Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
14:13

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Что ждет советские символы на зданиях Днепропетровска?

|«« «« »» »»|

Вступивший в силу закон о декоммунизации предполагает не только переименование улиц и городов. С улиц и проспектов украинских городов в силу этого закона должны быть демонтированы памятники и монументы, связанные с пропагандой коммунистической эпохи и ее героев.

К теме находящихся под угрозой демонтажа памятников мы еще вернемся. Сегодня вместе с давним другом Городского сайта, заведующим отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого, кандидатом исторических наук Максимом Эдуардовичем Кавуном поговорим о менее заметных символах. О декоре, расположенном на зданиях в Днепропетровске.

Согласно упомянутому закону, такие декоративные элементы, связанные с эпохой коммунистического строительства, тоже подлежат демонтажу. И вот против такой перспективы возражают многие историки, краеведы, архитекторы. Вопрос даже не столько в том, что эти элементы не просто не бросаются в глаза, косвенно «пропагандируя» идеи марксизма-ленинизма (в отличие от тех же памятников, заметных каждому прохожему), а чаще всего они малозаметны.

Кстати, автор строк провел небольшой эксперимент. Стоя у входа в технологический колледж по пр. Карла Маркса, 76 (на его фасаде – полный набор советской символики!) я спрашивал прохожих, знают ли они, замечают ли, чем это здание связано с запретной символикой. Ни один (!) из почти трех десятков опрошенных не только не смог ответить на вопрос, но даже не сумел найти на фасаде бросающийся в глаза «узор». В общем, «пропагандистская» роль таких декоративных элементов – очень сомнительная.

Важнее с точки зрения сохранности целостного архитектурного ансамбля зданий то, что демонтаж таких украшений исказит, а то и откровенно изуродует облик зданий. Но об этом сейчас, похоже, не принято задумываться…

Предоставим слово Максиму Кавуну.

«Советская архитектура была одним из тех направлений мировой архитектуры, которые были максимально заряжены идейно-концептуальной составляющей, - рассказывает Максим Эдуардович. - Согласно парадигме развития советского общества, архитектура трактовалась как выражение в материальных формах основных идей, которые пронизывали сверху донизу советское общество. Именно поэтому здания советского периода могут служить своеобразной энциклопедией символов.

Использование декоративных элементов, и, прежде всего, официальных символов, в советской архитектуре 1920-1980-х годов прошло длительную эволюцию. Безусловно, наиболее насыщенным с точки зрения декора и символики является советский или «сталинский» ампир 1940-1950-х годов.

Конструктивизм: акцент на форму, а не декор

Конструктивизм 1920-х – первой половины 1930-х годов основное внимание уделял геометрической форме, намного меньшее значение придавая собственно декоративным элементам. Использование барельефов и других форм было, скорее, инерцией дореволюционных архитектурных течений. Днепропетровск стал одним из признанных центров конструктивизма, и обладает уникальными памятниками этого стиля: строительный институт (1930 г., арх. Г. Швецко-Винецкий); институт инженеров транспорта (старый корпус и общежития, 1931-1935 гг., арх. М. Барщ, М. Соколов, К. Щукин и др.), Дом политкаторжан (1930 г., арх. В. Самодрыга), Дворец труда (1926 г., арх. А. Красносельский) и многие другие. Но искать буйство декора на фасадах этих зданий - занятие бесполезное.

Однако есть и исключения. Например, жилой дом работников железнодорожной отрасли (около 1925 г., ул. Куйбышева, 5). Здание, где угадываются черты уходящего неоклассицизма и зарождающегося конструктивизма, украшено несколькими барельефами, раскрывающими тему проектной и путейской работы железнодорожников. Символическая тема раскрывается двумя композициями, в которых присутствуют по два факела и одна пятиконечная звезда. Они помещены на завершении здания.

