«Домашний» архитектор русской знати и государя императора
Николай Владимирович Султанов (1850-1908) был талантливым архитектором. Он окончил Строительное училище в Петербурге, получил специальность гражданского инженера и быстро сделал преподавательскую карьеру в своей альма-матер. Султанов стал известным исследователем древнерусской архитектуры, читал курс лекций по древнерусскому зодчеству в Археологическом институте в Петербурге (в 1882-1885 гг.).
Архитектурная карьера Султанова началась с высокой ноты. После знакомства с графом С. Шереметевым он стал домашним архитектором этой династии. С 1878 по 1891 гг. Султанов работал домашним архитектором Шереметевых и Юсуповых. С 1895 по 1903 гг. возглавлял свою альма-матер – Институт гражданских инженеров. Венцом признания стало звание академика Академии художеств в 1893 г.
В период правления Александра III (1881-1894 гг.) Султанов фактически превратился в придворного архитектора. Он стал живым классиком «неорусского стиля», идеально отвечавшего вкусам императора. Зодчий спроектировал ряд знаковых построек. Это «придворный» собор Петра и Павла в императорской резиденции – Петергофе (1895-1905) и архитектурная часть памятника Александру II в Кремле (1893-1898). Султанов также прославился реставрацией древнерусских зданий, например, церкви в Останкине, дворца царевича Дмитрия в Угличе на Волге. Ему поручали отделку роскошных дворцов, например, дизайн интерьеров дворца Юсуповых в Петербурге и генерал-губернаторского дома в Москве.
Церковь на заводской окраине Екатеринослава
Каким образом творчество Султанова оказалось связано с нашим городом? В 1889 г. дирекция Александровского Южно-Русского, или Брянского завода (ныне завод Петровского), в то время самого крупного предприятия Екатеринослава, заказала модному архитектору проект церкви. По негласному кодексу того времени, строительство церкви являлось своеобразным «брендом» предприятия, символом его финансового благополучия и влияния на рынке.
Место для нового храма избрали на западной окраине Екатеринослава, среди пустырей, рабочих слободок и заводов. Этот район начал застраиваться только в 1870-1880-х годах. В 1889 г. на Цыганской площади состоялась торжественная закладка храма с участием епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона. Меценатами строительства, кроме дирекции Брянского завода, выступили другие промышленники, в частности, владельцы кирпичных заводов.
В 1896 г. храм освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне улица Рабочая, 3-Б). Правда, церковь до сих пор имеет два названия – Благовещенская и Александро-Невская. Она построена на месте часовни Александра Невского, в честь князя был назван и один из приделов храма. Цыганская площадь возле храма также получила название Александро-Невской (сейчас застроена).
Есть информация, что проект Султанова был использован для строительства еще одной городской церкви, тоже Александро-Невской. Она была построена в конце 1890-х годов неподалеку от первой – на Чечелевском кладбище (ныне парк Калинина) и была снесена в середине XX века. Правда, эта церковь выглядела значительно скромнее.
Благовещенская церковь была однокупольной – с высоким луковичным куполом и высокой шатровой колокольней. Снаружи и внутри здание украшал богатый декор в стиле древнерусских церквей. Церковь отлично просматривалась со многих точек и служила доминантой нижних кварталов улицы Рабочей.
Судьба храма
В 1930-е годы храм закрыли. Богослужения возобновились во время немецкой оккупации, после освобождения города церковь оставили действующей. Однако время не пощадило великолепный облик храма. В 1930-е годы или во время войны (точно неизвестно) здание лишилось массивной колокольни. Сильно разрушенный главный купол восстановили в очень упрощенном виде. Возрождение церкви длилось вплоть до середины 1960-х годов.
В советское время это был один из немногих действовавших храмов в Днепропетровске.
В середине 1990-х годов был разработан проект восстановления храма в его первоначальном виде, но он не был реализован из-за недостатка средств. Благовещенская церковь охраняется как памятник архитектуры местного значения. Будем надеяться, что со временем храм все-таки будет восстановлен как один из ценных памятников «неорусского стиля» в нашем городе.