Духовное Правление Старокодацкого Крестового наместничества 21 мая 1774 года (по старому стилю) просило разрешения у Киевского митрополита на строительство церкви со средним престолом во имя Пресвятой Троицы, левым — во имя Трех святителей и правым — во имя апостолов Петра и Павла. Благословенную грамоту от митрополита Гавриила привез в Самарчук иеромонах Давид. Кошевой Петр Калнышевский в письме киевскому генерал-губернатору просил разрешения посланцам от Сечи на покупку дерева для строительства. Дерево сплавили по Днепру до устья Самары и привезли в город зимой 1773-1774 г. Место для храма выбрали на высоком месте, недалеко от берега реки, в центре города, чтобы здание было видно со всех сторон.
Для строительства храма пригласили талантливого зодчего из городка Новые Водолаги (бывшая Харьковская губерния) — казака Якима (Иоакима) Погребняка. После освящения и закладки началось строительство церкви. Ее строили медленно. Г. Надхин указывает, что в 1775 году ее вывели «по окна». Местные жители продолжали посещать старую церковь, которая стояла с 1734 года. Церковь-предшественница была маленькая, тоже деревянная и крытая камышом.
Строительство новой соборной церкви из-за многих обстоятельств было завершено уже после уничтожения Запорожской Сечи в 1778 году. Новое здание состояло из девяти высоких башен, каждая из которых имела четыре яруса. Средние башни выше боковых, а центральная самая высокая. Деревянные сосновые срубы построили на дубовых основаниях (столбах), «... чтобы ветер свободно гулял под полом или помостом, и просушивал сырость и влагу под сооружением». В основе столбов были установлены круглые камни (позже, во время реконструкции в 1830-м году под дубовую основу был положен кирпичный фундамент).
Сначала крыши собора были крыты дубовыми гонтами (деревянные дощечки, в данном случае прямоугольной формы). Эта крыша простояла 50 лет, а в 1830-м году крыши покрыли железом и покрасили зеленой краской. Каждая из девяти башен имела купол завершенный глухим фонарем. Все девять завершений-верхов были позолочены в 1830-м году (до этого времени металлические завершения были окрашены в зеленый), позже в 1850-м году позолоту возобновили. Позолоченными были металлические кресты на вершинах, все четырехконечные с выпуклыми дуговыми ветвями, со звездами на концах ветвей и лучами в прямых углах.
В 1778 году установлен и освящен в главном престоле иконостас, перенесенный из старой Троицкой церкви. В 1780 году изготовлены и освященны новые иконостасы в боковых притворах, а также начат монтаж нового главного иконостаса среднего притвора. Алтарь занимал почти треть общего пространства храма, был разделен двумя поперечными стенами (каждая с двумя пролетами). Трехъярусный иконостас с золочеными пилястрами, карнизами и резной каймой был настоящим произведением искусства. Благодаря фотографиям исследователя церковной старины В. Машукова сегодня имеем представление о внешнем виде этого памятника декоративного искусства. С освящением нового иконостаса главного притвора 18 апреля 1781 (по старому стилю) строительство храма было завершено.
Стены Троицкого собора украшало большое количество старинных икон. Исследователи выделяли три наиболее интересных и старых — запорожских времен — Спасителя, Божьей Матери и Святого Николая. В последнюю четверть XIX в. наиболее почитались две иконы: Иверской Пресвятой Богородицы и Святого Николая, который молится. Обе иконы постоянно использовали при крестных ходах и брались в дома для освящения помещений.
Большое количество окон на фасаде способствовало зрительному повышению объекта, маленькие окна создавали эффект масштабности сооружения. Исходя из того, что окна выступают показателем масштабности, так же как и двери, были уменьшены окна верхних ярусов, что также создавало оптический эффект перспективного увеличения высоты. К собору вели три входных двери из дубового дерева, которые украшались цветными росписями. На резных косяках выполнены виноградные ветви с кистями винограда. Позже косяки были заменены, а двери оббиты железом.
Д.И. Яворницкий оставил краткое описание Троицкого собора: «Архітектура церкви проста: ні колон, ні прикрашень; з зовні церква була обшальована і пофарбована білою фарбою; з середини стіни і склепіння її розписано було картинами релігійного змісту. Іконостас зведено до склепінь, з різьбою і різними фестонами, завитками і іншими хитрощами столярного мистецтва. Живопис на ньому зроблений в старовинній візантійській манері. Висота церкви 31 сажень... При церкві пізніше було окремо поставлено дзвіницю з шістьма дзвонами, з яких найбільший важив 262 п. і 24 ф… два будинки, дерев’яну огорожу і за огорожею криницю з дерев’яним наметом. Дзвіниця, криниця, також як і собор, пофарбовані білою фарбою (їх добре видно на відомому малюнку Васильківського «Соборна площа у м. Новомосковську» – А.Х). Ззовні, на стіні, коло західних дверей, повішено чавунне «било» з прикрашенням зверху, у вигляді двох конячих голів». Сейчас било хранится в экспозиции Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого.
В начале 1880-х годов возникла потребность в новом капитальном ремонте собора, были проведены торги на ремонт храма, в которых победил Алексей Пахучий, однако, на момент начала работ собор был полностью разобран, а техническая документация и чертежи не были выполнены. Поэтому заново собор восстанавливали по фотографии, которую перед началом работ в 1883-1884 годах по заказу Одесского Археологического Общества сделал фотограф из Екатеринослава Иванов. Осенью 1888 года новое здание собора было освящено. Его «ремонт» обошелся в 75 000 рублей.
Храм со сложной и трагической судьбой сих пор поражает своими масштабами и великолепием. История памятника отражает всю драматическую историю Запорожского края и украинской народной архитектуры.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Сердечні вітання з Катеринославу, 1840-1920 гг. |