Сталинский ампир декор полюбил

Приход советского неоклассицизма в 1930-х годах и его перерастание в «сталинский ампир» (1940-е – середина 1950-х годов) ознаменовались широким использованием декоративных элементов. Этот период в развитии архитектуры в хрущевскую эпоху принято было критиковать за «излишества», хотя, думаю, сейчас время расставило все по своим местам.

В период сталинского ампира использование мотивов серпа и молота, пятиконечных звезд в различных, часто причудливых сочетаниях, стало практически негласной архитектурной традицией. Рассмотрим самые характерные примеры употребления советской символики в архитектуре.

Государственные гербы СССР и УССР. Размещение государственных символов стало одним из основных правил. По традиции, гербы размещались прежде всего в массивных картушах на завершающих частях зданий. Нередко герб с обеих сторон окаймлялся характерной композицией из знамен, арматуры и других элементов. Важно отметить, что в советской архитектуре именно окаймление герба многое говорило о назначении здания. Например, на здании Дома совхозов (1950-е гг., арх. В. Самодрыга, А. Юхилевич и др., ул. Комсомольская, 52), серп и молот окаймлены выдающейся композицией из «даров полей», аналогичная ситуация наблюдается на здании сельскохозяйственного института (ныне агроуниверситет, здание реконструировано в 1950-х гг., ул. Ворошилова, 25).

А самый выдающийся образец герба СССР в Днепропетровске пока еще можно увидеть на монументальном главном здании Днепропетровского университета инженеров транспорта (1954-1955 гг., арх. В. Масленников, П. Рождественский, при консультации И. Жолтовского, ул. Лазаряна, 2). Здесь огромный герб помещен во фронтоне восьмиколонного портика главного фасада ДИИТа. Масштаб герба вполне соответствовал масштабу самого здания – здесь еще и самые большие в городе колонны портика главного фасада. Характерно, что при реставрации главного фасада в конце 1990-х гг. была оставлена надпись «Институт инженеров транспорта», но убрано «имени М.И. Калинина», а еще раньше ликвидировали «имени Л.М. Кагановича». При реставрации конца 1990-х советский герб решено было оставить. Сейчас лучшим решением, на мой взгляд, будет не сбивать герб, а закрыть его специальной конструкцией, разместив на ней малый герб Украины – трезубец.

Второй по величине советский герб, только Украинской ССР, помещен на здании Техникума электрификации сельского хозяйства (1950-е годы, просп. Гагарина, 95).

Огромный советский герб украшал также здание института «Днепрогипрошахт» (1952-1953 гг., ул. Миронова, 15). Но его убрали… вместе с картушами еще в 1992 году. Да так, что до сих пор зияет огромная дыра на фасаде.

Серпов и молотов хватает

В архитектуре 1950-х годов большую популярность получило размещение как декоративного элемента серпа и молота – не как герба СССР и УССР, а отдельной хорошо узнаваемой эмблемы. В нашем городе можно найти не один десяток подобных зданий.

Огромный серп и молот в картуше с цифрой «1958» (дата сооружения здания) долгие годы размещался на здании главного заводоуправления ЮМЗ имени А.М. Макарова (1958 г., арх. О. Петров). Но в конце октября прошлого 2014 г., в преддверии визита Президента П.А. Порошенко, серп и молот быстро убрали, причем сделали это не аккуратно, следы эмблемы видны до сих пор. Этот факт открыл новую волну демонтажа советских символов, которая стала набирать обороты уже весной 2015 г. Второй по очереди стала «ликвидация» серпа и молота с фасада здания театра русской драмы имени М. Горького (здание 1906 г. постройки, реконструировалось в 1941 и 1956 гг.), проведенная 16 апреля 2015 г. Здесь серп и молот был изображен на фоне театрального занавеса, что крайне редко встречалось вообще во всем бывшем СССР.

