В 1900 г. в северо-восточной части Технического сада, у границы с Городским садом и Проспекта, выделяется земельный участок Екатеринославскому обществу попечения о детях. Уже 5 ноября этого года Общество торжественно открывает выстроенное на этом участке здание зимнего гимнастического зала для учащихся средних учебных заведений города. Создание специального гимнастического зала было идеей здравой и своевременной. В этот период гимнастика активно вводится в учебные курсы как предмет, необходимый для полноценного развития учащихся. Вместе с тем занятия можно было проводить только на открытых площадках, т. к. ни одно учебное заведение не имело помещений, пригодных для их проведения.
Реализуя свой благотворительный проект, Общество побеспокоилось и о его финансовом обеспечении. Выстроенный зал получил сцену, партер, ложи, галёрку и мог использоваться не только как гимнастический, но и как театральный. Правда, в партере можно было поставить только стулья, которые постоянно приходилось убирать и выставлять снова, но это мероприятием окупалось. Побеспокоилось Общество и о пожарной безопасности зала. Он стал первым общественным зданием города, конструкции которого были выполнены из монолитного железобетона (работы производила компания «Моникур и Эггерт»). Сразу после открытия зала он получил название «Новый Зимний театр» (до этого Зимним театром называли Аудиторию народных чтений).
В середине 1900-х гг., после строительства нескольких гимнастических залов при учебных заведениях Общество принимает решение закрыть свой зал за ненадобностью и перестроить его в полноценный театр. Перестройка проводилась в 1906-1907 гг. по проекту архитектора Ф.Ф. Булацеля. Здание было расширено новыми фойе, лестницами, служебными помещениями. Зрительный зал вырос в высоту, получив 5 ярусов лож и балкон. В новом виде он мог вместить 1 200 человек, став самым большим в городе. Главный фасад и интерьеры были заново отделаны в стиле модерн. Единственное, чего не получил театр, так это собственной труппы.
В 1910-х гг., после строительства театральных залов при клубах Зимний теряет свою монополию на исключительность. Но в 1917 г., когда в театре в большом количестве проводятся митинги и собрания различных политических партий, он становится главным общественным залом города. А с 11 по 19 марта 1918 г., когда здесь проводились заседания ІІ-го Всеукраинского съезда советов, даже главным залом государства.
В 1920-е гг. Зимний, переименованный в театр имени тов. Луначарского, продолжает использоваться как для проведения собраний, съездов, митингов, так и для гастрольных выступлений. Только в 1927 г. театр получает собственную труппу, первую театральную труппу города, переведенный из Киева 1-й государственный театр украинской драмы им. Т.Г. Шевченко. В 1931 г. театр им. Шевченко перемещают в бывший театр Английского клуба, а театр им. Луначарского передают созданному в 1928 г. Днепропетровскому Рабочему Оперному театру.
Д.Р.О.Т. с его громадной труппой в 150 человек с трудом разместился в здании, в котором было только 4 гримёрных, а под цеха театра пришлось занять верхние фойе. Проект реконструкции был выполнен харьковским архитектором А.В. Линецким. В 1934 г. были достроены гримёрные, декоративная мастерская, построен костюмерный и бутафорский цех, но сцена реконструирована не была. Фасады здания также не стали переделывать. Реконструкция главного фасада была выполнена только в 1940-1941 гг., уже по проекту А.Л. Красносельского.
На 1943 г. от здания уцелели только капитальные стены. В связи с отсутствием в городе подходящего зала в 1944 г. было принято решение ликвидировать Оперный театр. По проекту реконструкции Проспекта 1948 г. руины театра предполагалось снести, чтобы увеличить его ширину, но от этой идеи быстро отказались. Проект, разработанный архитектором М. Клебановым, был готов уже в 1951 г., но восстановление здания началось только в 1953 г. Первоначально его планируют использовать для размещения драмтеатра, но уже в 1954 г., оценив стоимость работ, здание передают профсоюзу строителей под Дворец Культуры.
Для нужд ДК проект пришлось практически полностью переделать. Театр был перепланирован: уменьшен зал, созданы клубные комнаты и дополнительные фойе. Изменился и внешний вид здания (решение фасадов менялось даже в ходе строительства), в котором от довоенной Оперы остался только главный фасад, а от Зимнего театра только капитальные стены. Все эти переделки сильно затормозили работы. ДК строителей был открыт только 7 ноября 1956 г. На удивление, открытие было более чем тихим. Городская пресса вскользь сообщила о нём только в конце декабря, при подведении итогов года. А уже через несколько лет ДК передали театру русской драмы им. М. Горького, который работает здесь и сегодня.
Валентин СТАРОСТИН