Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Банк под императорской короной


Угол Екатерининского проспекта и Клубной улицы

Угол Екатерининского проспекта и Клубной улицы

Проспект. Троллейбус №1.

Государственный банк. Просп. Карла Маркса

Национальный банк

Национальный банк Украины
Архитектор Виктор Эстрович построил в нашем городе только одно здание, но оно сразу вошло в «золотой фонд» архитектуры Екатеринослава. Сначала здесь был офис Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Ныне здесь находится Днепропетровское отделение Национального банка Украины. Импозантное здание в стиле неоклассицизм за сто лет никогда не меняло своего банковского назначения, что также выделяет его из архитектурного окружения.

Успешный архитектор на службе финансового капитала

Виктор Абрамович Эстрович прожил не очень долгую жизнь, всего шестьдесят лет. Он родился в 1881 г. в г. Россиены Ковенской губернии, теперь это на территории Литвы. Специальность получил в Петербургском Институте гражданских инженеров, который окончил в 1907 г. После этого короткий период работал в городе Александровске (ныне Запорожье). В 1912 г. архитектор перебрался в Харьков, где интенсивно развивались промышленные корпорации и коммерческие учреждения. Харьков предоставлял обилие различных заказов для талантливых архитекторов. Эстрович, успешно экспериментировавший в разных архитектурных стилях — от неоклассицизма до модерна, стал одним из самых востребованных зодчих Харькова первой половины XX века.

До революции Эстрович проектировал доходные дома и особняки по заказам финансово-промышленной элиты Харькова. Его здания и сейчас украшают здесь центральные улицы, например, Сумскую и Пушкинскую. Основные постройки Эстровича — многоэтажные доходные дома в стиле неоклассицизм, богато украшенные колоннами и статуями, или причудливые особняки в стиле модерн. Архитектор старался максимально отразить вкусы заказчика, и в то же время создавал здания высокой художественной ценности. Эстрович продолжил работать и в советский период. Архитектор проектировал уже не доходные дома, а многоэтажные здания для рабочих и чиновников. Виктор Эстрович погиб в оккупированном немцами Харькове. Он был расстрелян в декабре 1941–январе 1942 гг., как и тысячи других евреев, в Дробицком Яру на окраине города.

Молодого зодчего привела в Екатеринослав коммерция

В Екатеринославе Виктор Эстрович проявил себя на заре своей успешной карьеры. В 1909 г. один из крупнейших банков царской России – Санкт-Петербургский международный коммерческий банк – решил построить в Екатеринославе новое здание филиала, открытого десятью годами ранее. Для этой цели требовался архитектор, который сумел бы создать привлекательный архитектурный «бренд» солидного финансового учреждения. Для строительства банк приобрел участок с домом Брагинских на углу Екатерининского (Карла Маркса) проспекта и Клубной улицы (улица Ленина). Путем различных махинаций банк увеличил площадь участка, несмотря на сопротивление городских властей. С мая 1910 по февраль 1912 года на этом месте появилось знакомое всем горожанам здание. Оно стало самым большим банковским офисом и одним из самых больших зданий города того времени. По площади банк уступал нескольким отелям и Городской Думе.

Кто же стал архитектором здания банка? Сначала был проведен всероссийский архитектурный конкурс. Первую премию получил проект петербургского архитектора А.Л. Лишневского, вторую – проект польских зодчих Г. Гиршенберга и М. Файна, а третью – проект петербургских архитекторов Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского. Главная интрига заключалась в том, что банк в результате выбрал проект,… не участвовавший в конкурсе. Его автором был Виктор Эстрович, начинающий архитектор. Этот проект стал для него фактически «путевкой в жизнь», после чего в том же 1912 г. архитектор обосновался в Харькове.

Архитектура банка (ул. Ленина, 13) выдержана в популярном в начале XX века неоклассическом стиле. Монументальное трехэтажное здание, по форме напоминающее букву «Г», имеет приблизительно равные фасады по проспекту и улице Клубной (Ленина). Верхние этажи украшены колоннами и декоративными картушами, которые поддерживают женские головы. В картушах расположены гербы Санкт-Петербурга, отражавшие название банка-владельца. Интерьеры здания решены не менее интересно. Внутри здания сохраняются два вестибюля и двусветный операционный зал. Столетняя «начинка» здания, включая сейфы, до сих пор исправно служит современным владельцам.

После революции 1917 г. банк-основатель прекратил существование, но здание не стали перепрофилировать. С 1921 г. его заняла контора Государственного банка. С 1991 г. здесь располагается областное отделение Национального банка Украины. Фасад здания за сто лет почти не изменился. После революции с крыши убрали декоративные вазы. А вот герб императорской столицы сохранили, и всю советскую эпоху горожане наблюдали его на фасадах и на завершении угловой части. В 2006 году вазы восстановили, а над гербом в угловой части даже появилось утраченное завершение – императорская корона. Менялись надписи над третьим этажом. До революции здесь было полное название банка, в советское время – «Государственный банк», с 2006 г. – «Національний банк України». На угловом фронтоне всегда было написано «Банкъ», правда, сейчас уже без твердого знака.

Максим Кавун

История города:

Будинок Вюглера, вул. Бассейна,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте