Історія Гранд Готелю
Готель Україна
Готель Україна
Готель Україна
Готель "Україна"
Готель Україна
Готель Україна
Ріг пр. Карла Маркса і вул. Короленка
Готель Україна
Готель Україна, просп. Карла Маркса
Готель Україна
Готель Украіна. Після дощу
Часть 1. Собственность Рейха
В ходе боев за город 19 августа — 19 сентября 1941 г. здание было покинуто. Магазины, расположенные в нем, были разграблены в ходе эвакуации и в первые дни оккупации. Значительная часть архива НИИ «Стальпроектмеханизация» и книг областной медицинской библиотеки были сознательно уничтожены при отступлении Красной армии. Несмотря на то, что город многократно обстреливался и подвергался бомбардировкам, в здание, похоже, не было ни одного прямого попадания, и основные повреждения были причинены осколками и ударными волнами от близких разрывов.
Осенью 1941 г. дом был объявлен собственностью немецкого Рейха. Под конфискацию была подведена приличная юридическая база. Во-первых, часть помещений здания принадлежала профсоюзным организациям, деятельность которых в Германии была запрещена ещё в 1930-е гг., а любая профсоюзная собственность подлежала конфискации. А, во-вторых, остальные помещения были заняты госучреждениями и госпредприятиями, которые становились собственностью германского правительства уже совершенно автоматически.
Ремонтные работы в здании были начаты уже в октябре-ноябре 1941г. Так, в конце ноября уже начал работу немецкий «Центральный» кинотеатр (бывший «Жовтень»). В середине февраля 1942 г. в его помещения был перемещён открытый ещё в декабре 1941 г. (в помещении современного кинотеатра «Родина») кинотеатр «Виктория», и с 22 февраля кинотеатр работал уже под этим названием.
С конца декабря 1941 г. в помещениях второго этажа здания размещается Главное архитектурно-планировочное управление Днепропетровска. Основным заданием, поставленным перед ГлавАПУ, было восстановление планов города, планов подземного хозяйства и сетей. Для этого в здании были сконцентрированы остатки архивов институтов «Промстройпроект», «Стальконструкция», «Шахтострой», «Днепропроект» и собственного архива ГлавАПУ, который включал даже изготовленный в 1930-е гг. рельефный макет города. С весны 1942 г. при ГлавАПУ начал работу отдел землеустройства Днепропетровской украинской вспомогательной городской управы.
В 1942 г. в здании работал комиссионный магазин Ткачёва, занимавший помещение у входа в кинотеатр. О других коммерческих заведениях этого периода сведений не обнаружено.
На сегодняшний день считается, что в октябре 1943 г. здание было подожжено немецкими сапёрами. В этой версии есть рациональное зерно. В здании была сконцентрирована практически вся техническая документация, как уцелевшая в 1941 г., так и восстановленная в 1942-1943 гг., по сетям Днепропетровска, съемки крупных масштабов, чертежи значительного количества зданий и сооружений самого различного назначения. Поэтому вероятность того, что был отдан приказ об уничтожении этого громадного архива, очень велика. Вместе с тем имеющиеся сведения о ходе боёв за освобождение Днепропетровска в сентябре-октябре 1943 г. не позволяют однозначно оценивать ситуацию. Вполне возможно, что здание загорелось при обстрелах города в результате одного или нескольких прямых попаданий. Независимо от причин пожара 25 октября 1943 года от здания остались только закопченные стены. По воспоминаниям архитектора В.А. Зуева: «В огне пожара деформировались железобетонные перекрытия, сгорели выразительные купола кровли. Был изуродован фигурный кованый шпиль… Я видел, как это кованое украшение несколько месяцев валялось на тротуаре. Потом, после очередного субботника его не стало. Скорее всего, пошло на металлолом. До сих пор не могу себе простить, что ничего не предпринял, что бы спасти это произведение искусства».
Часть 2. Гостиница «Интурист»
Уже в 1945 году архитектором А.Л. Щёкиной выполняется проект восстановления дома №101 по проспекту Карла Маркса под гостиницу типа «Интурист». Хотя «здание улучшено введением новых архитектурных элементов», первоначальный силуэт восстанавливался, а все уцелевшие элементы отделки фасадов подлежали реставрации. Планировалось, что здание гостиницы будет завершено к 1950 году.
