Одной из "изюминок" прошедшего Дня города стало открытие реконструированной Набережной. По сей день продолжаются споры о том, что считать главным проспектом Днепропетровска - проспект Маркса или днепровскую Набережную. Без сомнения, единая правобережная Набережная - гордость Днепропетровска. А ведь"город на Днепре" повернулся лицом к великой реке не сразу…
ПРОЕКТЫ XVIII ВЕКА. "ОТКРЫТЫЙ ГОРОД" - ОТКРЫТЫЙ К РЕКЕ
Первые проекты Екатеринослава - и француза Клода Геруа (1786 г.), и русского Ивана Старова (1790 и 1792 гг.) - представляли его как "открытый город". И в смысле культурных контактов, и в смысле организации пространства. На проекте Старова город развернут к реке, и в нагорной, и в низинной части. Прибрежные участки свободны от застройки. В новом генплане города 1817 г. англичанина Вильяма Гесте - та же картина. Многие улицы, ведущие к Днепру, завершаются открытыми пространствами - площадями. Застройка регулярная, в классическом стиле…
Красивым этот район города выглядел только на чертежах, подписанных императорами и губернаторами. Авторы - талантливые архитекторы - не учли в полной мере экономической и финансовой специфики места. Однако вряд ли стоит критиковать их за это. Еще в конце XVIII века был задан вектор развития города - открытого к реке и к днепровским панорамам. И, несмотря на трудности, идея эта была реализована спустя сто пятьдесят лет.
СТО ЛЕТ ХАОСА. "ОДИН СПЛОШНОЙ ЛЕСНОЙ СКЛАД"
Почему первые сто лет своего существования Екатеринослав не имел благоустроенного выхода к реке? Причины тому больше экономические, нежели эстетические. Днепр не играл значительного места в экономике города, потому что транзитному судоходству мешали знаменитые Днепровские пороги ниже Екатеринослава. Только торговля лесом имела перспективы развития. На берегу Днепра сосредоточились различные лесопильные заводы, причалы и склады. Нынешняя улица Пастера в первой половине XIX века носила название Лесопильная.
Вот как описывается прибрежная полоса Екатеринослава в 1910 г.: "Прибрежная часть города отлично видна с железнодорожного моста и насыпи. Она тянется дугой по обе стороны моста и холмистым скатам города, спускающимся к Днепру. Начинаясь выше вокзала под названием Фабричной слободки, она кончается у Потемкинского сада под названием Каменьев. Возвышенная по краям, она в срединной части, начиная с Петербургского переулка и кончая Литейной улицей, представляет низменную, почти ровную площадь, затопляемую во время разлива Днепра… Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей - один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются. На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт".
Это описание дополняет местная газета "Южная Заря", которая весной 1914 г. писала: "Если позабыть немного географию, то, находясь в Екатеринославе, можно не догадаться, что Екатеринослав стоит на Днепре. И подойти к нему и подъехать трудно".
И лишь в начале XX века в районе выхода к Днепру улицы Иорданской (Коцюбинского) устроили платные закрытые купальни на воде "для благородной публики". Находились они на сваях в 20 метрах от берега, к ним вели дощатые мостки. Здесь же каждый год в праздник Крещения проходил обряд освящения воды из специальной проруби - Иордани (отсюда название улицы).
ПОПЫТКА № 1: ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
Начало благоустроенной набережной было положено в тридцатые годы двадцатого века. После событий революции и гражданской войны город понемногу восстанавливался. Большой трудоемкий проект устройства днепровской набережной ждал своего часа. В середине тридцатых годов ХХ века началась реконструкция Днепропетровска на новых основах, которая должна была превратить его в "образцовый, культурный, социалистический город". Новый генеральный план Днепропетровска 1933 года выдвинул тезис о равномерном развитии городской застройки по обоим берегам Днепра.
Река Днепр вдруг оказалась в центре города. Город начал поворачиваться лицом к великой реке. Тогда же появилась идея единой днепровской набережной. По плану 1933 г. запроектировали построить обширную набережную, которая имела бы значение главной магистрали Днепропетровска.
Важная причина, которая сделала возможным устройство Набережной - ввод в эксплуатацию плотины Днепрогэса в 1932 г. Днепровские пороги были затоплены, открылось транзитное судоходство в среднем и нижнем течении реки до устья. Уровень воды Днепра в пределах города удалось стабилизировать. Это избавило Днепропетровск от угрозы разрушительных наводнений, которые были, например, в 1917 и 1931 гг.
По образцу других больших городов Советского Союза, прежде всего, Москвы, осуществляются попытки реконструкции центральной части Днепропетровска. Больной проблемой композиционного решения города было обустройство выхода к днепровскому берегу. Днепропетровск 1930-х годов все так же не имел выхода к Днепру. Прибрежная территория по-прежнему представляла собой скопление промышленных предприятий, пристаней и торговых помещений с хаотичной застройкой. В январе 1934 года IV городская партийная конференция наконец приняла решение о строительстве Набережной на правом берегу Днепра и обратилась с призывом к трудящимся города: "Превратим Днепропетровск в образцовый социалистический город!".
