Весной 1971 года появилась возможность вести раскопки Толстой Могилы, но начинать нужно было немедленно. Борис Мозолевский взялся за эту огромную работу, имея в своем распоряжении только бригаду скреперистов, впоследствии к нему присоединился молодой лаборант. Ежедневно он вставал на рассвете и целыми днями без отдыха и выходных работал. Сначала полностью сняли землю с половины кургана — стали видны все слои почвы, все особенности строения земляной насыпи. Потом стали снимать вторую половину кургана. В нем археологи нашли большой комплект бронзовых украшений погребальной упряжи. Но и это еще было не все. В то время у Мозолевского был уже полностью сплоченный коллектив единомышленников из ученых, студентов и молодежи из города Орджоникидзе. К ним присоединилась также немецкий профессор Рената Ролле.
Раскопки Толстой Могилы настолько заинтересовали жителей города Орджоникидзе, что каждый пытался помочь ученым чем только мог. Помогали предприятия и отдельные люди, более всего — директор горно-обогатительного комбината Григорий Лукич Середа.
Курган был частично разграблен, но все же он таил в себе огромные сокровища. В этой могиле захоронили скифскую царицу с ребенком, а при них — трое слуг. Нашли скелеты лошадей, повозки, дорогую посуду, разнообразную хозяйственную утварь.
Изучив кости животных (коней, диких кабанов, оленей), обнаруженных в глубоком рву возле кургана Толстая Могила, палеозоолог В.И. Бибикова установила, что в поминальной тризне принимало участие от 2,5 до 3 тыс. человек. Примерно такое же количество людей принимало участие в сооружении насыпи кургана, землю для которого возили на возах из заплавы речки Соленой, расположенной в 5 км от Толстой Могилы. Исходя из возможностей одного работника с возом (2 ходки в день по 0,5 м3 земли) археолог Б. Мозолевский подсчитал, что на сооружение кургана ушло от 4 до 8 дней.
«Я нашел ее, расчищая пол подземелья 21 июня в 14 часов 30 минут. Моя фантазия оказалась скудной, чтобы представить себе нечто подобное до раскопок. И я уверен, что не только моя». Так позже описал археолог момент, когда перед ним неожиданно блеснула пектораль.
Пектораль представляет собой культовую вещь, отражающую мировоззрение скифов, их космогонические представления. Поле ее разделено на три яруса: в нижнем — животные, в среднем — растительный мир, а верхний ярус изображает жизнь людей. В ней 1150 граммов золота 958-й пробы, диаметр — 30,6 сантиметра. Поражает высокохудожественная работа древних мастеров, фигурки людей, животных, птиц объемные, выполнены очень реалистично.
В древнем мире пектораль была довольно распространенным атрибутом и выполняла разные функции: от защитных («пектус» с латинского переводится как грудь, поэтому ее носили воины) и до ритуальных (была символом власти). Учитывая материальную и художественную ценность Скифской пекторали, она выполняла последнюю функцию. Украшение нашли в кургане, где было мужское захоронение, - рядом с ней лежал меч в золотых ножнах, поэтому исследователи предполагают, что украшение принадлежало скифском правителю, который также выполнял сакральные функции. «Безусловно, Скифская пектораль имеет сакральный характер, возможно, даже имела определенное значение в осуществлении ритуалов — по этому поводу есть разные интерпретации, - объясняет Любовь Клочко, ведущий научный сотрудник отдела истории ювелирного искусства в Украине Музея исторических драгоценностей Украины. — Трудно однозначно сказать, кому пектораль принадлежала. Но известно, что у скифов, как у всех древних народов, на царя возлагались также и функции жреца. Об этом писал и Борис Мозолевский, подтверждение этому есть также в трудах Геродота».
Некоторые исследователи предполагают, что Скифская пектораль — это календарь. Правда, чтобы вычислить природные циклы по ней, нужны незаурядные способности предсказателя, ведь видимых календарных признаков пектораль не имеет. Зато определенная цикличность на ней представлена. Изделие состоит из трех ярусов: на нижнем изображены животные, на среднем — цветы, на верхнем — люди. Трактуется это следующим образом: животный мир — мир смерти, человеческий — мир жизни, а между ними — древо жизни, которое совмещает и связывает два мира. Словом, пектораль показывает представление скифов о мироздании. Каждая деталь здесь — символ. Так, в уголках верхнего яруса изображены птицы в полете: Мозолевский это рассматривал как воплощение беспредельности пространства. А вот по бокам нижнего яруса находятся кузнечики: «это символы вечной тишины степи», то есть смерти, писал Мозолевский. Здесь можно вспомнить и о календарных признаках украшения — на верхнем ярусе изображены самки с приплодом. «Поэтому верхний ярус также трактуют как приготовление к празднованию нового года, который у скифов приходил весной, ведь изображение потомства указывает именно на этот период», — добавляет Любовь Клочко.
По пекторали можно изучать много граней жизни скифов: их верования, символику, быт, хозяйство, одежду. Удивляет, насколько совершенно здесь представлены изображения зверей и людей — вырезан каждый мускул, каждая складка одежды. Поэтому сразу возник вопрос: кто и где сделал это произведение искусства? Наиболее распространена теория, что золотую пектораль создали древнегреческие ювелиры по заказу скифской знати. Первооткрыватель находки Борис Мозолевский также склонялся к этой версии. «Пектораль изготовлена под непосредственным влиянием Парфенона самобытным художником, который, пользуясь совсем другим материалом, смог подняться до наивысших идей искусства», — пишет он в книге «Скифская степь». Некоторые же современные исследователи склоняются к мысли, что пектораль — дело рук аборигенных мастеров. «Мы с коллегами считаем, что это работа боспорского мастера. Возможно, она была сделана в древнем городе Пантикапее (ныне город Керчь). Сюжет изображений на этом произведении искусства характерен для индоевропейских народов», — считает старший научный сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины Наталья Малюк. Но это не окончательные выводы. Изучение пекторали продолжается доныне.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Перехрестя вул. Чкалова і Червоної, 1942 Бугайченко Роман |