Отсутствие средств и стройматериалов не позволило реализовать этот проект. В 1948г. здание ещё стояло в руинах, и перспективы его восстановления под гостиницу были далеко не однозначны. Так, 17 июля 1948г. Днепропетровский горсовет передаёт часть здания артели «Музремонт» для восстановления под магазин и контору. Артель даже начала ремонтные работы в своей части здания (восстановление разрушенных зданий по частям было характерно для конца 1940-х гг., поэтапно восстанавливались ЦУМ, «Детский мир» и целый ряд других зданий). Решение о передаче здания городскому гостиничному тресту было принято только в 1949г. Здание передавалось тресту полностью, причём без компенсации финансовых вложений «Музремонта» в его восстановление.
Проект восстановления здания был поручен архитектору В.А. Зуеву. Впоследствии он вспоминал: «При восстановлении дома, несмотря на распространённую практику тех лет повсеместного «переодевания» всех стилей в классицизм, было решено сохранить этот яркий образец украинского модерна. К сожалению, пришлось упростить многоярусное завершение кровли и заменить сложную форму центрального купола башней». Это упрощение силуэта было вызвано как причинами политического характера (барочные силуэты кровель в этот период считались проявлениями украинского буржуазного национализма), так и причинами экономическими (воссоздание кровли здания в первоначальном виде было очень дорогостоящим).
Проект восстановления здания был согласован уже в 1949г. Проектом предусматривается создание вместо малых башен фронтонов барочных очертаний, простой профиль кровли, усложнённая угловая башня по общим очертаниям и отдельным деталям, ориентированная скорее на русские, чем на украинские образцы. Серьёзные изменения предполагались и в наружном декоре. В целом здание должно было стать намного помпезнее и грубее.
Дальнейшая судьба этого проекта неизвестна. Скорее всего, В.А. Зуев несколько раз корректировал его с целью упрощения декора и снижения стоимости строительства. В результате в 1952–1953гг. здание было восстановлено с максимальным сохранением старых фасадов и максимально упрощённым решением кровли. Все малые башни были заменены барочными фронтонами. Вместо угловой башни установлен достаточно тяжеловесный четырёхгранный шатёр. Использование при восстановлении черепицы было продиктовано не эстетическими, а экономическими соображениями (нехваткой кровельного железа). На главных фасадах исчезли балконы. Были и другие, менее заметные изменения.
Очень значительно была изменена планировка здания. Корпус театрального зала был надстроен до четырёх этажей. На первом и втором этажах разместился ресторан гостиницы с отдельным входом, а верхние этажи заняты номерами. Полностью исчезли отдельные торговые помещения. Главный вход в здание был перенесен в угловую башню, в которой создан новый вестибюль. Достаточно сложная планировочная схема этажей, в которой присутствовали комнаты разных размеров и даже достаточно большие залы, была заменена коридорной планировкой с небольшими по площади номерами.
Гостиница, получившая название «Украина», была открыта в 1954г. Первоначально она сохранила старый адрес: Проспект, 101. Только в 1962г., по совершенно непонятным причинам, ей был присвоен адрес: улица Короленко, 2. Открытие гостиницы прошло тихо и незаметно. В местной прессе не появилось ни одного сообщения, посвящённого окончанию строительства. Первые фотографии гостиницы «Украина» появились в газетах «Зоря» и «Днепровская правда» только в 1957г. Первые открытки с изображением гостиницы «Украина» вышли в серии 1959г. В дальнейшем популярность здания стремительно нарастает, и к концу 1960-х гг. оно вновь входит в число основных достопримечательностей города Днепропетровска.
Столь медленное «возвращение» здания в число визитных карточек города обуславливалось несколькими факторами. Официальное искусствоведение по-прежнему негативно оценивало здание. Характерным является в этом отношении мнение О.А. Швидковского, указавшего, что «авторам проекта не удалось преодолеть безвкусицу старого здания. Чрезмерная декоративность (в плохом смысле этого слова), вычурность деталей и отпечаток стилизаторства в «русско-украинском» духе отмечают эту неудачную по своим архитектурным формам постройку». Местная власть была ориентирована на создание новых символов города, свидетельствующих о его неуклонном продвижении по пути строительства социализма, а здание гостиницы «Украина» не очень соответствовало критериям безусловной новизны. Что касается общественного мнения, то горожанам ещё надо было привыкнуть к новому, значительно ухудшившемуся, по сравнению с первоначальным, облику здания. Именно по мере этого привыкания и восстанавливалась популярность здания.