Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Вc, 10 ноября 2024
21:22

О ГОРОДЕ

Лысенко Николай Калистратович


Полковник, командир 74 ГвШАП

Родился в 1916 году в селе Голубовка Новомосковского района в семье крестьянина-бедняка.

В 1930 году после окончания семилетки поступил в ФЗУ, затем работал на Днепропетровском коксохимическом заводе и одновременно занимался в аэроклубе. В 1933 году Николай поступил на вечерний факультет Днепропетровского металлургического института, а через два года по спец набору - в военно-авиационное училище. В Великую Отечественную воевал на разных фронтах.

Звание Героя Советского Союза ему присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года. После Дня Победы еще долго служил в рядах Советской Армии.

В боевой биографии полковника в отставке Н. К. Лысенко много ярких событий, связанных с выполнением боевых заданий командования. Начав Великую Отечественную войну у западных границ СССР комиссаром авиационной эскадрильи скоростных бомбардировщиков, Николай Калистратович закончил ее в Германии, командуя гвардейским штурмовым авиационным полком. Этот полк был трижды награжден боевыми орденами, в его рядах выросло 17 Героев Советского Союза.

Сам командир полка Н. К. Лысенко этого высокого звания был удостоен еще в 1944 году, кроме того, он заслужил в боях восемь орденов и около дюжины медалей, получил 18 благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Внушительными цифрами представлен его лицевой счет: 250 боевых вылетов, 500 штурмовых и бомбардировочных ударов по живой силе и технике врага. А всего полковник Лысенко сводил на цель до 3000 самолетов, провел около 60 групповых и индивидуальных воздушных боев. При этом вместе с ведомыми он уничтожил 22 самолета противника (в том числе 8 в воздушных боях), 35 танков, более 400 автомашин, один бронепоезд, три воинских эшелона, 108 зенитных точек, 32 склада с горючим и боеприпасами. Николай Калистратович четырнадцать раз был сбит. Однажды приземлился на парашюте на занятой врагом территории, и его тут же подобрал наш самолет, совершив посадку в месте его приземления. Это он с выпущенным шасси на бреющем полете обрывал провода полевой связи немцев, нарушая этим управление войсками в критические моменты. Это он в сильный снегопад на бреющем полете разрушил дамбу - единственный путь отступления немецких войск западнее Тихвина, в результате чего фашисты вынуждены были оставить всю технику и спасаться вброд по болоту. Это он возглавил налет 77 советских самолетов на немецкий аэродром в Курске, уничтожив 50 вражеских воздушных машин. Это он первым применил форму боевого порядка самолетов над целью - замкнутый круг, позволяющий длительное время штурмовать цель, успешно обороняться от вражеских истребителей. Применив этот метод при обеспечении наземных войск в момент форсирования реки Сож, группа Лысенко в течение 30 минут непрерывно штурмовала передний край обороны противника, не давая ему возможности и голову поднять. А тем временем наши войска без потерь переправились через реку и развили наступление.

От вылета к вылету, от боя к бою мужал и закалялся характер Николая Лысенко, оттачивалось мастерство воздушного снайпера. Он стал известным летчиком-штурмовиком, его исключительная отвага, отличное управление полком служили примером для многих летчиков и авиационных командиров. И после Победы полковник Н. К. Лысенко еще долго служил в рядах Советской Армии, воспитывал молодое поколение летчиков
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте