С 1790-х гг. вплоть до начала ХХ века улица Проточная (с 1890-х гг. – ул. Клубная), была одной из наиболее плохо застроенных улиц городского центра. Первый её квартал формировался гигантскими по площадям усадьбами Кизиловых, Ловягиных, Петровых, Брагинских, на которых практически не было строений. Причиной этого были три небольшие реки (в документах их предпочитали называть канавами), пересекающие город и соединяющиеся в одно русло как раз в районе Проточной улицы. Одной из этих рек-канав – Рыбаковской, протекавшей непосредственно по трассе улицы от Проспекта вплоть до современного театра им. Шевченко, Проточная была обязана и своим названием.
Первым крупным каменным зданием на улице стал построенный в 1890 г. корпус Английского клуба. Но серьезные изменения в характере ее застройки начали происходить только с конца 1900-х гг., после строительства по Рыбаковской канаве городского ливневого коллектора. В течение нескольких лет улица стремительно трансформируется: крупные усадьбы распадаются, сады и одноэтажные домики, находившиеся на них, заменяются крупными корпусами доходных домов и общественных зданий.
Среди прочих новых домовладений в самом начале 1910-х гг. появляется и дом Тувия Иоффе, который приобрел часть усадьбы семьи Петровых. Судя по всему, первоначально на участке Иоффе стоял только небольшой дом на красной линии, о котором известно только то, что в нем находились магазины. Поначалу дом получил адрес Клубная, 4, а к середине 1910-х гг. после выделения еще одного нового домовладения стал домом №6. Уже в 1912 - 1913 гг. на участке начинается строительство совершенно нового комплекса.
К августу 1914 г. на участке уже стояло три новых корпуса доходных домов с 36 новыми квартирами, который город оценил для налогообложения в 47 600 руб. Исходя из принятой в то время формулы оценки недвижимости, реальную стоимость домовладения можно определить примерно в 400 000 руб. Иоффе не согласился с такой оценкой и, указав на то, что полностью готово только 16 квартир, 4 квартиры ещё не отделаны, а все остальные помещения предназначены под размещение гостиницы и ещё не арендованы, добился понижения оценки до 26 820 руб.
Пышно отделанные в стиле модерн корпуса сформировали первый, парадный двор и определили высокий ранг домовладения. Несмотря на то, что строительство велось по единому плану на протяжении небольшого периода времени, корпуса серьёзно отличаются по этажности. Первоначально правый корпус имел 4 этажа, центральный – 4 этажа и мансарду, а правый – 5 этажей. Скорее всего, это было воплощением аппетита, приходящего во время еды, т.к. никакой логикой подобное различие не объяснить. Завершающий корпус по красной линии так и не был построен. С 1915 г. строительство в городе практически полностью остановилось, а в 1916 г. Иоффе обанкротился, дом перешел в управление кредиторов и о завершении комплекса не могло быть и речи. Одно время даже обсуждалась возможность аренды дома под госпиталь, но городские власти сочли его неудобным для размещения столь специализированного учреждения.
После окончания гражданской войны дом продолжает использоваться как жилой. Более того, несмотря на то, что в 1923 г. улицы Клубная и Воскресенская были объединены под названием «улица им. товарища Ленина» (обычно именовавшаяся Ленинской), дом даже не сменил адрес. Старая адресация с номерами, идущими в обе стороны от Проспекта, была ликвидирована только в 1936 г., через 13 лет после образования новой улицы. По новой адресации, которая начиналась от Днепра, бывший дом Иоффе получил №9. К этому году дом уже значительно изменился. Причины этого не совсем ясны, но ещё в 1931 г. архитектор К. Щукин выполняет для участка проект админкорпуса. К середине 1930-х 4-этажный корпус был уже построен и занят горкомами КП(б)У и комсомола. Здесь же находились редакции газет «Звезда» и «Днепровская правда».
К 1943 г. комплекс полностью превратился в выгоревшие «клетки». Только в 1946 г. он был передан на восстановление паровозоремонтному заводу Министерства черной металлургии. В декабре этого года был введен в строй первый из корпусов. При восстановлении все дворовые корпуса получили одинаковую высоту в 5 этажей. Последний из корпусов дома, перестроенный по проекту К. Клебанова (бывш. горком), который стал жилым домом с магазинами Горкоопторга и Консерв-сбыта, был сдан только в 1948 г.
В 1970-х гг. дом опять пережил реконструкцию. Корпус, выходящий на прокладываемый Театральный бульвар, получил новый фасад с гигантской конструкцией, которая, по первоначальному замыслу, была фонарем. Здесь же были созданы центральные театральные кассы города и общежитие театра Шевченко. Намного позже в соседнем корпусе разместились службы Бюро технической инвентаризации.
Валентин СТАРОСТИН