Улицы — «великаны» и улицы — «карлики»
Днепропетровск, как и любой мегаполис, может похвастаться диапазоном размеров городских магистралей — от крошечных переулков до шоссе с транспортными развязками. Каковы самая длинная и самая короткая улицы в городе? Самой длинной магистралью можно с полным правом назвать днепропетровскую набережную. Ее длина–около 23 километров. Она простирается вдоль правого берега Днепра, от исторической Диевки до не менее исторической Лоцманской Каменки. Формально набережная состоит из трех разных объектов — улиц Набережная Заводская, Набережная имени Ленина и Набережная Победы. За место самой длинной отдельной магистрали Днепропетровска конкурируют улица Передовая в Амур-Нижнеднепровском районе, длина которой — 10,5 километра, и улица Героев Сталинграда, протянувшаяся до южной границы города на 10 километров.
Самой короткой магистралью можно назвать улицу Резничную в Жовтневом районе. Фактически это «улица-призрак», однако юридически она существует и насчитывает всего один дом. Раньше улица имела длину два квартала и проходила от Днепра до улицы Иорданской (ныне Коцюбинского). В 1979-1980 гг. строительство городского цирка «съело» один квартал улицы. Уцелевший квартал оказался во дворе между поликлиникой и гостиницей «Днепропетровск». Остался единственный дом № 9 и двор перед ним — вот и вся улица Резничная. Ее длина — чуть больше 100 метров.
На семисотый – восьмисотый рассчитайсь!
Еще один вид «уличных» рекордов – по количеству номеров. Нижнюю строчку рейтинга занимает названная выше улица Резничная с ее единственным домом номер 9. А самой «насыщенной» улицей является одновременно и самая длинная улица – Передовая. Согласно атласу «Весь Днепропетровск» 2009 г. здесь числится 816 номеров домов. Причина такого рекорда проста – в застройке улицы доминируют частные дома, потому и номеров гораздо больше, чем в историческом центре, где одно здание нередко занимает целый квартал. Улица Передовая образовалась в 1960-1970-е годы и проходит по территории сразу трех древних селений – Ломовки, Елизавето-Каменки и Березановки.
Самые древние и самые молодые
На роль самых древних могут претендовать сразу несколько улиц Екатеринослава. Во-первых, это улица 8 Марта – бывшая Дворцовая. Деревянные здания – дома губернатора, вице-губернатора и архиерея – были построены здесь неподалеку от дворца Потемкина в самом начале 1790-х годов. Всего на пару лет моложе и сеть улиц вокруг ЦУМа – бывшее ядро слободы Половицы. С середины 1790-х годов на этом месте образовались несколько улиц – Железная (ныне Миронова), Упорная (Глинки), Московская, Харьковская и Литейная.
В составе Днепропетровска сейчас находятся и более старые, чем Екатеринослав, поселения. Например, это Новые Кайдаки, основанные в XVII веке. Кварталы улиц здесь должны помнить события XVIII века. Однако соответствует ли современная планировка поселка исторической или это новые улицы на остатках старой крепости и ее предместий, установить трудно.
Самые молодые улицы – в районах коттеджной застройки, каждый год вырастающих на окраинах. В 2009 г. зарегистрированы улицы Жокейная и Ахтырская в Амур-Нижнеднепровском районе. Годом ранее – улицы Глущенко и Чернявского (АНД район), улицы Дорогая, Агатовая, Яхонтовая и Струмковая поселка Дорогое (Бабушкинский район) и новые улицы поселка Чапли (Самарский район) – Акациевая, Нектарная, Тюльпановая и Любимовская. Самый молодой бульвар Днепропетровска – бульвар Кучеревского, построенный в 2008 г.
Проспект–«карлик»
Днепропетровск может похвастаться еще одним удивительным рекордом. Здесь есть проспект-«карлик», длина которого — всего три квартала. Это проспект Ильича. Планировался проспект намного больше — как южное (от центра) объездное кольцо от набережной Победы до проспекта Петровского и далее через виадук до будущего Кайдакского моста. Проспект Ильича начали застраивать в 1960-е годы. Уже в семидесятых годах XX века от идеи «большого кольца» отказались. Памятником этому «мегапроекту» остались три квартала проспекта Ильича и спуск Тольятти от набережной Победы до улицы Лазаряна, известный в народе как «тещин язык».
Такие «рекорды» наших улиц и проспектов обусловлены сложной градостроительной историей Днепропетровска, выросшего из нескольких улочек до огромного мегаполиса.