Ранняя история поселков Каменки, Ломовки, Березановки почти не исследована. Каменку (район СШ 114, 20 горбольницы) считают одним из древнейших поселений на Левобережье. Историк края Феодосий Макаревский в "Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" (1880) пишет: "Слобода Камянка, Новомосковскаго уезда, имеет за собою древнейшее происхождение. Об удалых казаках-лоцманах у Камянскаго чрез Днепр перевоза находим упоминание около 1596 года. Все путешественники с западнаго края, все чумацкие и казацкие ватажки, шедшие на Дон и в Кагальник за рыбою, с одной стороны, а равно и все промышленники и торговцы из Курской и Орловской, из Воронежской и Харьковской губерний, отправлявшиеся в Крым за солью, с другой стороны, - все переезжали чрез Днепр, на правой стороне его, у Новаго Кайдака, а на левой - у Камянки. По распоряжению Коша, насупротив Новаго Кайдака, на левой стороне Днепра, осажено, устроено было несколько землянок и бездворных хат и помещена в них перевозочная команда запорожскаго казачества, с строгим наказом команде - "всем путешественникам облегчать переезд чрез Днепр". В Камянке, около перевозочной команды, вскоре начали селиться семейные казаки, около 1700 г. находим здесь целую, довольно многолюдную слободу, частию из абшитованного, отставнаго, выслужившагося у Коша, казачества, а частию из народа пришлаго". В 1750 г. в слободе Каменке уже была деревянная Спасо-Преображенская церковь.
Запорожский казак Никита Корж в своих "Устных воспоминаниях" (Одесса, 1842) пишет о "Старожилой Камянке", напротив Новых Кодак, "в коей жил первый основатель оной, Каменский, от коего она и название свое получила".
Во время русско-турецкой войны 1735 - 1739 годов русские войска строили здесь оборонительные укрепления - редуты, остатки некоторых сохранялись еще во второй половине минувшего ХХ столетия.
Сведения о происхождении Ломовки и Березановки еще более скудны, если не сказать, отсутствуют. Известный днепропетровский краевед Михаил Богомаз приводит две версии происхождения названия села: от обширной березовой рощи, которая росла когда-то на окраине поселка. Березановка, и, более вероятную, - по имени основателя, как и множество других селений. Имеются свидетельства о том, что якобы в 1757 году, богатый казак, сотник Березан, ушел с воинской службы и основал здесь хутор, приглася родственников и знакомых. Постепенно хутор Березана перерос в село. В 1966 г. в шести километрах от Березановки появилась станция Березановка Приднепровской железной дороги, которая исполняет функции разъезда и обгонного пункта на одноколейной линии Днепродзержинск - Новомосковск-Днепровский.
В конце XVIII - начале XX вв. населенные пункты входили в Новомосковский уезд Екатеринославской губернии.
Более детальные источниковые материалы появляются в начале ХХ века. В первые годы Советской власти Каменка, Березановка и Ломовка вошли в Елизавето-Каменский район, причем центр этого района располагался в Каменке. Книга "Описание населенных мест Екатеринославской губернии" на 1 января 1925 г. сообщает такие сведения о населении и хозяйстве трех сел. В Каменке тогда было хозяйств - 855, мужчин - 2100, женщин - 2314, обоего пола - 4414, мельниц тепловых - 2, ветряных - 14, маслобоек - 1, кузниц - 3. В районном центре были предусмотрены и меры противопожарной безопасности: 2 бочки и 1 машинный насос. Из общественных учреждений были 2 школы соцвоса (социального воспитания), 1 хата-читальня и 1 амбулатория. Ежегодно здесь собирались три ярмарки: Благовещенская (25 марта), Александро-Невская (29 августа) и Введенская (21 ноября). Обуховка тогда входила в Елизавето-Каменский район.
