Светлана! Очень сложно дать короткий и однозначный ответ. Обязательным условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего компьютерной зависимостью.
В тоже время компьютерную зависимость чаще всего осознают окружающие: друзья, родственники, знакомые, но не он сам, что очень схоже с любым другими видами зависимости (алкоголь, наркотики). Поэтому необходимо мотивирование подростка, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.
Компьютерная зависимость - это болезнь и у нее может быть несколько причины:
Недостаток общения, когда подросток не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете. Отсутствие хобби, если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом, то у него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету. Неудачливость, когда человека повсюду встречают неудачи: плохая учеба, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх.Симптомы можно разделить на две подгруппы: психологические и физические. Психологические симптомы: Счастье от нахождения за компьютером, Невозможность оторваться, Увеличение времени, которое человек проводить за компьютером, Друзья и семья уходят на второй план, Выключая компьютера, возникает пустота и депрессия, Ложь друзьям о своём занятии, Проблемы с учебой.
Физические симптомы: Сухость в глазах, Мигрень (невыносимая боль в голове), Боли в спине, Нарушения питания, Пренебрежение личной гигиеной, Нерегулярный сон.
Что родителям делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома. Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.
К кому обращаться: обязательная консультация врача-психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств) – совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога.
Наталия Глумова, психолог Школы Обаяния.