Характерным примером изображения серпа и молота могут быть здание 1950-х гг. на углу проспекта Пушкина и ул. Юрия Савченко и два похожих здания на углу ул. Титова и ул. Новокрымской. Здесь серп и молот заключены в декоративные картуши и поставлены симметрично на углы здания на уровне второго этажа. Рядом указаны даты сооружения зданий, что также отражало устойчивую архитектурную традицию 1950-х годов. Очень хотелось бы, чтобы в наше время вместе с серпом и молотом не убрали бы и картуш, и дату сооружения. Примером миниатюрных, но много раз повторяющихся изображений серпа и молота, может быть… знаменитый ЦУМ (1938 г., арх. А. Красносельский, просп. К.Маркса, 52). Если вы не обращали внимание, поднимите голову и посмотрите на оформление последнего этажа. Здесь между окнами помещены вертикальные композиции с серпом и молотом и растительным орнаментом.

Звезды – повсюду!

Ну и, конечно, излюбленный элемент архитектуры 1940-50-х годов – пятиконечные звезды. Они буквально повсюду – в оформлении капителей колонн, оконных проемов, карнизов, фризов, и в завершениях зданий. На самом деле одиночно изображенная звезда не является символом коммунизма. А в послевоенный период изображение звезды служило, прежде всего, символическим напоминанием о Победе в недавно окончившейся войне. Поэтому здания первого послевоенного десятилетия буквально усыпаны звездами.

Естественно, помещали звезды и на завершения зданий. Хотя в Днепропетровске эта тенденция не получила особого развития - например, в сравнении с Москвой, Киевом или даже Запорожьем. Самые внушительные звезды украшают две башни в ансамбле площади перед главной конторой ЮМЗ в конце улицы Рабочей (1950-е годы, арх. О. Петров). Чуть поменьше звезда на стройной башне здания на углу проспекта Карла Маркса и улицы Ворошилова. Маленькая звезда украшает даже башню… особняка Непокойчицкого 1913 г. постройки на ул. Шевченко, 33. А самая высокая звезда украшала… элеватор – здание фабрики «Дніпромлин», и только лет десять назад она была заменена… крестом. Это тоже крайности – крест на элеваторе выглядит не очень органично, ведь это не православный храм.

Все вместе и сразу

Но есть в Днепропетровске два здания, где можно увидеть сразу все главные советские символы, причем в весьма необычных сочетаниях.

Здание, называемое в просторечии «мукомольный техникум» на проспекте К.Маркса, 76. Само здание не очень интересно с архитектурной точки зрения. Но над главным входом здесь помещена впечатляющая композиция, где серп, молот и звезда представлены в комплексе с символами сельскохозяйственной промышленности. Здесь есть и шестерня, и комбайн.

Как и было положено, обильно украшено советскими символами здание Министерства черной металлургии УССР, окаймляющее главную площадь города. Здание задумывалось как Дом Советов, и в проекте напоминало московские «сталинские высотки». А получилось… то, что получилось. Главный корпус выстроили уже в 1960-е гг., когда избавились от «архитектурных излишеств».

А боковые корпуса, где располагались проектные институты, успели построить еще в 1950-е годы (арх. О. Петров). Здесь, на уровне выше второго этажа, помещены в картушах: серп и молот, звезда, а также еще одна интересная композиция: звезда, линейка и циркуль. В последнее время в СМИ эту композицию окрестили «масонской» и ищут здесь признаки тайных обществ. А на самом деле было вполне в духе традиции дополнять советскую символику на зданиях символами профессиональной принадлежности, и эти символы – всего лишь обозначение проектных институтов, работавших в боковых корпусах (сейчас часть их ликвидирована, и помещения сдаются в аренду).

С приходом «хрущевок» и начала широкого массового типового строительства (1960-е годы) время широкого использования декоративных элементов и символики в архитектуре быстро сошло на нет. Шестидесятые-семидесятые годы XX века по сравнению с предыдущей эпохой очень бедны на символы. Горельефные и барельефные изображения заменили на мозаичные панно на торцевых стенах «хрущевок». В большом количестве они сохранились и теперь, особенно на стенах школ и других общественных учреждений. Часто здесь вместе с изображением рабочих, крестьян, ученых и студентов, можно увидеть изображение серпа и молота, пятиконечных звезд, иногда изображение В.И. Ленина. В восьмидесятые годы XX века, на изломе эпохи СССР, изображения советских символов в архитектуре были уже крайне редки.

Сохранят ли самое ценное или снесут «под корень»?

Безусловно, подавляющее количество советской символики в архитектуре относится к эпохе «сталинского ампира» 1940-1950-х гг., эпохе послевоенного восстановления Днепропетровска. Принимая закон о декоммунизации, законодатель не оставил возможности сохранить эти символы там, где они являются частью ансамбля и имеют историко-архитектурную ценность. Поэтому остается надеяться, что очередная волна избавления от «архитектурных излишеств» не уподобится опыту шестидесятых годов, а процесс этот будет проведен максимально бережно и уважительно по отношению к памятникам архитектуры. Хотя, глядя на то, как развивается в нашем городе «топонимическая эпопея», надежд на преобладание спокойного, взвешенного подхода, честно говоря, остается все меньше», - резюмирует Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


гр-н  (26.01.23 20:30): Дети, ваши стоны напрасны. Трухлявый совок умер. Его символы мертвы. Ответить | С цитатой
инна  (13.07.15 07:38): ВПорядке декоммунизации первым делом в Днепропетровске надо снести 20 метровый памятник Григорию Петровскому (еврейскому революционеру-боьшевику, зэку сидевшему в царских тюрьмах за страшнве преступления-например В ноябре 1914 онбыл арестован и в феврале 1915 осуждён к высылке на вечное поселение в Туруханский край, в 1916 году переведён в Якутию, но после февральской революции 17 года освобожден.) Петровский был вторым советским наркомом внутренних дел РСФСР (17 (30) ноября 1917 — 30.03.1919).пережившего сталинские репрессии (т.к. участвовал в них непосредственно в качестве. Председателя Всеукраинского ЦИК с 28.11.1918 по 03.1938 (с перерывами). Этот зэк был также Председателем Всеукраинского революционного комитета (11.12.1919 — 19.02.1920), потом он был в команде Сталина совместно с Косиора совершал геноцид украинского народа (дожил до 80 лет и прах его замурован в Кремле по иудейской каббалле. . СНЕСТИ ПАМЯТНИК ЭТОГО ДЕГЕНЕРАТА с привокзальной площади города Днепропетровска!!! Ответить | С цитатой
Гость  (28.06.15 19:29): Зачем доходить до маразма? Всё хорошо в меру.
Историю нужно не искоренять, а изучать.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
настойчивый  (28.06.15 12:07): Так не понял, символику уберут, а дома где она висела оставят? Это тоже дело рук комуняцкого режима. Ответить | С цитатой
Горожанин  (28.06.15 10:17): А я и не знал, что у нас в городе такая красота! Сколько раз проходил мимо этих зданий и даже не замечал этих орнаментов! И так большинство людей. Сделано со вкусом, но скромно. Но если все это ободрать, то заметно станет сразу всем. Даже тем, кто не замечал самих этих зданий. И тогда люди задумаются кое о чем.
Не стоит будить лихо, пока оно тихо.
Ответить | С цитатой
Варвар  (27.06.15 17:15): Ввести дополнительный налог на депутатов верховной рады, принявших закон, и их имущество, вплоть до конфискации с целью обеспечения финансами переименования улиц и уничтожения символов СССР. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
так  (26.06.15 14:51): То же, что и весь совок, забвение и мусорка. Ответить | С цитатой
Хунвейбины.  (26.06.15 13:29): Ломать -не Строить. Ответить | С цитатой
Тамара  (26.06.15 10:05): Зина! Военкоматы отменить, а назвать "пундотмуж"- пункт для отловли мужиков. А вообще архитектуру всю оставить, она кушать не просит, а мы просим. Ответить | С цитатой
Зина  (26.06.15 00:06): А военкомат - это советский символ?
военком, комиссар - это откуда? В каких странах есть военкоматы
Ответить | С цитатой
1 2 3 4 5 6 7 8
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте