Успешный архитектор на службе финансового капитала
Виктор Абрамович Эстрович прожил не очень долгую жизнь, всего шестьдесят лет. Он родился в 1881 г. в г. Россиены Ковенской губернии, теперь это на территории Литвы. Специальность получил в Петербургском Институте гражданских инженеров, который окончил в 1907 г. После этого короткий период работал в городе Александровске (ныне Запорожье). В 1912 г. архитектор перебрался в Харьков, где интенсивно развивались промышленные корпорации и коммерческие учреждения. Харьков предоставлял обилие различных заказов для талантливых архитекторов. Эстрович, успешно экспериментировавший в разных архитектурных стилях — от неоклассицизма до модерна, стал одним из самых востребованных зодчих Харькова первой половины XX века.
До революции Эстрович проектировал доходные дома и особняки по заказам финансово-промышленной элиты Харькова. Его здания и сейчас украшают здесь центральные улицы, например, Сумскую и Пушкинскую. Основные постройки Эстровича — многоэтажные доходные дома в стиле неоклассицизм, богато украшенные колоннами и статуями, или причудливые особняки в стиле модерн. Архитектор старался максимально отразить вкусы заказчика, и в то же время создавал здания высокой художественной ценности. Эстрович продолжил работать и в советский период. Архитектор проектировал уже не доходные дома, а многоэтажные здания для рабочих и чиновников. Виктор Эстрович погиб в оккупированном немцами Харькове. Он был расстрелян в декабре 1941–январе 1942 гг., как и тысячи других евреев, в Дробицком Яру на окраине города.
Молодого зодчего привела в Екатеринослав коммерция
В Екатеринославе Виктор Эстрович проявил себя на заре своей успешной карьеры. В 1909 г. один из крупнейших банков царской России – Санкт-Петербургский международный коммерческий банк – решил построить в Екатеринославе новое здание филиала, открытого десятью годами ранее. Для этой цели требовался архитектор, который сумел бы создать привлекательный архитектурный «бренд» солидного финансового учреждения. Для строительства банк приобрел участок с домом Брагинских на углу Екатерининского (Карла Маркса) проспекта и Клубной улицы (улица Ленина). Путем различных махинаций банк увеличил площадь участка, несмотря на сопротивление городских властей. С мая 1910 по февраль 1912 года на этом месте появилось знакомое всем горожанам здание. Оно стало самым большим банковским офисом и одним из самых больших зданий города того времени. По площади банк уступал нескольким отелям и Городской Думе.
Кто же стал архитектором здания банка? Сначала был проведен всероссийский архитектурный конкурс. Первую премию получил проект петербургского архитектора А.Л. Лишневского, вторую – проект польских зодчих Г. Гиршенберга и М. Файна, а третью – проект петербургских архитекторов Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского. Главная интрига заключалась в том, что банк в результате выбрал проект,… не участвовавший в конкурсе. Его автором был Виктор Эстрович, начинающий архитектор. Этот проект стал для него фактически «путевкой в жизнь», после чего в том же 1912 г. архитектор обосновался в Харькове.
Архитектура банка (ул. Ленина, 13) выдержана в популярном в начале XX века неоклассическом стиле. Монументальное трехэтажное здание, по форме напоминающее букву «Г», имеет приблизительно равные фасады по проспекту и улице Клубной (Ленина). Верхние этажи украшены колоннами и декоративными картушами, которые поддерживают женские головы. В картушах расположены гербы Санкт-Петербурга, отражавшие название банка-владельца. Интерьеры здания решены не менее интересно. Внутри здания сохраняются два вестибюля и двусветный операционный зал. Столетняя «начинка» здания, включая сейфы, до сих пор исправно служит современным владельцам.
После революции 1917 г. банк-основатель прекратил существование, но здание не стали перепрофилировать. С 1921 г. его заняла контора Государственного банка. С 1991 г. здесь располагается областное отделение Национального банка Украины. Фасад здания за сто лет почти не изменился. После революции с крыши убрали декоративные вазы. А вот герб императорской столицы сохранили, и всю советскую эпоху горожане наблюдали его на фасадах и на завершении угловой части. В 2006 году вазы восстановили, а над гербом в угловой части даже появилось утраченное завершение – императорская корона. Менялись надписи над третьим этажом. До революции здесь было полное название банка, в советское время – «Государственный банк», с 2006 г. – «Національний банк України». На угловом фронтоне всегда было написано «Банкъ», правда, сейчас уже без твердого знака.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Будинок Вюглера, вул. Бассейна, 1840-1920 гг. |