Аналогичные параметры развития в 1925 году имели Ломовка и Березановка. В "селе Березановском" насчитывалось хозяйств - 895, мужчин - 1455, женщин - 2850, обоего пола - 4305, мельниц ветряных - 8, кузниц - 1. Из общественных учреждений были 2 школы соцвоса (социального воспитания). "Село Ломовское" (в дальнейшем получило еще одно название - Фрунзе) имело: хозяйств - 1128, мужчин - 2215, женщин - 2647, обоего пола - 4862, мельниц тепловых - 1, ветряных - 17, кузниц - 3. Из общественных учреждений были 2 школы соцвоса (социального воспитания), 1 хата-читальня.
С середины ХХ века населенные пункты втягиваются в орбиту Днепропетровска, сохраняя, однако, традиционную застройку и стиль жизни. С конца 1970-х годов начинается интенсивное "вторжение" города в патриархальную жизнь заднепровских поселков, выразившееся в постройке Кайдакского моста, прокладке Донецкого шоссе, строительстве жилмассива Фрунзенский.
Одноэтажные улицы в окружении живописных озер - Карпенковое, Шпаковое, Московское, Сага… Сегодня главной магистралью описываемой части города служит улица Передовая. Долгой широкой полосой она тянется через весь Амур-Нижнеднепровский район и проходит как раз на территории трех бывших сел - Ломовки, Каменки и Березановки. Судя по атласу Днепропетровска последнего издания (2004), Передовая улица насчитывает 809 домов. Это тоже своеобразный "рекорд" Днепропетровска. Ближе всего к этому рекорду "подошла" улица Братьев Трофимовых в Диевке - 561 дом. Впрочем, такие "рекорды" вполне обычны по западным меркам - исходя из особенностей тамошней планировки городов - многоэтажный центр - Сити - и коттеджные жилые районы. Улицы в Америке насчитывают не одну тысячу домов. Официальный адрес Белого дома в Вашингтоне - Пенсильвания авеню, 1600.
Но вернемся к днепропетровским объектам.
ДОМ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
На улице Клубной, 25, в центре бывшего села Ломовки, живет родная сестра выдающего писателя Олеся Гончара - Александра Терентьевна Сова. 4 апреля 2004 года ей исполнилось 90. Сам Олесь Гончар прожил в этом доме два года - с 1945 по 1947-ой. Олесь (Александр Терентьевич) Гончар (1918 - 1994) считается одним из наиболее ярких писателей и классиком украинской литературы второй половины минувшего столетия. Основные его произведения - "Прапороносці", "Собор", "Тронка". Особую известность Гончару принес роман "Собор" - о непростой жизни украинского общества середины 1960-х годов, о кризисе культуры и духовности. После выхода этого романа писатель, до того признанный и увенчанный наградами, подвергся резкой критике и публичному осуждению.
По мнению сестры Олеся Гончара, он и родился в современном Днепропетровске 4 апреля 1918 г. в доме № 4 по улице Петрозаводской. После смерти матери, двухлетнего Олеся отправили на Полтавщину к деду с бабой - Гончарам - родителям матери, откуда и происходит его фамилия. Официальной родиной Гончара является Полтавщина, и информация о его рождении на берегах Днепра требует доказательной базы. Однако установлено, что в доме на Клубной уже после Великой Отечественной войны Гончар действительно жил и занимался литературным творчеством.
В Днепропетровске он заканчивал свое обучение на филологическом факультете Государственного университета. Принято считать, что в доме на Клубной, 25 Гончар написал свой знаменитый роман "Прапороносцы" - о событиях Второй Мировой войны в Восточной Европе, о роли Красной Армии в освобождении Венгрии, Румынии и других стран.