Уже 7 января 1934 г. в городской газете "Зоря" появилась статья с описанием будущего Днепропетровска, где, в частности, отмечалось: "В районе Коцюбинской и Ленинградской улиц уже теперь начато сооружение красивейшей части города. Гранитной набережной, которая будет защищать Днепропетровск от наводнений. Вдоль новой набережной разместятся кварталы новых общественных сооружений оригинальной архитектуры - дом Красной армии, Радиотеатр, Аэроклуб и т.д.". Набережная (первая очередь) должна была охватить берег Днепра в районе выходов трех улиц - Московской, Железной (Миронова), Харьковской. На аллеях, напротив ведущих к воде сходов-спусков, предполагалось устроить фонтаны.
Вскоре начались общестроительные работы. С 1934 по 1940 г. удалось благоустроить небольшой участок: от улицы Ленина до Железной (теперь Миронова). Из всего запланированного в середине 1930-х гг. была возведена лишь облицованная гранитом подпорная стенка, потом в 1937 г. работы были законсервированы. Дело строительства главной городской набережной в середине 1930-х гг. не удалось сдвинуть из места по ряду причин, главным образом из-за недостаточного финансирования. Работы по обустройству Набережной возобновились в 1940 г., между улицами Харьковской (ныне в этом месте находится часть "Нового" моста) и Ленина. Но на этот раз завершению их помешало начало военных действий.
ПОПЫТКА № 2: ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ
Целостная городская набережная - гордость Днепропетровска - появилась только в 1960 - начале 1970-х гг. При этом были частично использованы довоенные сооружения. Интенсивное строительство стартовало с конца 1950-х гг. от участка, выполненного еще до войны. Велось оно сразу в двух направлениях: к парку Шевченко и к речному порту.
Сама Набережная сооружалась путем намыва песка и подсыпки шлаков. Одних шлаков металлургических заводов скопилось на берегу Днепра до 10 млн. кубометров. Пришлось проложить целую железную дорогу по берегу Днепра, от завода Петровского до Мандрыковки, чтобы подвозить шлаки и другие строительные материалы. Линию берега спрямили, часть прибрежной полосы была расширена. Особенно значительной реконструкции подвергся берег Днепра в районе парка Шевченко. Раньше здесь гранитные скалы подступали к самой воде. Береговая полоса в этом месте была создана частично за счет подрыва скал, частично путем насыпи песка и шлака.
Характерная особенность днепропетровской Набережной - в ее основании проходит мощный бетонный коллектор для водонесущих и кабельных коммуникаций. Наружная стенка коллектора является одновременно подпорной стенкой Набережной. Строительство коллектора велось с 1966 г. Набережную изначально строили с такой "начинкой". Такое совмещение было впервые применено в практике отечественного градостроительства.
Ширина Набережной в центральной части от парапета до красной линии 67 метров. Сюда входят проезжая часть шириной 14 метров, прогулочная аллея и тротуар по 8 метров каждый и зеленая полоса бульвара шириной 37 метров.
Территория вдоль новой Набережной начала застраиваться с 1963 г. Потребовалось много усилий, чтобы ликвидировать болотистую низину, расчистить многолетние свалки, снести обветшавшие постройки. Вместо этого здесь появились многоэтажные жилые и административные здания. Центральный участок Набережной застраивался как единый ансамбль. Одним из первых поднялось массивное девятиэтажное здание института Укргипромез (между ул. Плеханова и Юлиуша Словацкого). В 1968 г. торжественно открыта двенадцатиэтажная гостиница "Днепропетровск" на 650 мест. Безусловно, самым известным объектом на Набережной является многострадальный "Парус", строящийся уже 30 лет. Успешный конкурс по продаже долгостроя в августе 2005 г. дает надежду на его быструю достройку. Современное здание речного вокзала построено в начале 1980-х гг. Старое здание вокзала было гораздо скромнее, появилось в 1950-х гг. в стиле "сталинский классицизм". Новое здание имеет оригинальное решение: оно построено не вдоль, а поперек берега реки. Возле "Паруса", прямо в водах реки, построили небольшое, сразу ставшее известным круглое сооружение - ресторан "Поплавок".
ТРИ НАБЕРЕЖНЫХ В ОДНОЙ: ЗАВОДСКАЯ, ЛЕНИНА, ПОБЕДЫ
Как видим, в шестидесятых годах город вышел к Днепру в его центральной части. А что же окраины? Немного позже днепровскую набережную стали развивать в двух направлениях: на восток - в сторону Мандрыковки и Лоцманской Каменки и на запад - через заводскую зону до Новых Кайдак и Диевки.ПАМЯТНИКИ: СОЗДАТЕЛЯМ НАБЕРЕЖНОЙ И НЕ ТОЛЬКО…
В истории появления Набережной особую роль сыграли, пожалуй, два человека. Борис Яковлевич Мильман, управляющий трестом "Днепроспецстрой" - главный идеолог и реализатор проекта Набережной. Владимир Александрович Зуев - видный архитектор - автор архитектурного решения Набережной и многих значительных объектов. Среди других его работ - проект восстановления гостиницы "Украина", Диорама "Битва за Днепр" с новой экспозицией исторического музея и другие.сентябрь 2005г.
Максим Кавун
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
проспект Карла Маркса, 106 (1925), 1925 Александр Байчук |