рода решения принимаются на местных референдумах. Мы намерены добиться права горожанам самим решать в городе с каким названием им жить», - сказал Вилкул.
«Если не остановить это никому не нужное переименование, то по самым грубым подсчетам, государству, городу и самим людям придется потратить свыше четырех миллиардов гривен – это и замена всем паспортов и других документов, документов на квартиру, табличек, перерегистрация предприятий. А сколько времени и нервов потребует этот процесс? Люди также прекрасно понимают, какое будет раздолье для рейдеров, если начнется массовая замена документов. Этого нельзя допустить», - отметил Вилкул.
Он отметил, что законы, принятые коалицией, на основании которых идет процесс переименования, уже обжалуются в Конституционном суде. «Мы будем также обращаться и в европейские суды», - сказал Вилкул.
Нардеп призвал депутатов правящей коалиции включить законопроект о местном референдуме в повестку дня и поддержать его. «Это будет реальным шагом по развитию гражданского общества и реальной децентрализации не на словах, а на деле. Необходимо снимать напряжение и объединять страну ради мира и согласия в Единой Украине!», - сказал Вилкул. Он подчеркнул, что на уровне Днепропетровска его позицию поддерживают представители разных политических сил, в том числе провластных, а также за это высказываются и депутаты горсовета.
«Учитывая, что в октябре этого года пройдут местные выборы, имеет смысл провести местный референдум по переименованию Днепропетровска в этот же день. Это сэкономит время и деньги. А главное – обеспечит прямое участие горожан в принятии этого решения», - сказал Вилкул.
«В настоящее время переименование населенных пунктов являются исключительными полномочиями Верховной Рады. Мы выступаем за то, чтобы в рамках децентрализации при изменениях в Конституцию эти полномочия были переданы местным громадам и люди сами определяли в городе с каким названием им жить», - подчеркнул нардеп.
Законопроект детально прописывает само понятие местного референдума, его виды, процедуру и принципы участия в нем граждан.
По юридической силе решений референдумы могут быть двух видов: консультативный и императивный. Решение императивного референдума имеют высшую юридическую силу и являются окончательными, обязательными для исполнения на территории, где он проходил и не требует утверждения любым государственным или местным органом власти. Консультативный рекомендует местным или государственным органам власти соответствующие решения по вынесенным вопросам в соответствии с позицией громады.
В демократическом государстве власть, как правило, при принятии решений основывается на результатах консультативных референдумов.
Консультативный референдум инициируют органы местной власти (областные, городские, районные, сельские и поселковые советы и их главы), а также Верховная Рада. В решении орган власти указывает перечень вопросов, которые выносятся на референдум и дата его проведения (не ранее, чем через 40 дней и не позже, чем 60 дней с момента принятия решения соответствующим органом власти).
Результатом консультативного референдума является фиксация позиции жителей по отношению к проекту того или иного решения местных и центральных властей по отношению к громаде. Примером этого является решение ВР о переименовании Днепропетровска.
Также на консультативных местных референдумах могут приниматься решения по вопросам переименования улиц, площадей и других топонимических и географических объектов, выделения земли, проектов благоустройства территорий, планов развития города и необходимости строительства тех или иных объектов инфраструктуры (мостов, метро, дорог и т.д).
Исключительно на императивном референдуме может быть решен вопрос о закрытии школ и других коммунальных учреждений. Также на императивном референдуме могут приниматься решения по изменению названий улиц, площадей и других объектов, а также изменению отдельных коммунальных тарифов (вода, вывоз мусора) и т.д. На императивном референдуме принимаются решения о вынесении недоверия и досрочного прекращения полномочий местных советов, а также городского головы.
Инициаторами императивного референдума могут выступить как представители самой территориальной громады - путем создания инициативной группы и сбора подписей в поддержку его проведения, так и местные органы власти.
Процедура инициации императивного референдума на примере города Днепропетровска: общее собрание жителей в количестве не менее 150 человек на своем собрании создает инициативную группу в количестве не менее 10 человек, избирает главу инициативной группы, секретаря, счетную комиссию и уполномоченного по финансовым и материально-технических вопросам. На этом собрании утверждается перечень вопросов, выносимых на референдум. После этого инициативная группа регистрируется в территориальной избирательной комиссии. Инициативная группа должна в течение месяца собрать подписи не менее 10% жителей, имеющих право голоса и зарегистрированных на данной территории. Форма подписного листа утверждается Центральной избирательной комиссией.
После получения необходимого количества подписей и их проверки, территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней выносит решение о проведении референдума и назначает его дату (не позже 40 дней с момента принятия этого решения).
Императивный референдум может быть также инициирован местным советом или городским (сельским, поселковым) главой. В этом случаем сбор подписей не проводится.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Это тот который был в ПР и голосовал за принятие закона по повышению пенсионного возраста для женщин?
Или это не так? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Главное, чтобы приняли в ВР.
Ну а с решением жителей понятно! Все опросы показывают подавляющее большинство за Днепропетровск! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1