Сестра писателя за долгие годы сохранила его личные вещи - карбидную лампу, под которой Олесь Гончар писал "Прапороносцев", книги с дарственными надписями, фотографии. Часть этих экспонатов она передала музею "Литературное Приднепровье" (просп. Карла Маркса, 64), где они и экспонируются сейчас. Долгие годы, начиная с середины 1980-х гг., культурные и национал-патриотические организации, народные депутаты Украины ставили вопрос о придании усадьбе на Клубной, 25 статуса исторического памятника и организации там литературно-мемориального комплекса-музея. Эти инициативы имели определенный успех. Дом был взят на учет как памятник истории, но музей так и не был создан. В середине 1990-х гг. было предложение назвать в честь Олеся Гончара улицу Клубную, однако в начале 2003 г. его имя получила другая улица - одна из самых красивых улиц в нагорной части - бывшая улица Кирова.
ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Нельзя не упомянуть еще об одной исторической личности, судьба которой связана с Заднепровьем. В селе Каменка 12 февраля 1914 г., в семье крестьянина, родился Алексей Федосеевич Ватченко, как сказали бы в советские времена "советский партийный и государственный деятель". Окончив в 1938 физико-математический факультет Днепропетровского университета, пройдя войну, Ватченко прошел многие ступени партийной иерархии. В 1965-76 гг. он - первый секретарь Днепропетровского обкома Компартии Украины, "хозяин области". С 1976 г. - председатель Президиума Верховного Совета УССР (то есть номинальный глава Советской Украины), параллельно заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Однако была в жизни А.Ф. Ватченко одна коллизия, которая непосредственно связана с одним из героев нашего рассказа, Олесем Гончаром. Дело в том, что с выходом романа последнего "Собор", он был подвергнут обструкции и критике в СМИ. Одним из инициаторов этой акции называют тогдашнего лидера области А.Ф. Ватченко. Согласно многим публикациям в прессе, первый секретарь увидел в некоторых персонажах романа намек на свою жизнь и, таким образом, пытался препятствовать распространению тиража "Собора". А.Ф. Ватченко был противоречивой личностью, но некоторые факты его деятельности заслуживают благодарности днепропетровцев. Долгие годы директором Днепропетровского исторического музея имени Д.И. Яворницкого была сестра Ватченко - Горпина Федосеевна - подвижник музейной работы (к сожалению, недавно ушедшая из жизни). Именно за время ее директорства была выдвинута идея капитальной реконструкции музейного комплекса; вновь выстроено огромное здание с диорамой "Битва за Днепр" и новой экспозицией (конец 1970-х гг.). А.Ф. Ватченко, имея большое влияние на принятие решений в тот период, оказывал помощь в осуществлении этих инициатив.
Так в одном из районов Днепропетровска косвенно переплелись судьбы двух неординарных исторических личностей.
"ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ВЕНЕЦИЯ": ЖИЛМАССИВ ФРУНЗЕНСКИЙ
В середине 1980-х годов Днепропетровск интенсивно застраивался жилмассивами - заканчивалось строительство Тополя, возводился Левобережный. Внимание архитекторов стал привлекать и описываемый нами участок левобережного Заднепровья. Интенсивному строительству способствовало и то, что в этом месте в 1975-1982 гг. появился Кайдакский мост, значительно улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым и открывший перспективу быстрого освоения левобережных территорий. После открытия моста магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных в Днепропетровске, приняла на себя нагрузку транзитного автотранспорта.
В 1985 г. строителям была выдана строителям проектная документация на сооружение нового жилмассива - Фрунзенского. Название он получил в память о видном советском военачальнике - Михаиле Фрунзе. Планировочную структуру района разрабатывал институт "Днепрогражданпроект". Новый массив решено было расположить неподалеку от завода горношахтного оборудования. Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города - на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек. Район Фрунзенский стал последней масштабной стройкой советской эпохи такого масштаба в Днепропетровске. Вот как описывала "планов громадье" газета "Днепр вечерний" в марте 1985 г.: "По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных… Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне… Девятиэтажные, двенадцатиэтажные, шестнадцатиэтажные дома вырастут на берегу Днепра. Близость к воде подчеркивается преимущественно голубого цвета зданиями. Уходя вглубь, они становятся более "теплыми" - охристого и красно-коричневого цвета".
Фрунзенский массив в Днепропетровске проектировался как "днепропетровская Венеция", подобно киевской Русановке - "нашумевшему" в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами.
Строительство первой очереди массива проходило в 1985 - 1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва. Многоэтажки Фрунзенского действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Сейчас район разделен на 2 части - Фрунзенский-1 и 2 - по разные стороны Донецкого шоссе.
А что же случилось с планами устройства "Венеции"? Был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром. Этот канал и лесопарковая территория, прилегающая к нему, служат сейчас местом отдыха жителей района.
НОВАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛОМОВКЕ И ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
В центре бывшего села Ломовки, к западу от Донецкого шоссе, возвышается Свято-Покровский храм (ул. Клубная, 34). Православный Свято-Покровский храм построили в Ломовке еще в XIX веке. По воспоминаниям старожилов, в эпоху борьбы с религией, в 1930-х гг., он был разрушен. Однако жителям села удалось сохранить часть икон и другой церковной утвари. После войны они открыли молитвенный дом, заменявший церковь. В середине 1990-х годов прихожане решили построить новую церковь на собственные пожертвования. Возведенная в 1997 - 1998 гг. Свято-Покровская церковь стала центром духовной жизни не только для жителей села Ломовки, но и жилмассивов Фрунзенский и трех Левобережных. Следует особо отметить архитектуру храмового комплекса в Ломовке. Все его составляющие - церковь, дом настоятеля и ограда - выполнены в едином стиле и составляют единый ансамбль. Здания находятся на единой возвышенной платформе, выполнены из красного кирпича. Церковь со шлемовидным куполом, с пристроенной колокольней. Ограда украшена декоративными вставками из белого кирпича. Благодаря своему расположению, Свято-Покровский храм доминирует над окружающей застройкой, хорошо просматривается с Донецкого шоссе и других уголков.
Несколько слов о других достопримечательностях района. В сквере по улице Передовой находится старейший в нашем городе памятник Тарасу Шевченко - бюст на круглом постаменте. Впервые он был установлен в 1927, а по другим сведениям, в 1929 году. В 1985 и 1990 гг. памятник был капитально реконструирован.
В этом же сквере в 27 братских и 3 индивидуальных могилах захоронены бойцы, погибшие при обороне Днепропетровска в августе-сентябре 1941 г. и во время освобождения города в сентябре 1943 г., в том числе пионер-герой Саша Мирошниченко (1928-1941).
Сохранилось здание земского училища бывшего села Ломовка на ул. Передовой, 253 (ныне школа № 90) - памятник архитектуры начала ХХ века. Здесь в 1910-1916 гг. учился известный литератор Григорий Епик (репрессирован в 1930-е гг.).
Своеобразной "достопримечательностью" также является скоростной трамвай. 17 декабря 1996 г. торжественно пущено движение двух веток трамвая по Кайдакскому мосту и Донецкому шоссе длиной более 9 км, одна из которых соединила Кайдаки с жилмассивом Левобережный-3 (проспект Мира), в вторая - ж/м Левобережный с центральным железнодорожным вокзалом. Ветки скоростного трамвая частично разрешили транспортную проблему - одну из самых насущных в жизни района.
Заднепровье в районе Донецкого шоссе и улицы Передовой представляет собой территорию,
где активно проникающая урбанизация соседствует с традиционным, патриархальным
стилем жизни. Контраст застройки - одноэтажные сельские дома и многоэтажки жилмассивов
- дополняется контрастом в уровне жизни, неоднородностью инфраструктуры. В целом,
этот район левобережной части не имеет ярко выраженного целостного лица, за исключением
комплекса светло-синих многоэтажек Фрунзенского. Однако удобное расположение на
перекрестке путей сообщения, обилие растительности, удаленность от промышленных
предприятий делают Заднепровье перспективным районом для дальнейшей жилой застройки,
развития сферы услуг и отдыха, стимулируют дальнейшее освоение береговой зоны
Днепра.
Максим Кавун